Тему раскрывает Михаил Головкин, основатель компании WEBSHOP.
Давайте честно: шахматка уже устарела, стала неудобной, а на смену ей пришли новые инструменты. Застройщику нет смысла заниматься разработкой шахматки на сайте, а маркетологу — её предлагать. Если вы считаете так же, эта статья для вас.
Что такое шахматка и зачем она нужна
Представьте, что пользователь выбирает будущее жильё и сравнивает варианты квартир по различным параметрам: площадь, планировка, расположение на этаже, сам этаж… При этом открыты десятки вкладок, между которыми мечется пользователь. Неудобно, да? Чтобы это оптимизировать, и появилась шахматка.
Шахматка — это наглядная схема расположения квартир в доме, которая помогает пользователю быстро сравнить основные характеристики жилья. По сути, это таблица, где каждое «окно» — это отдельная квартира или объект недвижимости. Она помогает наглядно увидеть этаж квартиры, её расположение, соседние квартиры (студии, угловые), статус: продана, в продаже, забронирована.

Шахматка — это фактически карта ваших объектов, которая постоянно обновляется. Особенно круто, если она синхронизирована с CRM девелопера, и пользователи видят актуальную информацию, которая моментально обновляется.
Штука понятная и вроде удобная, но, как мы знаем, реальность всегда вносит свои коррективы.
Итак, в чём минусы?
Если раньше шахматка была действительно суперудобным инструментом, то с увеличением количества пользователей планшетов и мобильных телефонов она теряет актуальность. Главный минус шахматки — неудобство просмотра на мобильных устройствах. На десктопе всё смотрится отлично, но когда человек открывает сайт с телефона, шахматка выглядит уже не так классно: маленькие ячейки + не всегда корректно отображается информация, особенно при увеличении.
Сейчас многие застройщики предпочитают иные варианты подбора квартир: подбор на этаже или квартиры списком. И если есть альтернатива, зачем тогда оставлять шахматку?


Но давайте поразмышляем. Да, большинство пользователей ищут информацию на мобильных телефонах. Да, изучать шахматку с мобильных устройств не совсем удобно. Но полностью исключать пользователей, которые пользуются ПК, не стоит. Допустим, это меньшинство — 20%. Если посещаемость сайта в среднем больше 3 000 посетителей в месяц, то при 20% с десктопа 600 человек потенциально могут воспользоваться шахматкой. Почему выбирают шахматку, рассказываем ниже.
Плюсы шахматки
Быстрый доступ к плану этажа. Покупатель видит расположение квартиры и без посещения карточки квартиры может посмотреть план этажа. Это даёт ему представление о будущем жилье — например, расположение относительно лестницы и лифта, угловая квартира или нет. Мелочь, но такие нюансы покупатели тоже часто ищут.

Информация о соседях.
Планировка этажа и переход по домам. Шахматка позволяет не только изучить конкретный этаж, но и увидеть доступные варианты на других этажах или даже в других корпусах. Это удобно тем, кто выбирает вид из окна или ориентируется на высоту этажей.
Схема доступных, забронированных и проданных квартир

Фильтры. Да, фильтры есть на странице «Квартиры списком», но в шахматке по ним более наглядно можно отсеять неподходящие квартиры. Пользователь сразу видит, какие из оставшихся квартир могут подойти по расположению, соседям и этажу. С шахматкой покупателю не нужно листать весь сайт в поисках нужной квартиры. Он задаёт фильтры: этаж, цена, площадь, вид. И система показывает только подходящие варианты на всех этажах дома. Не нужно заходить в каждую квартиру, при наведении всё видно и понятно

Как решать задачу
Мы в WEBSHOP видим необходимость шахматки и одновременно её ограничения. Обычно предлагаем двойной формат: шахматка + квартиры списком. То есть пользователь может выбрать, что ему удобнее: детальная визуализация на шахматке или простой вариант с сортировкой по нужным параметрам.


Помимо этого, работаем над адаптивностью шахматки, чтобы она выглядела приемлемо даже на мобильных. Добавляем возможность увеличивать изображение, приближать. Упростили фильтры и сделали прокрутку более плавной, чтобы работать с ней было комфортнее.
Ну и, конечно, шахматка интегрируется с CRM, что помогает поддерживать актуальные данные на сайте. Клиент видит реальное положение вещей, менеджеры оперативно обновляют данные о проданных и забронированных квартирах, и это помогает исключить ошибки в процессе продаж.
Как модернизировать шахматку для удобства пользователей
Для создания интуитивного интерфейса и облегчения навигации по сайту ЖК в шахматку рекомендуем внедрить следующие улучшения:
Легенда статусов. Обозначение статуса каждой квартиры: в продаже, забронирована, продана. Такой приём позволит пользователю сразу видеть доступные квартиры и сэкономит время на поиске нужного варианта.
Иконки с количеством комнат. В каждой иконке квартиры визуально показывать не номер квартиры, а количество комнат, чтобы выбор был проще. Так пользователь получает наглядное представление о квартирах, помогая быстро фильтровать жильё по подходящему количеству комнат.
Фильтры с затемнением. Добавить фильтры, которые затемняют квартиры, не соответствующие критериям пользователя, фокусируя внимание на подходящих вариантах.
Превью при наведении. Всплывающая карточка с основными характеристиками квартиры и изображением планировки помогает получить информацию сразу, без необходимости переходить в каждую карточку квартиры, открывая новые вкладки.
Этажный план. При наведении появляется миниатюрный план этажа с выбранной квартирой, чтобы лучше ориентироваться.
Дополнительные параметры. Фильтры по критериям (гардероб, терраса) позволяют подобрать квартиру по уникальным параметрам, что делает поиск персонализированным и детальным.
Этажи по столбцам. Визуализация этажей в одном столбце помогает пользователю быстро оценить вертикальную структуру здания и выбрать нужный этаж.
Цветовые акценты. Многим пользователям удобно работать с шахматкой, где разные цвета обозначают разные статусы квартир (например, красная ячейка — квартира продана, а зелёная — в продаже)
В текущий момент дизайны сайтов ЖК сильно различаются и многих этим уже не удивить. Поэтому важно делать не только красиво, но и удобно. Делая шахматку более гибкой и интуитивно простой для пользователя, вы улучшите взаимодействие пользователя с сайтом, ускоряя процесс выбора квартиры, что прямо влияет на конверсию сайта.