Как использовать мемы в маркетинге и SMM
Минутка мемологии на Cossa.
Автор: Ульянова Екатерина,
Мы вернулись к наскальной живописи, только вместо зарубок на стене пещеры создаём новое, переосмысливаем важное и общаемся с помощью мемов.
Мемы — язык современного

Эффективная реклама с кешбэком 100%
Таргетированная реклама, которая работает на тебя!
Размещай ее в различных каналах, находи свою аудиторию и получай кешбэк 100% за запуск рекламы.
Подключи сервис от МегаФона, чтобы привлекать еще больше клиентов.
В эпоху информационного шума и безумной конкурентной борьбы за внимание пользователей мемы становятся мощным инструментом маркетинга. Они способны сделать ваш контент более запоминающимся, увеличить вовлечённость аудитории и даже сформировать лояльность к вашему бренду.
Начнём с основы. Что такое мем?
Мем — это контент любого формата, который широко распространяется в интернете и часто переосмысляется пользователями. Он может быть смешным, грустным, мотивирующим, но главное — он вызывает резонанс у аудитории.
Мемы завоёвывают популярность благодаря трём ключевым факторам:
-
Юмор.
-
Актуальность.
-
Резонанс.
Если вы готовы включить мемы в коммуникацию с пользователями, то предварительно задайте себе несколько вопросов и проведите исследование аудитории. Важно понимать, что не все мемы подходят для вашего бренда, под конкретную тему или ситуацию, где вы хотите их использовать, а также мировой контекст.
-
Кто ваша целевая аудитория? Что они смотрят, как общаются и над чем смеются?
-
Мем должен соответствовать ценностям и образу вашего бренда. Совпадаете ли вы? Не переходите черту?
-
Где вы будете использовать мем: в онлайн или офлайн пространстве?
Повышение охватов через мемологию? О, чиназес. Сюда!
Как привлечь внимание, вызвать интерес и, в конечном итоге, увеличить продажи через мемы?
Создавать самостоятельно. Как, например, это получилось у Old Spice:
- Посмотрите на своего мужчину. И на меня. На своего. И на меня. Да, я на коне!
Использовать уже созданные мемы или персонажей, переосмысливая содержание.Всегда беспроигрышный вариант — мемы с животными: универсальны и понятны для любой аудитории. Рыбы, которых показывают, и коты Наташи, которые всё уронили — одни из самых ярких примеров.
Интегрировать в
Как, например, это случилось в 2023 году в аккаунте Джейсона Стэтхэма. Под очередным мужественным фото актёра в соцсети появились русские пользователи с набором классических цитат, а затем к ним присоединились и бренды:
-
Беру от жизни всё, что по акции! © Джейсон Стэтхем (Ozon).
-
Кто был с нами, когда мы ползали, пристегнитесь, мы взлетаем братья © Джейсон Стэтхем (Авиасейлс).
-
Кто едет из Москвы в Сочи, тот едет. Кто не едет, тот остаётся. © Джейсон Стэтхем (BelkaCar).
Важно помнить, что использование мемов в маркетинге должно быть органичным. Помните, что в обществе не стоит обсуждать три темы — политику, религию и вкусы — если не хотите получить негатив в ответ. Смех должен быть искренним, а реклама — не ощущаться как насильственная вставка в контент.
Нам этот мир абсолютно понятен. И мы здесь ищем только одного…
Мемы — это не просто способ повеселить аудиторию. Это — повышение вовлечённости в социальных сетях и распространение за их рамки.
Как, например, ситуация в Х (Твиттер): пользователь жалуется, что Алиса отказывается верно произносить слово «парикмахерская».
Только Алиса — это не голосовой помощник, а дочь пользователя. На что Яндекс присылает мем с
Мемы — это укрепление позиционирования бренда, когда они используются для создания уникального тона.
Здесь ярким примером может выступить Авиасейлс — сервис для поиска дешёвых… Ну, вы знаете.
Бренд выбрал дерзкую стратегию ведения соцсетей. Несмотря на то, что Х одна из самых слабоактивных соцсетей в России, цитаты и скриншоты Авиасейлс разлетаются по всему интернету — тот самый вирусный контент, о котором мечтает каждый бренд.
Мемы — это дополнительный медийный охват.
Для примера флешмоб крупных игроков рынка в разных нишах:
-
Дима, оплати ей корзину на WB — WildBerries.
-
Дима, корзина подождёт. Заходи на Яндекс. Путешествия и вези её в отпуск! — Яндекс Путешествия.
-
Дима, приходи работать в Сбер — хватит и на корзину, и на отпуск — Сбер.
-
Катя, ждать Диму можно вечно, а льготная ипотека
вот-вот кончится — Самолет.
Рекламный щит от МТС с Дмитрием Нагиевым, призывал:
- Не слушать никого, а слушать «МТС Музыку».
А главная виновница всего флешмоба по версии Авито не нуждается в Диме, Саше, Ване и Юре: она нашла классную работу на Авито. Услуги и теперь сама обеспечивает себя.
Это фиаско, братан
Мемы — мощный инструмент, но он требует внимательного подхода. Вирусный контент, который распространяется молниеносно, создаёт серьёзные дилеммы в мире интеллектуального права: ведь, несмотря на широкое распространение, у каждого мема есть свой автор. Это делает вопрос о правовом статусе мемов одним из самых сложных и спорных в интеллектуальном праве.
Например, авторское право действует на мем Grumpy Cat и принадлежит хозяйке кота. На девушку зарегистрирована торговая марка Grumpy Cat Limited и она даже заключила ряд серьёзных контрактов с торговыми компаниями по всему миру и выиграла несколько дел в суде, связанных с незаконным использованием интеллектуальной собственности.
Коты, которые всё уронили у Наташи, тоже имеют автора с зарегистрированными правами. А правообладатель Ждуна даже обанкротил компанию, которая использовала мем без разрешения.
Вывод вместо многабукаф
Мемы — это не просто смешные картинки. Это мощный инструмент, который позволяет брендам говорить с аудиторией на её языке, строить мосты доверия и создавать эмоциональную связь. При правильном использовании это возможность сделать бренд человечнее, показать, что в нём работают живые люди, способные шутить и смеяться.
Именно поэтому удачные мемы распространяются по сети подобно эпидемии.
Говоря на зумерском, «кринжовый» мем может быть хуже, чем его отсутствие. Поэтому эффективнее сработает запланированная спонтанность: перед использованием мемов в маркетинге важно тщательно продумать концепцию и убедиться, что она соответствует ценностям бренда и интересам аудитории.
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Ваши статьи присылайте нам на 42@cossa.ru. А наши требования к ним — вот тут.