Как монетизировать мобильное приложение в 2025 году и достигать бизнес-целей
Выстраиваем стратегию получения дохода.
Автор — Владислава Ларкина, операционный директор компании разработки цифровых продуктов CleverPumpkin.
За каждым мобильным приложением стоит своя
Её важно заложить даже при создании бесплатного приложения для улучшения повседневной жизни пользователей. В дальнейшем это позволит компенсировать затраты на дальнейшую поддержку и развитие продукта и продлить его жизненный цикл (LTV) с минимальными затратами на привлечение пользователей (CAC).

Эффективная реклама с кешбэком 100%
Таргетированная реклама, которая работает на тебя!
Размещай ее в различных каналах, находи свою аудиторию и получай кешбэк 100% за запуск рекламы.
Подключи сервис от МегаФона, чтобы привлекать еще больше клиентов.
В этой статье мы детально рассмотрим:
-
Проверенные временем и новые модели монетизации.
-
Актуальные тренды и технологии для максимизации прибыли.
-
Специфику российского рынка.
-
Как выбрать подходящую модель для вашего продукта, исходя из
бизнес-целей .
Информация поможет выстроить стратегию получения дохода и будет работать на ваши цели.
Способы монетизации мобильных приложений
Разберём основные типы монетизации на примерах, их преимущества и недостатки, а также ситуации, в которых они наиболее эффективны.
Платные приложения в магазине
Самый простой на первый взгляд вариант — продажа приложения за фиксированную стоимость в сторах. Пользователь единоразово оплачивает полный доступ ко всей функциональности.
Платная загрузка хорошо работает для нишевых профессиональных инструментов или игр с уникальной механикой. Например, сервис для организации личных и рабочих дел Things требует единоразовой оплаты в App Store.
Пример приложения Things, которое монетизируется через покупку в магазине приложений
Плюсы:
-
Позволяет сразу получить доход с каждого пользователя.
-
Высокий уровень вовлечённости, так как пользователь уже заплатил за продукт.
Минусы:
-
Высокая конкуренция. Приложение должно предлагать действительно уникальную ценность, чтобы пользователи предпочли его бесплатным аналогам.
-
Сложности с масштабированием. Основной путь роста такого приложения — привлечение новых пользователей, что обойдётся дорого.
-
Пользователь должен совершить оплату до начала использования продукта. Для этого необходимо, чтобы к вашему бренду было сформировано доверие, или само приложение быть частью уникальной экосистемы с эксклюзивными возможностями.
Когда использовать: платное приложение в магазине подходит, если ваше приложение решает специфическую задачу, а конкуренция среди бесплатных аналогов невысока.
Подписка без бесплатного доступа
Пользователь оплачивает доступ к контенту или функциям приложения на регулярной основе. А вы получаете стабильный доход.
Модели подписки тоже стоит подбирать исходя из функциональности и задач, которые решает пользователь. Для одних мобильных продуктов лучше работает ежемесячная оплата, для других — недельные, квартальные или годовые тарифы. При оформлении длительной подписки обычно предлагается более выгодный тариф, мотивируя на покупку. Нужно протестировать разные варианты и выбрать тот, который максимально удобен пользователям и выгоден для бизнеса. Рекомендуем предлагать пользователям
Плюсы:
-
Подписка подойдёт для приложений с постоянно обновляемым контентом (медиа, образование, здоровье).
-
Помогает удержанию аудитории. Пользователи дольше останутся с вами, если в вашем приложении будет регулярно появляться новая полезная информация.
Минусы:
-
Нужно удерживать вовлечённость пользователя, поддерживать качество контента, чтобы минимизировать отказы от продлений, генерировать и обновлять информацию, чтобы пользователь не пожалел о покупке.
-
Важно корректно использовать пробные периоды — слишком короткие могут не дать пользователю прочувствовать ценность приложения, а слишком длинные снизят мотивацию платить.
Когда использовать: подходит для сервисов, где пользователи готовы платить за постоянный доступ, например, образовательные платформы,
Реклама в приложении
Монетизация через показ рекламы поможет получать плату от рекламодателей за показы и клики.
Например,
Пример баннерной рекламы в приложении Хабр
Плюсы:
-
Позволяет приложению оставаться бесплатным для пользователей, при этом приносит доход бизнесу.
-
Подходит для продуктов, которые не обладают очевидными причинами для оформления платной версии, например, игры или новостные сервисы.
Минусы:
-
Требует большой базы пользователей с высоким DAU (Daily Active Users) для получения ощутимого дохода.
-
Важно соблюдать баланс: слишком агрессивная реклама снижает удержание пользователей (Retention Rate).
Хорошо зарекомендовали себя такие рекламные форматы:
Видео с системой вознаграждения — реклама, за просмотр которой пользователь получает бонус (игровую валюту, бесплатный и удобный доступ к контенту).
Нативная реклама — блоки, замаскированные под дизайн приложения, которые соответствуют контексту и выглядят уместно. Например, Premium App в приложении Авито — это крупноформатный медийный блок, но визуально похожий на обычные объявления.
Пример нативной рекламы в Авито
Межстраничная реклама на полный экран — показывается при переходах между экранами приложения. Привлекает внимание сильнее, чем баннеры.
Когда использовать: подходит для приложений с высокой вовлечённостью пользователей и большим количеством бесплатного контента.
Ещё один способ монетизировать такие приложения — убрать рекламу за отдельную плату. Таким образом, дать пользователю выбор: либо оплатить и не видеть объявления, либо продолжить пользоваться бесплатной версией.
Такая модель иногда встречается в сфере СМИ. Например, приложение «СПОРТС» для болельщиков и любителей спорта распространяется бесплатно и получает доход от показа объявлений. Пользователи, которые не хотят отвлекаться на рекламу, могут сделать разовую покупку и «убрать рекламу навсегда». Эта опция позволяет медиа компенсировать потерю рекламного дохода и сохранить аудиторию.
Функция отключения рекламы в приложении «СПОРТС»
Freemium
Это популярная гибридная модель, в которой базовые функции предоставляется бесплатно, а расширенные возможности открываются при единоразовой покупке или подписке.
Например, в приложении для управления личными финансами Moneon базовые функции учёта финансов бесплатны навсегда, а расширенные возможности — совместные кошельки, детальная аналитика и формирование отчётов — доступны по платной подписке.
Предложение платной подписки в приложении Moneon
Плюсы:
Возможность частично попробовать продукт перед покупкой увеличивает число пользователей, готовых приобрести платную версию.
Минусы:
-
Слишком много ограничений может отпугнуть пользователей, а их недостаток не мотивирует на покупку дополнительных возможностей. Нужно внимательно отнестись к разделению бесплатной и платной функциональности, чтобы они дополняли друг друга увеличивая удержание пользователей и показывая ценность.
-
Средняя конверсия Freemium в подписку — 3–10%, в зависимости от отрасли.
Когда использовать: подходит для приложений, в которых премиальные функции существенно повышают ценность. Комбинируется с подходом
Встроенные in-app покупки
В таком формате монетизации основная функциональность доступна бесплатно, но у пользователей есть возможность приобрести дополнительные виртуальные товары, бонусы или эксклюзивный контент прямо внутри приложения. Этот подход особенно популярен в играх — там можно покупать внутриигровую валюту, дополнительные жизни, скины для персонажей и многое другое. Однако
Пример встроенных разовых покупок в приложении «СПАРК»
Плюсы:
-
Максимальная гибкость в выборе покупок: клиенты приобретают исключительно интересующий их контент, что создаёт позитивный пользовательский опыт.
-
Высокая вероятность спонтанных покупок.
-
Удержание пользователя внутри приложения — ему не требуется переходить на сторонние сайты.
Минусы:
-
Необходимость соблюдать баланс между бесплатным и платным контентом.
-
Невысокая стоимость разовых покупок, чтобы у пользователя было меньше сомнений в принятии решении о покупке. Потребуется экспериментировать с ценой, чтобы найти лучшее соотношение стоимости покупки и числа покупок.
Новый тренд
Когда использовать: эффективно в игровых и контентных приложениях, где пользователи готовы платить за расширенные возможности, либо уникальный личный статус.
Партнёрские программы
Приложение остаётся бесплатным, а доход формируется за счёт сотрудничества с партнёрскими сервисами. Приведу в пример популярную платформу и приложение Pepper.ru. В нём собраны актуальные скидки, промокоды, купоны и акции. Сервис бесплатен для пользователей, а сама платформа зарабатывает на комиссии с покупок и партнёрских размещениях.
Пример партнёрской монетизации в приложении Pepper
Плюсы:
Возможность работать с несколькими сервисами одновременно. Вы можете встроить партнёрские предложения в основной пользовательский сценарий, давать эксклюзивные скидки пользователям, промокоды и кешбэк, получая доход за счёт партнёрских контрактов.
Минусы:
Риск репутационных потерь
Когда использовать: подходит для приложений, которые могут органично интегрировать сторонние предложения.
Может использоваться дополнительно к другим моделям монетизации.
Реферальные системы
Пользователь привлекает новых клиентов и получает за это вознаграждение — доступ к платным возможностям, либо другой бонус. Например, в приложении Kassir.ru — популярном сервисе по продаже билетов на мероприятия — при регистрации нового пользователя можно указать реферальный код. Это даёт бонусы и новому пользователю и тому, чей код был использован при регистрации.
Реферальная программа в приложении Kassir.ru
Плюсы:
Эффективный способ органического роста аудитории.
Минусы:
Необходимо мотивировать пользователей делиться реферальными ссылками. Показывать получаемую выгоду от этого.
Когда использовать: хорошо работает в приложениях с сетевым эффектом (финтех,
Транзакционная модель
Ваше приложение выступает
Такая модель работает в разных сферах. Например, туристическая платформа Travelpayouts от известного агрегатора авиабилетов и отелей выпустила
White Label App от туристической платформы Travelpayouts
Плюсы:
Предсказуемый доход с каждой транзакции, который легко наращивать, если привлекать новых пользователей.
Минусы:
-
Зависимость от количества транзакций.
-
Конкуренция с альтернативными сервисами. Пользователь может уйти на сайт или приложение основного бренда и купить там.
Когда использовать: Подходит для маркетплейсов, бронирования, агрегаторов услуг.
Гибридная модель
Оптимальный подход — это комбинация нескольких способов монетизации. Он позволит максимизировать доход и охватить разные сегменты аудитории.
Такие модели монетизации становятся доминирующим трендом 2025 года. Рынок с жёсткой конкуренцией и возросшими запросами пользователей требует более сложных стратегий. Вы можете предложить им прогрессивные системы поощрений. Давать пользователям доступ к расширенным возможностям за просмотр рекламы или выполнение определённых действий. Этот подход повысит ценность вашего продукта для аудитории, сохранит лояльность и обеспечит комфортный пользовательский опыт.
Плюсы:
Позволяет максимизировать доход за счёт разных сегментов аудитории.
Минусы:
Требует грамотного баланса между платными и бесплатными функциями.
Когда использовать: оптимально для сложных продуктов с разной аудиторией.
Тренд AI в монетизации приложений
Внедрение искусственного интеллекта позволяет улучшить пользовательский опыт через персонализацию и создаёт новые возможности получения прибыли.
AI обрабатывает большие данные, прогнозирует поведение аудитории, персонализирует предложения. Может предложить динамическое ценообразование для сфер, где это необходимо. Например, в ритейле поможет найти закономерность между покупками, сегментирует пользователей и предсказывает их поведение.
Сложности монетизации российских приложений
При выборе способа монетизации и бизнес и разработчики часто зависят от мобильных платформ, чьи требования могут повлиять на ваш потенциальный доход от приложения.
Например, Google Play с конца 2024 года приостановил монетизацию для разработчиков с российскими банковскими счетами. Пользователи тоже ощутили на себе последствия ограничений — у них пропала возможность покупать платные сервисы, оформлять подписки и совершать встроенные покупки в приложениях, если их платёжные карты привязаны к счетам банков из России.
Apple и их магазин AppStore пока не ограничивают российских разработчиков, но
Как обойти ограничения?
1. Если вы публикуете приложение от своей компании, используйте по возможности аккаунт разработчика, зарегистрированный в стране, не попадающей под блокировки.
2. Изучите возможности локальных платформ, например, RuStore — это российская площадка с полным набором инструментов монетизации. В условиях, когда пользователи из России не могут оплачивать приложения в Google Play, RuStore становится отличной альтернативой. Размещение продукта на этой площадке позволяет сохранить связь с пользователями, получать выплаты и продолжать развивать бизнес.
3. Проверьте возможность подключения к вашему приложению локальных платёжных систем.
Несмотря на то, что Google Play не принимает платежи в России, разработчикам разрешили добавлять другие способы оплаты специально для российских пользователей.
4. Делегируйте эту задачу компаниям, которые разрабатывают приложения на заказ. При выборе подрядчика убедитесь, что у него есть понимание принципов мобильной платформы и он сможет предложить альтернативные стратегии монетизации, чтобы обеспечить вам доход от продукта или хотя бы минимизировать убытки.
Что в итоге
Мобильные приложения остаются перспективным и растущим бизнесом даже в условиях экономической нестабильности. Но универсальных рецептов успеха не существует — важно выбрать гибкую модель, которая позволит быстро адаптироваться и расти. При этом минимизировать то, что ухудшает пользовательский опыт или плохо сказывается на восприятии вашей компании или бренда.
В центре любой успешной модели монетизации стоит пользователь — его потребности, желания, ценности. Если ваше приложение действительно делает жизнь людей лучше, проще и интереснее, то оно обязательно найдёт свою аудиторию и принесёт доход. Оптимальный путь — комбинировать разные модели монетизации, настраивая их под специфику приложения и рынка.
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Ваши статьи присылайте нам на 42@cossa.ru. А наши требования к ним — вот тут.