Экосистема российского RTB-рынка в 2013 году
2013 год ознаменован годом RTB в России. Эти три магические буквы уже успели наделать много шума, но большинство участников рынка до конца не понимают структуру и устройство этой экосистемы. Кто же участвует в этом процессе? Кто за что отвечает? У кого какая роль? Мы создали инфографику, которая призвана отразить реальную ситуацию на российском рынке.
Российская экосистема RTB
DSP
DSP — это технологичная платформа, которая представляет интересы рекламодателя в экосистеме RTB.
DSP анализирует установленные параметры кампании, такие как ставки, необходимые объемы показов/кликов и данные об аудитории, сопоставляет с информацией о предлагаемой к покупке аудитории и делает ставки на торгах. Ее задача максимально оптимизировать закупку нужной аудитории за счет применения данных из разных источников для более точного таргетинга.
DSP торгуется с SSP/Ad Exchanges. У DSP, как правило, нет интерфейса для управления покупками рекламы, т. к. DSP это в первую очередь технологическое решение. Интерфейсы есть у продуктов, которые являются надстройками над DSP, таких как системы ретаргетинга, Trading Desk и другие.
Эффективная и выгодная реклама с сервисом от МегаФона
Широкий выбор рекламных каналов, более 100 параметров по интересам, подробная аналитика и другие возможности уже ждут в Личном кабинете. А еще кешбэк 100% за запуск рекламы в первый месяц и еще 10% — каждый месяц.
Первые DSP в России появились в 2011 году.
SSP
SSP — это технологичная платформа, которая представляет интересы рекламных площадок в экосистеме RTB.
SSP агрегирует предложения многих площадок, «собирая» остаточный трафик, декларирует минимальную цену, по которой площадка готова продать показ. SSP устраивает аукционы между DSP, стараясь дороже продать имеющийся инвентарь. SSP может предоставлять своим партнерам возможность дороже продавать свой инвентарь, за счет применения данных третей стороны, которые интегрируются в платформу через DMP. SSP защищает данные об аудитории площадок, а также заботиться о репутации бренда, за счет прозрачной системы контроля размещения.
У SSP есть интерфейс для владельцев площадок, в котором они могут управлять своим инвентарем, меняя стоимость и изучая статистику.
Первые SSP в России появились в 2011 году.
Trading Desk
Trading Desk — это интерфейс для осуществления автоматических закупок в системе RTB для агентств.
Trading Desk позволяет настраивать параметры закупки рекламы и ее таргетингов, используя многочисленные функции, а также просматривать и анализировать статистику размещений. Trading Desk является надстройкой над DSP, через которую получает доступ к RTB инвентарю.
Trading Desk бывают независимыми, но чаще это собственные разработки агентств.
Первые Trading Desks в России появились в 2012 году.
Ad Network — Independent publisher and ad networks
Ad Network — это агрегатор большого количества трафика от владельцев площадок, часть которого отдается в RTB протокол.
Ad Network помогают владельцам площадок продавать больше рекламного инвентаря за счет RTB торгов. Вдобавок к основным продажам, владельцы площадок отдают часть не проданного трафика в Ad Networks, которые в свою очередь выставляют его на торга в RTB аукцион. Владельцы площадок могут отдавать в Ad Network как не проданный трафик, так и полностью весь свой инвентарь.
Издательские дома и рекламные сети — второй канал поступления информации от площадок в режиме реального времени, через Ad Network формируется агрегированное предложение площадок, которое выносится на аукционные торги.
Первые Ad Network в России появились в 2000 году.
Ad Exchange
Ad Exchange — это рекламная биржа, где можно выставлять трафик на продажу и покупать его в экосистеме RTB.
Ad Exchange позволяют обеспечивать связь между площадками и рекламодателями. Ad Exchange дает возможность тысячам подключенных площадкам продавать свою рекламу.
Первые Ad Exchange в России появились в 2012 году.
Data Suppliers
Data Suppliers — это поставщик готовых сегментированных данных о пользователях.
Data Suppliers агрегируют большие массивы пользовательских данных и создают из них тематические сегменты. Data Suppliers бывают нескольких видов. Первый вид &‐ это Data Supplier которые поставляют широкий ассортимент данных о пользователе, например и соцдем и интересы и потребности. К этому типу можно отнести Pluso, Aidata.me и другие. Второй вид — это Data Suppliers которые поставляют только определенные категории данных, например соцдем, данные о платежах пользователей в интернете, интересы по определенной тематике.
Первые Data Suppliers в России появились в 2002 году.
DMP
DMP — это многофункциональная платформа по управлению данными.
DMP платформы позволяют всем сторонам, вовлеченным в процесс покупки и продажи инвентаря, управлять данными, облегчать использование сторонних данных и экспортировать данные на другие RTB платформы. К управлению данными относится: хранение и пост обработка данных, сегментирование, смешивание разных данных, tag management (контроль и управление какие данные передаются другим компания, например DSP для открутки по созданным сегментам). Применение данных из DMP при открутке рекламы в RTB позволяет существенно увеличить результативность рекламных кампаний.
Как правило, к DMP подключены все основные поставщики данных, что позволяет рекламодателям/издателям создавать сегменты, смешивая любые типы данных (first-party и third-party data).
Первые DMP в России появились в 2012 году.
Ретаргетинг
Ретаргетинг — это рекламный механизм, с помощью которого, открывается возможность показывать рекламу пользователям посетившим сайт рекламодателя.
Ретаргетинг имеет возможность работать только с first-party и second-party data — данными рекламодателя, не подключая внешних данных. За счет этого механизма, рекламодатель может перенаправлять пользователей к незавершенному целевому действию (англ. Retargeting — «перенацеливание»). Пользователям, которые уже вступали во взаимодействие с брендом (посещали официальный сайт, открывали письма и т. д.) показывают таргетированную рекламу, основанную на их персональных параметрах (правильный контент, оптимальное время, стиль и язык объявления), стимулируя таким образом не состоявшуюся изначально конверсию.
Первые сервисы по ретаргетингу в России появились в 2011 году.
За помощь в подготовке инфографики редакция благодарит Геннадия Нагорнова. Определения предоставлены Геннадием Нагорновым.
Ссылки по теме:
Trading Desk — революция в управлении медийной рекламой
Data — переворот в таргетировании медийной рекламы
Data Management Platform — важнейший инструмент современного digital-маркетинга