IT-стартапы: 8 ошибок, которые необходимо устранить до переговоров с инвесторами. Читайте на Cossa.ru

12 ноября 2013, 19:10
4

IT-стартапы: 8 ошибок, которые необходимо устранить до переговоров с инвесторами

При работе над стартапом многие команды совершают характерные для IT-проектов ошибки, которые в дальнейшем препятствуют успешной монетизации и возврату инвестиций. В этой статье мы приводим список ситуаций, обратив внимание на которые, вы сможете обезопасить свои вклады и уберечь свое дело от провала.

Михаил Климов, фрилансер

Относительно низкий показатель успешности проектов, как и наличие популярных ошибок в стартапах, является типичным для рынка венчурных инвестиций.

Последняя статистика показывает, что 75% проектов в США, получивших венчурные инвестиции в период с 2004 по 2010 год, оказались неудачными и не вернули вложенный капитал инвесторам.

Что касается российских стартапов, то в 2010 году 59 проектов получили венчурные инвестиции. В 2011 году — 141, а в 2012 году — 168. Недавно несколько из них закрылись, и есть высокая вероятность, что в ближайшее время возрастет количество закрытых стартапов.

Эффективная и выгодная реклама с сервисом от МегаФона

Широкий выбор рекламных каналов, более 100 параметров по интересам, подробная аналитика и другие возможности уже ждут в Личном кабинете. А еще кешбэк 100% за запуск рекламы в первый месяц и еще 10% — каждый месяц.

Узнать больше >>

Реклама. ПАО «МегаФон». ИНН 7812014560. ОГРН 1027809169585. ERID LjN8K1P7y.

Анализируя зарубежный и российский отрицательный опыт по построению проектов в сфере IT, можно предположить, что инвесторы не всегда уделяют должное внимание анализу распространенных ошибок, а начинающие предприниматели продолжают ошибаться в работе над стартапами.

Ошибки могут быть разные, но среди них есть самые распространенные, которые можно учесть при планировании бизнеса.

1. Неправильный выбор ниши

Инвестору необходимо разбираться, чем обусловлен выбор ниши проекта: опытом команды, пониманием потребностей рынка или нерациональными факторами.

Примеры, когда нишу выбирают ошибочно:

  • Проекты создаются в слишком узких нишах (во избежание конкуренции), а это не позволит масштабировать стартап в будущем: целевая аудитория будет ограничена;
  • Начинающий предприниматель собирается изобрести что-то новое, не являясь экспертом в своей сфере и не имея в ней многолетнего опыта;
  • Стартапер пытается клонировать уже успешный проект, не имея схожих по объему и качеству финансовых, технических и человеческих ресурсов, как у прототипа, при этом клон собирается конкурировать с оригиналом на одном рынке.

2. Отсутствие представления о пользователе

Иногда стартаперы говорят: «Наши клиенты — это весь рынок», «Сделаем продукт, который обязательно выстрелит благодаря вирусному эффекту». Но, чтобы действительно понять, что нужно рынку, необходимо настроить качественную обратную связь со своими пользователями. Зная, как команда изучает клиентов, можно спрогнозировать вероятность успеха проекта в будущем.

3. Недостаточное финансирование

Стартап запущен, но для перехода на следующий этап команде проекта не хватает денег. Возможно, основатели неверно рассчитали необходимые расходы, потратили лишнее, а теперь ищут еще одного инвестора в проект. Инвестору следует задуматься о вложении в такую команду, а стартаперам лучше сразу ориентироваться на среднестатистические цифры по рынку для данной стадии проекта, чтобы в критический момент не пришлось бросать все силы на поиски дополнительного финансирования.

4. Низкая квалификация программистов в команде

Стартап с большой вероятностью потерпит неудачу, если в команде нет квалифицированных технических специалистов. Отсутствие хороших программистов может стать для инвестора обоснованной причиной для отказа в финансировании стартапа.

5. Отсутствие MVP (minimum valuable product — минимально жизнеспособный продукт)

Какой бы инновационной ни была технология, нужно в первую очередь тестировать не ее, а сам продукт. Необходимо c помощью понять, готовы ли покупатели к этому продукту и будет ли он востребован на рынке.

Часто в стартапах запуск продукта постоянно откладывается: создатели стремятся что-то совершествовать или модернизировать. Возникает вопрос: есть ли смысл в существовании продукта, который находится в бесконечном потоке доработок и изменений без выхода на рынок и получения обратной связи от пользователей? К примеру, дополнительные опции можно «прикрутить» после запуска продукта и его тестирования, когда станет понятно, какие функции в вашем продукте действительно нужны рынку.

6. Чрезмерное упрямство

Если стартапер получил уже довольно много отказов от инвесторов, а идея проекта не трансформировалась, возможно, он настолько упрям, что не согласится поменять концепцию продукта или бизнес-модели , даже если рынок будет кричать ему об этом. Здесь следует отличать неразумное упрямство от необходимой настойчивости.

7. Провальные переговоры

Когда стартаперы идут на большие уступки бизнес-ангелу или фонду, чтобы закрыть быстрее текущий раунд, это не всегда верная и выгодная стратегия. Вопреки стартаперским уступкам инвесторы могут отказать в финансировании, если увидят излишнюю податливость и слабость позиции фаундеров на переговорах.

8. Отсутствие предварительных договоренностей между основателями

Если фаундеры еще не договорились между собой и не подписали соглашения, в которых подробно прописаны ожидания каждой из сторон и юридические отношения между основателями, то в будущем для проекта могут настать сложные времена по причине внутренних разбирательств.

Вероятно, опытные инвесторы и стартаперы могут дополнить этот список своими примерами распространенных ошибок, устранение которых значительно увеличит возможности для успешности проекта.


Источник картинки на тизере: B2C

Телеграм Коссы — здесь самый быстрый диджитал и самые честные обсуждения: @cossaru

📬 Письма Коссы — рассылка о маркетинге и бизнесе в интернете. Раз в неделю, без инфошума: cossa.pulse.is