Эпоха Instagram-нарциссизма. Читайте на Cossa.ru

07 июня 2013, 11:35

Эпоха Instagram-нарциссизма

В статье для издания Adore Noire дизайнер и журналист Кэтлин Хэй (Kathleen Hay) представила интересный взгляд на тренды развития жанра фотографии и его проникновения в обычную жизнь. 

Один из старейших известных фото-портретов — это изображение металлурга и химика из Филадельфии Роберта Корнелиуса (Robert Cornelius), которое было сделано им самим.

Изображение было нанесено на серебряную пластину в 1839 году незадолго после того, как Луи Жак Манде Дагерр (Lois Jacques Mandé Daguerre) обнародовал способ фотографирования, позднее названный дагерротипией. Фото, сделанное Корнелиусом, является первым дагерротипным автопортретом и одновременно одним из первых фото-изображений человека вообще.

Хотя фотографические начинания Роберта Корнелиуса нельзя назвать зачатками искусства — скорее истоками профессии портретиста в фото-студиях, все же его автопортрет открыл революционную эру художественного самовыражения. Однако жанр автопортрета восходит корнями еще к наскальным рисункам, которые появились за много веков до изобретения Дагерра.

Успейте купить корпоративный пакет COSSA-2025 со скидкой!


Cossa анонсирует главный рекламный формат на весь 2025 год: сразу 8 различных опций.

Пакет идеально подходит для онлайн-сервисов, стартапов, интернет-компаний и digital-агентств.

Успейте приобрести пакет до повышения цены!

В пятнадцатом веке, во времена эпохи Возрождения, автопортрет получил свое наибольшее распространение — именно этим периодом датировано множество примеров картин и рисунков, на которых различные художники, казалось бы, ведомые любопытством и тягой к самопознанию, изображали самих себя.

Роль нарциссизма в искусстве изменялась со временем. Будь то невинное любопытство, напускная игривость или вдумчивое исследование внутреннего мира — эстетически, духовно или как-то иначе — отражение чьего-либо образа служило для людей катализатором глубокого самопознания и анализа собственных желаний. В результате нарциссизм как жанр проявился в различных формах во многих великолепных произведениях искусства.

На протяжении двух последних лет это вековое любопытство мутировало в состояние «креативного джаггернаута» (creative juggernaut). В третьем тысячелетии взрывоопасная смесь из знаменитостей и социальных медиа сдетонировала, породив новую эру нарциссизма. Художественное творчество перешло на одну из наиболее функциональных, легкодоступных и моделирующих фотографических ландшафт-платорфм: Instagram. Квадратный формат, шестнадцать фильтров и ничего лишнего.

От дагерротипии к Instagram, жанр фотографии претерпел технологический разворот в сторону массовых камерофонов, что повлекло за собой эпидемию самолюбования среди молодежи. Корни фотоискусства остались в прошлом, уступив место цифровому обожанию себя.

Instagram предоставляет удобную платформу для того, чтобы показать себя миру, а 80 млн его пользователей (многие из которых очень хотят славы) вкупе с недавним поглощением фото-сервиса социальной сетью Facebook позволяют компании Кевина Систрома (Kevin Systrom) подпитывать эпидемию нарциссизма.

Сторонний сервис для просмотра фотографий из Instagram под названием Statigram можно использовать и для просмотра статистики. В 11 часов вечера по тихоокеанскому стандартному времени 28 декабря 2012 года Satatigram насчитал 5 509 922 фотографий с тегом ‘selfie’ (тег, использующийся для фотографий самого себя — прим. ред.), а фотографий с тегом ‘me’ (я) было еще больше — 72 657 637. Час спустя фотографий с тегом ‘selfie’ было уже 5 512 860. Еще через день изображений, помеченных тегом ‘me’, стало 73 085 204. Масштабы явления огромны.

Мы тонем в цифровом социальном море сгенерированных с помощью смартфонов и стилизованных «под ретро» фотографий с хештегом ‘me’. Пользователи Instagram своими постами подтверждают победу нарциссических черт характера: образчики чистого эгоцентризма, чрезмерного себялюбия, слепая увлеченность собой и тщеславие. Судя по всему, наступила эпоха «себя любимого».

На FAQ странице Instagram утверждается: «Мы считаем, что мир можно объединить посредством фотографии». Хотя отсутствие эмпатии — черта, сопутствующая нарциссизму — совсем не способствует объединению.

Доктор Джин М. Твенж (Jean M. Twenge), профессор психологии и автор книги Generation Me и соавтор книги «Эпидемия нарциссизма: Жизнь в эпоху самомнения» (The Narcissism Epidemic: Living in the Age of Entitlement) объясняет, что в основе нарциссизма лежит иллюзия того, что вы лучше, чем на самом деле (и лучше тех, кто вас окружает). Любой процесс, который позволяет подобным фантазиям существовать в отрыве от реального мира, ведет к расцвету нарциссизма.

Она добавляет, что нарциссы не особенно заинтересованы в теплоте и заботе в отношениях, поэтому они тратят много времени на вещи, которые помогут им выглядеть и чувствовать себя лучше, отчего их эго становится еще более огромным.

В сентябрьском интервью Washington Times доктор Твенж в ответ на вопрос, оказало ли развитие технологий негативное влияние на молодое поколение, сказала следующее: В целом, технологии были полезны. Однако если люди не будут видеть друг друга и взаимодействовать на глубоком личностном уровне, то могут наступить и негативные последствия.

Внешние проявления не главное. Большинство из нас поняло это с течением времени. Тем не менее, гонка внешних атрибутов продолжается в бешеном ритме, во многом благодаря лучшему приложению 2011 года по версии Apple — Instagram, с помощью которого люди показывают буквально каждую секунду своей жизни.

В современной культуре чересчур много внимания уделяется тому, как мы выглядим и что другие о нас думают, это опасно само по себе, а в цифровом мире приобрело по-настоящему дурной масштаб. Это ухудшает и без того далеко не идеальные взаимодействия людей реальной жизни. Мы отдаляемся друг от друга, а не объединяемся.

Мир, соединенный фотографией, это мир, в котором креатив индивидуален, однако не имеет ничего общего ни с количеством лайков, ни с навязчивой публикацией фото, улучшенных с помощью одного из шестнадцати фильтров.

Создание Instagram было простым, изобретательным решением, но очень мирским и приземленным явлением. Если всмотреться в эти сделанные с помощью iPhone фотографии, то становится понятно, что в них нет ни капли креатива. Однако стремительный взлет приложения к вершинам славы поселил в головах людей мысли о том, что накладывание фильтров на фотографии, сделанные со смартфона, имеет отношение к творчеству. Чтобы понять социологические последствия этого, не нужно иметь докторскую степень по психологии.


Источник: pdn

Ссылка по теме: Wikipedia

Телеграм Коссы — здесь самый быстрый диджитал и самые честные обсуждения: @cossaru

📬 Письма Коссы — рассылка о маркетинге и бизнесе в интернете. Раз в неделю, без инфошума: cossa.pulse.is

✉️✨
Письма Коссы — лаконичная рассылка для тех, кто ценит своё время: cossa.pulse.is