ПСК, новые дисклеймеры об ипотеке, маркировка рекламы: что нужно знать застройщикам
ПСК, новые дисклеймеры об ипотеке, маркировка рекламы: что нужно знать застройщикам

Юридические нюансы работы с контентом. Версия для девелоперов.

Контент-бюро «Ишь, Миш!»
ishmish.ru
14 марта 2025

Привет. Это контент-бюро «Ишь, Миш!». Две недели назад у нас вышел материал про авторское право и использование мемов в контенте. Он получил хороший отклик, поэтому продолжим эту тему. А поскольку мы много работаем с застройщиками, то сегодня поговорим о том, что актуально именно для них. За помощь в подготовке статьи благодарим медиаюриста Михаила Хохолкова, автора телеграм-канала «МедиаПраво».

В работе с контентом нет мелочей. Важно всё: от плана публикаций до выдержанной стилистики бренда, от скорости ответа комьюнити-специалистов до соблюдения законов. В этом материале мы сфокусируемся на маркировке контента и актуальных дисклеймерах на март 2025. А ещё дадим наглядную схему указания ПСК.

И как полагается в начале любой серьёзной статьи, хорошо бы разобраться с терминами. Самый основной из всех — это, собственно, контент.

Маркировка рекламы: зачем, когда, как

Уже два года вопрос о том, как грамотно работать с рекламой, — один из самых актуальных на повестке дня. Давайте по-порядку.

Зачем вообще нужно маркировать рекламу?

Короткий ответ: чтобы избежать штрафов, и достаточно больших.

Длинный ответ: согласно федеральному закону № 38 «О рекламе» реклама подлежит маркировке. В соответствующих статьях закона, а также в разъяснениях ФАС и других органов скрывается множество нюансов, и у некоторых компаний появляется соблазн рекламу опубликовать, а маркировку не поставить — может и не заметят, или это будет спорный случай.

Однако юристы отмечают, что уже предостаточно практики для вывода: далеко не у всех получается проскочить на авось. Компании и блогеры получают штрафы за то, что не поставили соответствующие пометки. Так что лучше перестраховаться.

Что является рекламой, а что нет?

Короткий ответ: если сомневаетесь, лучше покажите публикацию профильному юристу. Он поможет выявить основные признаки рекламы.

Длинный ответ: когда мы оцениваем, рекламная ли публикация, нужно учесть много нюансов. Как читатели воспримут этот контент — как личное мнение или как платную интеграцию? Куда ведут ссылки — на вашу площадку, на сайт или в магазин рекламодателя, если речь идёт о продаже каких-то товаров или услуг? Есть ли призыв к действию (покупайте такой-то товар со скидкой, только до пятницы)? Наконец, место размещения рекламы: это ваша собственная площадка, где вы рассказываете о своих услугах, или вы публикуетесь у кого-то?

Пара примеров:

Если это реклама, то как её маркировать?

Ответ: в публикации должно присутствовать слово «реклама», а также название рекламодателя и erid-токен — его выдаёт оператор рекламных данных. При этом, если в публикации нет ссылки, то erid указывается прямо в тексте. А если имеется ссылка, то токен прикрепляется к ней.

Больше деталей в памятке Роскомнадзора.

Цифры в рекламе: больше никакого мелкого шрифта

Если застройщик указывает процентные ставки по ипотеке в своих текстовых либо визуальных материалах, то по закону он обязан указывать полную стоимость кредита (ПСК):

  • шрифтом не мельче того, которым написана процентная ставка. Также сам текст должен быть читаемым.
  • не где-то в самом конце текста или внизу картинки, а ДО процентной ставки, то есть или выше, или левее.

А также нужно указать:

  • название банка, который предоставляет кредит;
  • срок кредитования;
  • информацию о первоначальном взносе и платеже (если есть). А ещё дисклеймер. Но об этом ниже.

Если банк предъявляет какие-либо существенные требования к заёмщику, это надо указать. Наконец, для какой или каких именно квартир данное предложение действительно.

Собрали для вас схему-шпаргалку о том, как корректно указывать ПСК и процентные ставки.

Обязательные дисклеймеры

С 1 марта 2025 года в рекламе потребительских кредитов или займов, а значит, и ипотеки тоже, обязательно необходимо добавлять дисклеймер:

«Оценивайте свои финансовые возможности и риски»

Дисклеймер должен быть хорошо видим. Если у вас рекламное изображение, то фраза должна занимать минимум 5% от всей площади визуала.

И ещё раз о ПСК: если вы упоминаете в публикации хотя бы одно условие, которое влияет на полную стоимость кредита, то нужно сделать одно из двух:

  1. добавить дисклеймер «изучите все условия кредита (займа)…" с указанием страницы в интернете, где все эти условия подробнейшим образом расписаны. Эта фраза должна занимать не менее 5% рекламной площади;

  2. расписать остальные условия, влияющие на ПСК, в самой рекламной публикации.

Мы в контент-бюро «Ишь, Миш!» всегда следим за соблюдением правил и законов. За десять лет поработали более чем с двумя десятками застройщиков, точно знаем, как правильно указывать ПСК и как девелоперам обращаться к своей аудитории. Приходите в наш телеграм-канал, познакомимся.