Ишь, какой опыт! Авторское право и использование мемов: что нужно знать, чтобы вас не оштрафовали в 2025
Изучаем опыт взаимоотношений между агентствами и клиентами в регулярной рубрике
Привет. Это
За помощь в подготовке материала благодарим медиаюриста Михаила Хохолкова, автора

Эффективная реклама с кешбэком 100%
Таргетированная реклама, которая работает на тебя!
Размещай ее в различных каналах, находи свою аудиторию и получай кешбэк 100% за запуск рекламы.
Подключи сервис от МегаФона, чтобы привлекать еще больше клиентов.
Авторские права на изображения
С иллюстрациями в контенте есть два пути: делать картинки самим или брать чужие.
Если сами, то это или труд дизайнера (тогда все права ваши), или мы используем нейронные сети. И здесь появляется тонкий момент: нет чётких правил о том, кому принадлежат права на сгенерированные изображения. Во избежание недоразумений советуем изучать пользовательские соглашения нейронок. Именно там написано, как можно использовать созданные изображения.
А вот если берёте чужую картинку, то тут ещё больше нюансов.
Без согласования с автором чужой контент можно брать в образовательных, научных, культурных целях или с целью критики, дискуссии. При этом автора и источник всё равно нужно указывать. На использование в рекламе или контенте для бизнеса это не работает.
Вам необходимо получить разрешение автора. А для этого его сначала нужно найти, связаться и в письменном виде получить добро. Что, мягко скажем, иногда сложно реализовать.
Бонус. Есть произведения с пометкой Public Domain: это означает, что они находятся в категории общественного достояния. Такие изображения, видео и аудио разрешено брать без согласования. Их можно найти на фотостоках или в публичных библиотеках. Но лучше это перепроверить.
Использование мемов
В обычной жизни нам понятно, что такое мем — это картинка, которую все узнают, над ней смеются, её пересылают, а ещё можно делать свои вариации на тему. При этом в юридическом понимании нюансов больше.
Совсем другая история, если вы планируете использовать популярную картинку в аккаунте компании, в том числе в рекламной публикации. В этом случае:
-
Чтобы опубликовать мем как есть, нужно получить разрешение владельца. И здесь смотри выше — иногда владелец неизвестен, а может, не выходит на контакт.
-
Поэтому лучше не публиковать готовый мем, а создавать своё изображение, взяв за основу идею — идеи не охраняются авторским правом. По крайней мере, на текущий момент это так, но кто знает, что будет дальше.
-
Перед публикацией убедитесь, что ваша картинка лишь напоминает оригинальную, а не повторяет её
точь-в-точь .
Наконец, хорошо бы также проверить, не является ли искомый мем товарным знаком. Если вдруг да, точно нужно получить разрешение правообладателя.
Закончить хочется жизненным анекдотом.
К юристу приходит клиент:
— Здравствуйте, хотел у вас спросить
— Да, конечно. Вам совет или консультацию?
— А в чём разница?
— Совет — бесплатный, консультация — за деньги.
— Тогда совет, конечно!
— Мой вам совет: запишитесь на консультацию.
Если не уверены, как и что можно размещать в соцсетях, привлеките к этому юристов, убедитесь, что не нарушаете требования закона. Не позволяйте себе публиковать изображения или мемы бездумно, рассчитывая на «авось прокатит».
Второй вариант — пригласить подрядчика, который много работает с SMM в вашей сфере и уже знаком со всеми тонкостями.
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Ваши статьи присылайте нам на 42@cossa.ru. А наши требования к ним — вот тут.