Как монетизировать мобильное приложение в 2025 году и достигать бизнес-целей. Читайте на Cossa.ru

10 апреля, 12:55

Как монетизировать мобильное приложение в 2025 году и достигать бизнес-целей

Выстраиваем стратегию получения дохода.

Автор — Владислава Ларкина, операционный директор компании разработки цифровых продуктов CleverPumpkin.

За каждым мобильным приложением стоит своя бизнес-цель. Одни приложения оптимизируют внутренние процессы, другие — укрепляют бренд, третьи — привлекают аудиторию в экосистему компании. Прямое получение дохода не всегда является основной задачей таких продуктов. Однако, если вы планируете создать приложение, которое должно приносить прибыль после запуска, вам необходима продуманная стратегия монетизации.

Её важно заложить даже при создании бесплатного приложения для улучшения повседневной жизни пользователей. В дальнейшем это позволит компенсировать затраты на дальнейшую поддержку и развитие продукта и продлить его жизненный цикл (LTV) с минимальными затратами на привлечение пользователей (CAC).

Эффективная реклама с кешбэком 100%

Таргетированная реклама, которая работает на тебя!

Размещай ее в различных каналах, находи свою аудиторию и получай кешбэк 100% за запуск рекламы.

Подключи сервис от МегаФона, чтобы привлекать еще больше клиентов.

Узнать больше >>

Реклама. ПАО «МегаФон». ИНН 7812014560. ОГРН 1027809169585. ERID: 2W5zFGNJXGC.

В этой статье мы детально рассмотрим:

  • Проверенные временем и новые модели монетизации.

  • Актуальные тренды и технологии для максимизации прибыли.

  • Специфику российского рынка.

  • Как выбрать подходящую модель для вашего продукта, исходя из бизнес-целей.

Информация поможет выстроить стратегию получения дохода и будет работать на ваши цели.

Способы монетизации мобильных приложений

Разберём основные типы монетизации на примерах, их преимущества и недостатки, а также ситуации, в которых они наиболее эффективны.

Платные приложения в магазине

Самый простой на первый взгляд вариант — продажа приложения за фиксированную стоимость в сторах. Пользователь единоразово оплачивает полный доступ ко всей функциональности.

Платная загрузка хорошо работает для нишевых профессиональных инструментов или игр с уникальной механикой. Например, сервис для организации личных и рабочих дел Things требует единоразовой оплаты в App Store.

Пример приложения Things, которое монетизируется через покупку в магазине приложений

Плюсы:

  • Позволяет сразу получить доход с каждого пользователя.

  • Высокий уровень вовлечённости, так как пользователь уже заплатил за продукт.

Минусы:

  • Высокая конкуренция. Приложение должно предлагать действительно уникальную ценность, чтобы пользователи предпочли его бесплатным аналогам.

  • Сложности с масштабированием. Основной путь роста такого приложения — привлечение новых пользователей, что обойдётся дорого.

  • Пользователь должен совершить оплату до начала использования продукта. Для этого необходимо, чтобы к вашему бренду было сформировано доверие, или само приложение быть частью уникальной экосистемы с эксклюзивными возможностями.

Когда использовать: платное приложение в магазине подходит, если ваше приложение решает специфическую задачу, а конкуренция среди бесплатных аналогов невысока.

Подписка без бесплатного доступа

Пользователь оплачивает доступ к контенту или функциям приложения на регулярной основе. А вы получаете стабильный доход.

Модели подписки тоже стоит подбирать исходя из функциональности и задач, которые решает пользователь. Для одних мобильных продуктов лучше работает ежемесячная оплата, для других — недельные, квартальные или годовые тарифы. При оформлении длительной подписки обычно предлагается более выгодный тариф, мотивируя на покупку. Нужно протестировать разные варианты и выбрать тот, который максимально удобен пользователям и выгоден для бизнеса. Рекомендуем предлагать пользователям два-три варианта для увеличения конверсии в подписку.

Плюсы:

  • Подписка подойдёт для приложений с постоянно обновляемым контентом (медиа, образование, здоровье).

  • Помогает удержанию аудитории. Пользователи дольше останутся с вами, если в вашем приложении будет регулярно появляться новая полезная информация.

Минусы:

  • Нужно удерживать вовлечённость пользователя, поддерживать качество контента, чтобы минимизировать отказы от продлений, генерировать и обновлять информацию, чтобы пользователь не пожалел о покупке.

  • Важно корректно использовать пробные периоды — слишком короткие могут не дать пользователю прочувствовать ценность приложения, а слишком длинные снизят мотивацию платить.

Когда использовать: подходит для сервисов, где пользователи готовы платить за постоянный доступ, например, образовательные платформы, SaaS-продукты, облачные хранилища, CRM-системы. В других случаях стоит смотреть в сторону Freemium.

Реклама в приложении

Монетизация через показ рекламы поможет получать плату от рекламодателей за показы и клики.

Например, IT-платформа Хабр на этапе запуска приложения сотрудничала с известным банком, брендировала под партнёра и размещала рекламные блоки внутри приложения.

Пример баннерной рекламы в приложении Хабр

Плюсы:

  • Позволяет приложению оставаться бесплатным для пользователей, при этом приносит доход бизнесу.

  • Подходит для продуктов, которые не обладают очевидными причинами для оформления платной версии, например, игры или новостные сервисы.

Минусы:

  • Требует большой базы пользователей с высоким DAU (Daily Active Users) для получения ощутимого дохода.

  • Важно соблюдать баланс: слишком агрессивная реклама снижает удержание пользователей (Retention Rate).

Хорошо зарекомендовали себя такие рекламные форматы:

Видео с системой вознаграждения — реклама, за просмотр которой пользователь получает бонус (игровую валюту, бесплатный и удобный доступ к контенту).

Нативная реклама — блоки, замаскированные под дизайн приложения, которые соответствуют контексту и выглядят уместно. Например, Premium App в приложении Авито — это крупноформатный медийный блок, но визуально похожий на обычные объявления.

Пример нативной рекламы в Авито

Межстраничная реклама на полный экран — показывается при переходах между экранами приложения. Привлекает внимание сильнее, чем баннеры.

Когда использовать: подходит для приложений с высокой вовлечённостью пользователей и большим количеством бесплатного контента.

Ещё один способ монетизировать такие приложения — убрать рекламу за отдельную плату. Таким образом, дать пользователю выбор: либо оплатить и не видеть объявления, либо продолжить пользоваться бесплатной версией.

Такая модель иногда встречается в сфере СМИ. Например, приложение «СПОРТС» для болельщиков и любителей спорта распространяется бесплатно и получает доход от показа объявлений. Пользователи, которые не хотят отвлекаться на рекламу, могут сделать разовую покупку и «убрать рекламу навсегда». Эта опция позволяет медиа компенсировать потерю рекламного дохода и сохранить аудиторию.

Функция отключения рекламы в приложении «СПОРТС»

Freemium

Это популярная гибридная модель, в которой базовые функции предоставляется бесплатно, а расширенные возможности открываются при единоразовой покупке или подписке.

Например, в приложении для управления личными финансами Moneon базовые функции учёта финансов бесплатны навсегда, а расширенные возможности — совместные кошельки, детальная аналитика и формирование отчётов — доступны по платной подписке.

Предложение платной подписки в приложении Moneon

Плюсы:

Возможность частично попробовать продукт перед покупкой увеличивает число пользователей, готовых приобрести платную версию.

Минусы:

  • Слишком много ограничений может отпугнуть пользователей, а их недостаток не мотивирует на покупку дополнительных возможностей. Нужно внимательно отнестись к разделению бесплатной и платной функциональности, чтобы они дополняли друг друга увеличивая удержание пользователей и показывая ценность.

  • Средняя конверсия Freemium в подписку — 3–10%, в зависимости от отрасли.

Когда использовать: подходит для приложений, в которых премиальные функции существенно повышают ценность. Комбинируется с подходом in-app или подписками.

Встроенные in-app покупки

В таком формате монетизации основная функциональность доступна бесплатно, но у пользователей есть возможность приобрести дополнительные виртуальные товары, бонусы или эксклюзивный контент прямо внутри приложения. Этот подход особенно популярен в играх — там можно покупать внутриигровую валюту, дополнительные жизни, скины для персонажей и многое другое. Однако in-app покупки отлично работают и в других сферах, позволяя монетизировать контент и улучшать пользовательский опыт. Например, у приложения СПАРК для проверки компаний и контрагентов основные клиенты — организации с полнофункциональной версией. Физические лица же могут бесплатно получить базовую информацию о компаниях или предпринимателях (руководство, численность сотрудников, основной вид деятельности), а для полной оценки рисков сотрудничества приобрести детальные разовые отчёты.

Пример встроенных разовых покупок в приложении «СПАРК»

Плюсы:

  • Максимальная гибкость в выборе покупок: клиенты приобретают исключительно интересующий их контент, что создаёт позитивный пользовательский опыт.

  • Высокая вероятность спонтанных покупок.

  • Удержание пользователя внутри приложения — ему не требуется переходить на сторонние сайты.

Минусы:

  • Необходимость соблюдать баланс между бесплатным и платным контентом.

  • Невысокая стоимость разовых покупок, чтобы у пользователя было меньше сомнений в принятии решении о покупке. Потребуется экспериментировать с ценой, чтобы найти лучшее соотношение стоимости покупки и числа покупок.

Новый тренд in-app покупок — микроплатежи, небольшие эмоциональные покупки. Один из примеров — функция Telegram Stars, позволяющая пользователям оставлять небольшие донаты под постами. Этот тип монетизации уже формирует новую культуру небольших спонтанных трат, что может стать в будущем стандартом для приложений социальных сетей и мессенджеров.

Когда использовать: эффективно в игровых и контентных приложениях, где пользователи готовы платить за расширенные возможности, либо уникальный личный статус.

Партнёрские программы

Приложение остаётся бесплатным, а доход формируется за счёт сотрудничества с партнёрскими сервисами. Приведу в пример популярную платформу и приложение Pepper.ru. В нём собраны актуальные скидки, промокоды, купоны и акции. Сервис бесплатен для пользователей, а сама платформа зарабатывает на комиссии с покупок и партнёрских размещениях.

Пример партнёрской монетизации в приложении Pepper

Плюсы:

Возможность работать с несколькими сервисами одновременно. Вы можете встроить партнёрские предложения в основной пользовательский сценарий, давать эксклюзивные скидки пользователям, промокоды и кешбэк, получая доход за счёт партнёрских контрактов.

Минусы:

Риск репутационных потерь из-за недобросовестных партнёров.

Когда использовать: подходит для приложений, которые могут органично интегрировать сторонние предложения.

Может использоваться дополнительно к другим моделям монетизации.

Реферальные системы

Пользователь привлекает новых клиентов и получает за это вознаграждение — доступ к платным возможностям, либо другой бонус. Например, в приложении Kassir.ru — популярном сервисе по продаже билетов на мероприятия — при регистрации нового пользователя можно указать реферальный код. Это даёт бонусы и новому пользователю и тому, чей код был использован при регистрации.

Реферальная программа в приложении Kassir.ru

Плюсы:

Эффективный способ органического роста аудитории.

Минусы:

Необходимо мотивировать пользователей делиться реферальными ссылками. Показывать получаемую выгоду от этого.

Когда использовать: хорошо работает в приложениях с сетевым эффектом (финтех, e-commerce, образовательные сервисы).

Транзакционная модель

Ваше приложение выступает платформой-посредником между покупателем и брендом. За каждую сделку вы, как агент, получаете небольшой процент от бренда за транзакции, которые пользователи совершили через приложение.

Такая модель работает в разных сферах. Например, туристическая платформа Travelpayouts от известного агрегатора авиабилетов и отелей выпустила white-label приложение. Этот шаблон агенты (блогеры, путешественники) могут взять за основу, кастомизировать и выпустить собственное приложение под своим брендом. За каждое бронирование, совершённое через их версию приложения, агенты получают комиссию от Travelpayouts.

White Label App от туристической платформы Travelpayouts

Плюсы:

Предсказуемый доход с каждой транзакции, который легко наращивать, если привлекать новых пользователей.

Минусы:

  • Зависимость от количества транзакций.

  • Конкуренция с альтернативными сервисами. Пользователь может уйти на сайт или приложение основного бренда и купить там.

Когда использовать: Подходит для маркетплейсов, бронирования, агрегаторов услуг.

Гибридная модель

Оптимальный подход — это комбинация нескольких способов монетизации. Он позволит максимизировать доход и охватить разные сегменты аудитории.

Такие модели монетизации становятся доминирующим трендом 2025 года. Рынок с жёсткой конкуренцией и возросшими запросами пользователей требует более сложных стратегий. Вы можете предложить им прогрессивные системы поощрений. Давать пользователям доступ к расширенным возможностям за просмотр рекламы или выполнение определённых действий. Этот подход повысит ценность вашего продукта для аудитории, сохранит лояльность и обеспечит комфортный пользовательский опыт.

Плюсы:

Позволяет максимизировать доход за счёт разных сегментов аудитории.

Минусы:

Требует грамотного баланса между платными и бесплатными функциями.

Когда использовать: оптимально для сложных продуктов с разной аудиторией.

Тренд AI в монетизации приложений

Внедрение искусственного интеллекта позволяет улучшить пользовательский опыт через персонализацию и создаёт новые возможности получения прибыли.

AI обрабатывает большие данные, прогнозирует поведение аудитории, персонализирует предложения. Может предложить динамическое ценообразование для сфер, где это необходимо. Например, в ритейле поможет найти закономерность между покупками, сегментирует пользователей и предсказывает их поведение.

Сложности монетизации российских приложений

При выборе способа монетизации и бизнес и разработчики часто зависят от мобильных платформ, чьи требования могут повлиять на ваш потенциальный доход от приложения.

Например, Google Play с конца 2024 года приостановил монетизацию для разработчиков с российскими банковскими счетами. Пользователи тоже ощутили на себе последствия ограничений — у них пропала возможность покупать платные сервисы, оформлять подписки и совершать встроенные покупки в приложениях, если их платёжные карты привязаны к счетам банков из России.

Apple и их магазин AppStore пока не ограничивают российских разработчиков, но из-за геополитической ситуации риски остаются. Стоит заранее подготовить запасные варианты и следить за изменениями политики платформы. Также есть сложности с выводом средств на российские счета из-за проблем с банками и высоких комиссий.

Как обойти ограничения?

1. Если вы публикуете приложение от своей компании, используйте по возможности аккаунт разработчика, зарегистрированный в стране, не попадающей под блокировки.

2. Изучите возможности локальных платформ, например, RuStore — это российская площадка с полным набором инструментов монетизации. В условиях, когда пользователи из России не могут оплачивать приложения в Google Play, RuStore становится отличной альтернативой. Размещение продукта на этой площадке позволяет сохранить связь с пользователями, получать выплаты и продолжать развивать бизнес.

3. Проверьте возможность подключения к вашему приложению локальных платёжных систем.

Несмотря на то, что Google Play не принимает платежи в России, разработчикам разрешили добавлять другие способы оплаты специально для российских пользователей.

4. Делегируйте эту задачу компаниям, которые разрабатывают приложения на заказ. При выборе подрядчика убедитесь, что у него есть понимание принципов мобильной платформы и он сможет предложить альтернативные стратегии монетизации, чтобы обеспечить вам доход от продукта или хотя бы минимизировать убытки.

Что в итоге

Мобильные приложения остаются перспективным и растущим бизнесом даже в условиях экономической нестабильности. Но универсальных рецептов успеха не существует — важно выбрать гибкую модель, которая позволит быстро адаптироваться и расти. При этом минимизировать то, что ухудшает пользовательский опыт или плохо сказывается на восприятии вашей компании или бренда.

В центре любой успешной модели монетизации стоит пользователь — его потребности, желания, ценности. Если ваше приложение действительно делает жизнь людей лучше, проще и интереснее, то оно обязательно найдёт свою аудиторию и принесёт доход. Оптимальный путь — комбинировать разные модели монетизации, настраивая их под специфику приложения и рынка.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Ваши статьи присылайте нам на 42@cossa.ru. А наши требования к ним — вот тут.


Телеграм Коссы — здесь самый быстрый диджитал и самые честные обсуждения: @cossaru

📬 Письма Коссы — рассылка о маркетинге и бизнесе в интернете. Раз в неделю, без инфошума: cossa.pulse.is

✉️✨
Письма Коссы — лаконичная рассылка для тех, кто ценит своё время: cossa.pulse.is