«Шахматка» для застройщиков: пережиток прошлого или удобный инструмент?
«Шахматка» для застройщиков: пережиток прошлого или удобный инструмент?

Разбираем знакомый всем застройщикам элемент сайта.

Михаил Головкин
Основатель компании
WEBSHOP
6 февраля 2025

Тему раскрывает Михаил Головкин, основатель компании WEBSHOP.

Давайте честно: шахматка уже устарела, стала неудобной, а на смену ей пришли новые инструменты. Застройщику нет смысла заниматься разработкой шахматки на сайте, а маркетологу — её предлагать. Если вы считаете так же, эта статья для вас.

Что такое шахматка и зачем она нужна

Представьте, что пользователь выбирает будущее жильё и сравнивает варианты квартир по различным параметрам: площадь, планировка, расположение на этаже, сам этаж… При этом открыты десятки вкладок, между которыми мечется пользователь. Неудобно, да? Чтобы это оптимизировать, и появилась шахматка.

Шахматка — это наглядная схема расположения квартир в доме, которая помогает пользователю быстро сравнить основные характеристики жилья. По сути, это таблица, где каждое «окно» — это отдельная квартира или объект недвижимости. Она помогает наглядно увидеть этаж квартиры, её расположение, соседние квартиры (студии, угловые), статус: продана, в продаже, забронирована.

Так выглядит готовая шахматка на сайте

Шахматка — это фактически карта ваших объектов, которая постоянно обновляется. Особенно круто, если она синхронизирована с CRM девелопера, и пользователи видят актуальную информацию, которая моментально обновляется.

Штука понятная и вроде удобная, но, как мы знаем, реальность всегда вносит свои коррективы.

Итак, в чём минусы?

Если раньше шахматка была действительно суперудобным инструментом, то с увеличением количества пользователей планшетов и мобильных телефонов она теряет актуальность. Главный минус шахматки — неудобство просмотра на мобильных устройствах. На десктопе всё смотрится отлично, но когда человек открывает сайт с телефона, шахматка выглядит уже не так классно: маленькие ячейки + не всегда корректно отображается информация, особенно при увеличении.

Сейчас многие застройщики предпочитают иные варианты подбора квартир: подбор на этаже или квартиры списком. И если есть альтернатива, зачем тогда оставлять шахматку?

Подбор квартиры на фасаде здания
Подбор квартиры списком

Но давайте поразмышляем. Да, большинство пользователей ищут информацию на мобильных телефонах. Да, изучать шахматку с мобильных устройств не совсем удобно. Но полностью исключать пользователей, которые пользуются ПК, не стоит. Допустим, это меньшинство — 20%. Если посещаемость сайта в среднем больше 3 000 посетителей в месяц, то при 20% с десктопа 600 человек потенциально могут воспользоваться шахматкой. Почему выбирают шахматку, рассказываем ниже.

Плюсы шахматки

Быстрый доступ к плану этажа. Покупатель видит расположение квартиры и без посещения карточки квартиры может посмотреть план этажа. Это даёт ему представление о будущем жилье — например, расположение относительно лестницы и лифта, угловая квартира или нет. Мелочь, но такие нюансы покупатели тоже часто ищут.

Информация о соседях. Кому-то важно не жить рядом со студиями, которые часто сдаются в аренду. Или хочется жить рядом с просторными семейными квартирами. В шахматке покупатель сразу видит, какие квартиры находятся по соседству. Это помогает сделать более осознанный выбор.

Планировка этажа и переход по домам. Шахматка позволяет не только изучить конкретный этаж, но и увидеть доступные варианты на других этажах или даже в других корпусах. Это удобно тем, кто выбирает вид из окна или ориентируется на высоту этажей.

Схема доступных, забронированных и проданных квартир

Фильтры. Да, фильтры есть на странице «Квартиры списком», но в шахматке по ним более наглядно можно отсеять неподходящие квартиры. Пользователь сразу видит, какие из оставшихся квартир могут подойти по расположению, соседям и этажу. С шахматкой покупателю не нужно листать весь сайт в поисках нужной квартиры. Он задаёт фильтры: этаж, цена, площадь, вид. И система показывает только подходящие варианты на всех этажах дома. Не нужно заходить в каждую квартиру, при наведении всё видно и понятно

Фильтр

Как решать задачу

Мы в WEBSHOP видим необходимость шахматки и одновременно её ограничения. Обычно предлагаем двойной формат: шахматка + квартиры списком. То есть пользователь может выбрать, что ему удобнее: детальная визуализация на шахматке или простой вариант с сортировкой по нужным параметрам.

Подбор квартиры списком
Подбор квартиры на шахматке

Помимо этого, работаем над адаптивностью шахматки, чтобы она выглядела приемлемо даже на мобильных. Добавляем возможность увеличивать изображение, приближать. Упростили фильтры и сделали прокрутку более плавной, чтобы работать с ней было комфортнее.

Ну и, конечно, шахматка интегрируется с CRM, что помогает поддерживать актуальные данные на сайте. Клиент видит реальное положение вещей, менеджеры оперативно обновляют данные о проданных и забронированных квартирах, и это помогает исключить ошибки в процессе продаж.

Как модернизировать шахматку для удобства пользователей

Для создания интуитивного интерфейса и облегчения навигации по сайту ЖК в шахматку рекомендуем внедрить следующие улучшения:

Легенда статусов. Обозначение статуса каждой квартиры: в продаже, забронирована, продана. Такой приём позволит пользователю сразу видеть доступные квартиры и сэкономит время на поиске нужного варианта.

Иконки с количеством комнат. В каждой иконке квартиры визуально показывать не номер квартиры, а количество комнат, чтобы выбор был проще. Так пользователь получает наглядное представление о квартирах, помогая быстро фильтровать жильё по подходящему количеству комнат.

Фильтры с затемнением. Добавить фильтры, которые затемняют квартиры, не соответствующие критериям пользователя, фокусируя внимание на подходящих вариантах.

Превью при наведении. Всплывающая карточка с основными характеристиками квартиры и изображением планировки помогает получить информацию сразу, без необходимости переходить в каждую карточку квартиры, открывая новые вкладки.

Этажный план. При наведении появляется миниатюрный план этажа с выбранной квартирой, чтобы лучше ориентироваться.

Дополнительные параметры. Фильтры по критериям (гардероб, терраса) позволяют подобрать квартиру по уникальным параметрам, что делает поиск персонализированным и детальным.

Этажи по столбцам. Визуализация этажей в одном столбце помогает пользователю быстро оценить вертикальную структуру здания и выбрать нужный этаж.

Цветовые акценты. Многим пользователям удобно работать с шахматкой, где разные цвета обозначают разные статусы квартир (например, красная ячейка — квартира продана, а зелёная — в продаже)

В текущий момент дизайны сайтов ЖК сильно различаются и многих этим уже не удивить. Поэтому важно делать не только красиво, но и удобно. Делая шахматку более гибкой и интуитивно простой для пользователя, вы улучшите взаимодействие пользователя с сайтом, ускоряя процесс выбора квартиры, что прямо влияет на конверсию сайта.