Сегодня подкасты активно завоёвывают внимание и становятся значимым форматом в сфере медиа. Они легко вписываются в любой темп жизни, помогают донести информацию, цепляют и удерживают внимание. Для бизнеса это значит одно — уникальную возможность наладить по-настоящему близкий контакт с аудиторией.
Уникальность формата обсудили в подкасте Владимира и Татьяны Морозовых «Собрались и разобрались. Подкаст-индустрия: как всё устроено». Гость выпуска — CEO студии «Толк» и создатель документальных аудиосериалов Гульназ Рату.
Популярные подкаст-платформы
После ухода с отечественного рынка крупных аудиосервисов сложно выделить конкретные платформы. Использование VPN-сервисов не даёт определить точный процент русскоязычной аудитории. Если проигнорировать эти сложности при анализе рынка, самыми популярными площадками остаются:
-
Яндекс Музыка.
-
Apple Podcasts.
-
Spotify.
-
Вконтакте.
Платформ дистрибуции гораздо больше.
Почему современные видеоинтервью называют подкастами
Подкастами сейчас называют всё, «что не так лежит». Сложно не заметить растущую тенденцию к записи «умных мыслей» на диктофон. Сейчас они активно распространяются по социальным сетям в формате коротких вертикальных видео. Из-за внедрения подобных продуктов происходит искажение репутации подкаста как формата. Теряются жанровые особенности, ускользают детали общения с медиапространством и аудиторией.
Всё, что остаётся авторам подкастов — усиливать жанр, объединяясь и работая над повышением экспертизы.
Нет института подкастеров, нет какой-то рамки, где мы измеряем, выносим определённые авторитетные «Топ-10 побед» подкастеров. Поэтому так и происходит. Представителям индустрии необходимо провести классификацию и закрепить её официально. Только тогда люди начнут понимать: подкасты — это отдельная сфера. Чем больше мы, авторы аудиоконтента, будем в этом образовываться, нести экспертизу вовне и подтверждать своими кейсами, тем больше будет ясности.
Аудиоформат vs. видео
Одной из главных причин, по которой формат видео остаётся на вершине популярности — потребительские привычки. Когда мы смотрим ролик, то фиксируемся на экране: наш мозг обрабатывает именно визуальную информацию. Это и обеспечивает более полное погружение, эмоциональную связь с контентом.
Но главное преимущество аудиоконтента — гибкость. Вы можете слушать подкасты или книги, пока заняты руки: во время уборки, готовки, спорта. Это делает подкасты идеальным вариантом для так называемого «on-the-go-entertainment». Если видео требует внимания и визуального восприятия, то аудио позволяет нам оставаться мобильными.
При этом формат аудио меняется. Зумеры когда-то полюбили микро learning, короткие аудио по пять минут, а теперь снова предпочитают длинные форматы. Все смотрят рилсы, а когда они надоедают, хотят лонгриды. Конечно, выбор между аудио и видео зависит от конкретной ситуации и предпочтений каждого. Есть два лагеря. Один говорит, что аудио умирает. Другой говорит, что аудио только набирает обороты.

«Если вы делаете подкаст, найдите классный цветочный или кофейню недалеко от вас и договоритесь с ними на
Новый тренд — аудиосериалы
Аудиосериалы — молодой формат многосерийных историй. Он даёт возможность углубиться в детали, построить для слушателя несколько линий повествования, обратить его внимание на сюжетные ветки разных героев. Такой продукт способен удержать интерес аудитории и затронуть больший спектр эмоций.

«Твоя задача — удержать внимание и дать этот опыт, который будет абсолютным фикшеном, развлечением. Он должен цеплять, вызывать мурашки».
Что ждёт подкасты?

«Если коротко, мне кажется, что всё будет нормально с подкастами».
Во всех сферах рано или поздно происходят изменения, к которым создатели и пользователи обычно приспосабливаются достаточно быстро. Важно следить за развитием индустрии и принимать оперативные решения, отвечающие прогрессу.

«Мы постоянно хороним долгие форматы, а они постоянно вылезают просто из-под земли и такие: „Привет, испугался?“».
К сожалению, избыток информации в медиапространстве ведёт к дефициту смыслов. Именно поэтому ценностью сегодня является аудитория (и важно её качество). Правильная работа с этими ресурсами и рождает спрос на ваш продукт.
5 советов начинающим подкастерам
Не сравнивайте это медиа с другими. Подкасты и видео — не конкуренты. Это разные бюджеты, подход, аудитория, рекламодатели. Нужно держаться за аутентичность, не пытаясь победить другие форматы.
Подкасты — это работа в долгую. Нужно работать над тем, чтобы твой контент заметили.
Вы не разбогатеете. Начинаете подкаст ради заработка и мечтаете купаться в деньгах к концу первого сезона? Забудьте про лёгкий доход. Это не сюда.
Поймите, для чего вам подкаст. Проанализируйте, какую задачу вы закрываете для себя, почему хотите про это говорить, есть ли персональная миссия или искренний интерес. Нужна мотивация, а также понимание того, зачем создаётся контент.
Провалидируйте свою идею. Убедитесь, что она действительно ценна, интересна, уникальна.