Выбор патентного бюро: цена ошибки
Ошибаясь в выборе подрядчика для регистрации товарного знака, вы рискуете деньгами, временем, а порой — делом всей своей жизни.

На первый взгляд, все предложения на рынке защиты интеллектуальной собственности похожи и отличаются лишь стоимостью. На самом же деле в процессе регистрации товарного знака очень много подводных камней. Чтобы избежать неприятных сюрпризов, при выборе патентного бюро обращайте внимание на следующие факторы.
Понятное ценообразование
Под схожими цифрами каждое бюро подразумевает разный пакет услуг. Обязательно уточните, что входит в тариф. Часто бюро не включают в него полную проверку знака и ответ на предварительный отказ. А это две самые важные вещи для регистрации — иначе получается, что вы платите просто за подачу заявки в ведомство, а не за результат.
Пример из практики. Предприниматель открывал магазин автоаксессуаров. Решил начать с регистрации знака и выбирал подрядчика. У него было два критерия: выгодная цена и место нахождения — Москва. Нашёл подходящий вариант и подал название на регистрацию. Через полгода по его знаку пришёл предварительный отказ от Роспатента. За ответ на предварительный отказ с бизнесмена попросили дополнительно 25 тысяч рублей. Максим согласился. Но через два месяца Роспатент отказал в регистрации окончательно. В итоге человек потратил более 70 тысяч рублей, а свидетельство о регистрации так и не получил.
Финансовая гарантия в договоре
Если специалист бюро обещает вам, что знак зарегистрируют или вернут деньги, но это условие не прописано в договоре, доверять такому бюро не стоит. Ищите компанию, где финансовая гарантия является ключевым пунктом договора. Работа в хорошем патентного бюро считается выполненной, только если знак зарегистрирован.
Патентный поверенный в штате
Тут сразу начнём с примера. Райса занимается продажей одежды. Она решила зарегистрировать собственный бренд и подала заявку в Роспатент с помощью небольшой московской фирмы. Девушку попросили сделать нотариальную доверенность, так как в организации не было своего патентного поверенного. Отсутствие поверенного ещё не говорит о низком качестве услуг — так работают многие компании. Но юристы без этого статуса не могут подавать заявки от лица заявителя без доверенности. Её получение оплачивается отдельно.
Предпринимательница оплатила пошлину за первый этап регистрации — экспертизы. Вот что странно: бюро попросило у предпринимательницы и оплату своих услуг, и пошлины. Роспатент принимает платежи от самих заявителей. Посредники тут не нужны. Но по каким-то причинам подрядчик дал Райсе реквизиты своей сотрудницы, и уже она оплачивала пошлину по заявке.
Никаких движений по заявке не наблюдалось уже восемь месяцев. Из доступных данных было ясно, что знак всё это время находился на этапе формальной экспертизы. Это могло произойти только по одной причине — Роспатент не получил пошлину. Почему? Когда пошлину по заявке оплачивает не заявитель, а другой человек, требуются уточняющие документы:
-
поручение на перевод пошлины, в котором заявитель просит доверенное лицо внести деньги в ведомство;
-
ходатайство, в котором доверенное лицо просит Роспатент учесть перевод.
Этих документов не было, и деньги повисли в воздухе.
Заявка была близка к аннулированию, но за несколько недель до него подрядчик направил в Роспатент ходатайство о продлении срока оплаты.
Райса неоднократно пыталась выяснить, как обстоят дела с регистрацией её товарного знака. Сначала посредник утверждал, что всё идёт как надо. Со временем тон переписки изменился, а ответы становились всё реже. Продолжать сотрудничество с подрядчиком, который игнорирует клиента, не хотелось. Райса обратилась за помощью в патентное бюро «Железно». Здесь ей предложили подать заявку заново, а старую — отозвать. К тому же, Роспатент так и не начал экспертизу по существу — пошлину за неё можно было перезачесть в пользу новой заявки. Для этого требовался лишь один документ — ходатайство от плательщика. А пошлину, напомним, оплачивала сотрудница бюро.
Для Райсы подготовили всё необходимое. Она направила ходатайство представителю теперь уже прошлого подрядчика и попросила поставить подпись. Однако подписанным документ она так и не увидела. Сначала не получалось скачать файл, затем он не открывался, а после в нём неожиданно оказались неверные реквизиты. Наконец, подрядчик сообщил, что уехал за границу и прямо сейчас ничего подписать не может.
Девушка сообщила горе-подрядчику, что будет решать вопрос в претензионном порядке, а после обратится в суд. В ответ ей пообещали иск за потребительский экстремизм и пригрозили испорченной кармой. Райса устала ждать и сама оплатила пошлину по новой заявке. Вместе с бюро «Железно», в штате которого, к слову, 9 патентных поверенных, регистрация товарного знака прошла успешно.
Сроки регистрации
По регламенту Роспатента регистрация товарного знака может длиться до 18,5 месяцев. Но так как большинство патентных бюро ведут переписку с ведомством в электронном формате, процесс значительно ускоряется. Сегодня средний срок регистрации — 5–6 месяцев с даты подачи заявки. Реальным сроком является и период в 3–4 месяца, но при условии наработанного опыта и оптимизированных процессов внутри бюро. К сожалению, многие компании обещают быструю регистрацию, но не выполняют своих обязательств.
Пример из практики. Екатерина открывала шоу-рум женской одежды. Открытие хотелось провести побыстрее, но товарный знак ещё не был подан на регистрацию. Поэтому девушка выбрала бюро, где обещали самые быстрые сроки — 3 месяца. Она всё подстроила под этот срок: аренду помещения, оформление шоу-рума, анонсы открытия. Успела даже заказать приглашения для гостей с указанной датой. В результате открытие пришлось отложить, потому что Роспатент одобрил регистрацию только через 8,5 месяцев. Как оказалось, у Роспатента был дополнительный запрос информации в рамках формальной экспертизы. Это говорит об ошибке в документах при подаче заявки. Также по знаку приходил предварительный отказ, на который сотрудники бюро отвечали больше месяца. Поэтому сроки и затянулись.
Бесплатная проверка знака с письменным заключением эксперта
От того, насколько качественно проведена предварительная проверка обозначения, зависит успех регистрации. Если вам предлагают экспресс-проверку за час, за 15 минут, прямо онлайн — скорее всего проверка проводится с помощью бесплатных источников и доверять ей нельзя.
Правильный вариант — проверка обозначения по базам ФИПС. Эта процедура требует до 3–4 часов времени, большой внимательности и опыта. Эксперт должен анализировать бренд по тому же алгоритму, по которому потом будет работать Роспатент, и аргументировать все возможные причины отказа.
Кейс из практики патентного бюро «Железно». Ольга обратилась в «Железно» за регистрацией товарного знака на название своего магазина «Райский сад». Проверка по базам ФИПС показала, что название зарегистрировать нельзя: оно уже занято в нужных классах МКТУ. Но название Ольге очень нравилось и она отправила его на проверку в другое бюро. Его специалисты препятствий не нашли. Вероятно, проверка проводилась по бесплатным базам. Девушка заключила договор и подала название на регистрацию. Процесс занял год и завершился для предпринимательницы неудачно: Роспатент прислал отказ в регистрации. Причина — тот самый знак, о котором Ольге говорили в «Железно».
Сотрудники бюро, с которым начала работать Ольга, предложили ей альтернативу: заказать логотип у дизайнера, мол, его уж точно зарегистрируют. Новый договор, вновь оплата услуг бюро и пошлин — и вновь отказ из-за того же знака. Ольга вернулась в «Железно». Здесь ей помогли выбрать уникальное название, которое без проблем прошло экспертизы в Роспатенте. Кстати, деньги за две неудачные попытки регистрации в первом бюро Ольге так и не вернули.
Совсем необязательно, что вам придётся менять своё название до неузнаваемости. Вот ещё один кейс из практики патентного бюро «Железно». Предприниматель проверил свой бренд в одном из патентных бюро Москвы. Его заверили, что бренд уникален, подали на регистрацию и получили отказ. Бренду противопоставили 8 (!) схожих знаков. Вот насколько проверка была некачественной. Предприниматель потерял 9 месяцев, деньги на пошлины, а бренд так и не получил. Хотя знак можно было доработать с минимальными изменениями, что и сделали эксперты «Железно». Они переподали знак на регистрацию, слегка доработав логотип: убрали разделяющую точку между GID и HOUSE, чтобы знак воспринимался как одно слово — GIDHOUSE.
Наличие у бюро реальной практики
Обычно специалисты в сфере интеллектуальной собственности охотно делятся кейсами. Так они показывают свою экспертность и дают клиентам понять, что имеют опыт. К примеру, у патентного бюро «Железно» есть свой блог, а также экспертные статьи, которые выходят в различных изданиях, в том числе и на cossa.ru.
Ну и, конечно, подтверждением реальной практики являются настоящие отзывы от клиентов. Обращайте внимание на отзывы и рекомендации от тех, кто уже работал с бюро, к которому вы приглядываетесь. Посмотрите, что пишут пользователи Яндекса и Гугла. Обычно по их отзывам можно сложить довольно чёткое представление о выбранной компании.
Регистрация товарного знака вместе с патентным бюро «Железно»
По статистике, каждая 9-ая заявка в Роспатент сегодня подаётся через патентное бюро «Железно».
-
Успешно регистрируется 97,6% знаков. Если Роспатент откажет в регистрации — знак переподадут на регистрацию бесплатно или вернут деньги. Это условие закреплено в договоре.
-
Опередить конкурентов и защитить знак первым — очень важно! Поэтому в «Железно» ваш знак за 24 часа проверят по 17 критериям Роспатента, подготовят заявку и направят её в Роспатент. А вы получите форму 940, которая даёт право приоритета. Роспатент откажет всем похожим заявкам, поданным после вашей.
-
Без скрытых платежей и доплат. Цена на услуги патентного бюро «Железно» не меняется в процессе. В неё уже включены: ответы на запросы Роспатента, работа с предварительными отказами, полное делопроизводство.
-
Роспатент признал заслуги патентного бюро «Железно» на государственном уровне. С 2020 по 2023 годы бюро входило в топ-3 официального рейтинга. С 2023 года стало №1 по количеству поданных заявок в Роспатент.
За время существования патентного бюро «Железно» его специалисты зарегистрировали более 17 000 товарных знаков. Зарегистрируют и ваш! Оставьте заявку на сайте, в WhatsApp по номеру +79229092784 или Telegram @zhelezno_pb.