Стыдно ли быть эсэмэмщиком?
SMM-менеджер Василий Богданов уже привык к сочувственным взглядам собеседников, которым признается, что работает в соцмедиа. Печальный взгляд — это хорошо: есть те, кто, считает, что эсэмэмщик — просто бездельник и двоечник (потому что школьник, конечно же) и жить ему на помойке со своими котиками. Но так ли все плохо на самом деле?
«Молодец, — сказала мне однажды коллега Маша после успешного брейншторма. — Если будешь хорошо работать, тоже станешь копирайтером». Незадолго до этого она перешла из SMM-менеджеров в копирайтеры, чему была очень рада. Ее слова показались мне странными, тем более, что я проделал ровно обратный путь. Но одно было понятно: Маша воспринимала смену позиции в агентстве строго как повышение, восхождение из грязи, билет в высшее общество рекламного бизнеса. Такое отношение к интернет-маркетологам встречается сплошь и рядом. «Что, эсэмэм?! Может быть, тебя продавцом-консультантом в „М.Видео“ устроить, у меня есть связи…».
Эффективная и выгодная реклама с сервисом от МегаФона
Широкий выбор рекламных каналов, более 100 параметров по интересам, подробная аналитика и другие возможности уже ждут в Личном кабинете. А еще кешбэк 100% за запуск рекламы в первый месяц и еще 10% — каждый месяц.
Но так ли все плохо на самом деле? Давайте разберемся в основных тезисах и ответим уже на этот волнующий, как обнаженная Эмма Уотсон, вопрос: «Стыдно ли быть эсэмэмщиком?»
SMM-менеджер ничего не делает
Сидит и постит котиков в социальные сеточки — примерно так представляют себе работу эсэмэмщика его коллеги.
Но это не так, мы еще постим сись… шучу (ха-ха!). Многие, говоря про эсэмэмщика, имеют в виду контент-менеджера. Но в хорошем SMM-отделе есть несколько специалистов разного профиля, между которыми распределена работа: кроме контент-менеджеров, есть стратеги, аналитики, разработчики. И список должностных обязанностей у любого из них гораздо богаче, чем постинг котиков.
Впрочем, если говорить все же о контент-менеджере, то даже у него работа гораздо насыщеннее и разнообразнее, чем принято думать. Например, он ежедневно создает вовлекающие сообщения для 3–4 сообществ с учетом особенностей площадок и уникальной концепции [каждого сообщества]: продумывает инфографику о разных рецептах борща, нарезает смешные коубы из свежего фильма, рисует комикс о приключениях пароварки и так далее. Он постоянно выдумывает форматы постов и активаций, отыскивая что-то новое в небогатом функционале социальных сетей. Ему же зачастую приходится следить и за общением в этих сообществах — отвечать на вопросы, выполняя роль службы поддержки; повышать активность, как массовик-затейник; нейтрализовывать негатив, как переговорщик из ФСБ, и направлять обсуждение в нужное для выполнения задач бренда русло. А ведь для этого нужны ангельское терпение и материнская любовь к каждому подписчику! В общем, заняться есть чем.
Один из приятных бонусов работы контент-менеджера в SMM — это регулярные приглашения на эксклюзивные тест-драйвы новых авто, кулинарные мастер-классы, закрытые презентации игровых консолей и все в таком духе. А откуда иначе черпать вдохновение для постов?
Для работы SMM-менеджером не требуется специальных знаний
В одной из своих статей Дамир Халилов приводит аж 100 навыков, необходимых для успешной работы в SMM, cреди которых вы не встретите cамо собой разумеющихся «ответственности» или «пунктуальности». Проектирование приложений для социальных сетей, понимание механизмов повышения конверсии, прогнозирование и оптимизация бюджетов контекстной рекламы, работа с системами веб-аналитики — все это лишь малая часть из того, что важно знать и уметь каждому уважающему себя эсэмэмщику.
Однако специалисты, владеющие хотя бы третью этих навыков, — большая редкость сегодня. И если, например, удается разыскать того, кто хорошо справляется с написанием контента, то на чуть более креативных и нестандартных задачах этот человек может оказаться бесполезен. Этим объясняется востребованность SMM-курсов, говорю как один из преподавателей этого направления на ИКРе.
SMM-менеджер ни черта не зарабатывает
Во-первых, да. Во-вторых, кто в рекламе зарабатывает? Поднимите руки, не вижу ваших рук! На любого высокооплачиваемого рекламщика найдется сто бедствующих. «Их проблемы, — скажете вы, — значит, плохие специалисты». И будете, в общем-то, правы. Надо уметь крутиться, изучать, пробовать новое, лучше одеваться, писать статьи на Cossa.ru и набивать себе цену. Тогда будет вам «зарплата в триста тыщ» и премия в конце года. А пока большинство специалистов получает не больше 50 000 рублей. Для меня это довольно странно, учитывая, что для агентств SMM-отдел все чаще становится денежным локомотивом. Но есть и положительный момент: работникам SMM можно запросто найти фриланс в дополнение к основной работе, хватило бы времени.
SMM — работа для школьников
Средний возраст SMM-менеджера: 22–25 лет. Популярность профессии среди моих сверстников объясняется очень просто: огромную часть своей жизни мы провели в социальных сетях. Мы хорошо знаем, как они работают. Так почему бы не зарабатывать на этом? SMM — отличный простор для того, чтобы начать карьеру, причем любую. За год в Red Keds я успел поработать со многими крупнейшими клиентами, выступить с докладом на digital-конференции, провести несколько интенсивов в разных уголках страны и за ее пределами. Такой ритм позволяет знакомиться с интересными людьми из самых разных сфер бизнеса — это ценный опыт и связи, которые пригодятся в будущем. А если очень понравится, то заниматься SMM можно хоть всю жизнь, не вижу проблем.
Быть SMM-менеджером — так же нормально, как быть копирайтером или продюсером. Эта работа требует и навыков, и времени, и особых знаний. Так что, если вы молоды и хотите начать карьеру в рекламе или просто попробовать себя в новом интересном деле, возможно, это ваш шанс, дерзайте! Если не получится, всегда успеете устроиться в «М.Видео».
Ссылки по теме: