Среда синхронизации данных
В мире стало много информации
За последние 10 лет появилось огромное количество информации. Многие любят писать факты что сегодня за час появляется столько информации, сколько тысячу лет назад человек узнавал за всю свою жизнь.
Сегодня как никогда главной ценностью является информация. Теперь, когда вы теряете компьютер или телефон, вам жалко прежде всего не технику, сожалеете вы о потерянной информации — адресная книга, любимые SMS — печально все это потерять. Если теряется фотоаппарат, то вы будете сожалеть о тех фотографиях что на нем остались так же сильно, как и о самом фотоаппарате, даже если камера стоила десятки тысяч рублей.
Эффективная и выгодная реклама с сервисом от МегаФона
Широкий выбор рекламных каналов, более 100 параметров по интересам, подробная аналитика и другие возможности уже ждут в Личном кабинете. А еще кешбэк 100% за запуск рекламы в первый месяц и еще 10% — каждый месяц.
Именно
Рост количества типов информации
С появлением интернета о человеке было практически ничего не известно. Компьютеры не знали даже таких простых вещей, как имя человека или то, о чем он общается через электронную почту.
Первый кардинальный сдвиг произошел с изобретением компанией Google контекстной рекламы. Пользователи и не подозревали о том, что об их действиях собирается
Второй сильный сдвиг произошел с приходом социальных сетей. Люди сами стали рассказывать о себе базовую информацию. То, как их зовут, сколько им лет, где они учатся или работают.
Всю эту базовую информацию сильно расширили за небольшое время и маркетологи смогли предлагать фотосъемку и лимузины на свадьбу на основании того, что пользователь сообщает о своей помолвке. Маркетологи могли «выцеплять» людей с конкретных улиц для локального бизнеса, предлагая им парикмахерские услуги рядом с домом или быстрый интернет по специальной цене.
Новые виды информации о пользователях
В последние два года появилось еще больше информации о пользователях. Мы стали знать текущее местоположение человека (Foursquare, GoWalla), стали знать, что человек смотрит в кинотеатрах и по телевизору (MisoTV), как человек занимается спортом (RunKeeper), что человек ест (FoodPrint).
Со временем большинство из этих данных будут отдаваться людьми легче. Например, сейчас мне не очень нравится пользоваться MisoTV
Американский стартап GreenGoose пытается превратить ежедневную рутину в социальную игру
Идея такова: каждый клиент получает набор беспроводных сенсеров, базовую станцию и специально программное обеспечение, которое можно установить на компьютер или мобильный телефон. Сенсор выглядит как стикер, который можно приклеить к любой вещи ежедневного применения. Например, к спортивному тренажёру, банке собачьего корма или бутылке с водой. Базовая станция передаёт информацию приложению, которое собирает сведения о касаниях, ведёт подробную статистику и начисляет владельцу призовые очки в онлайн игре. Таким образом можно не только отслеживать регулярность, к примеру, утренних зарядок, но и соревноваться с друзьями или соседями.
Приложения делятся по темам. К примеру, Petagonia — социальная игра для владельцев домашних животных, отслеживающеая и вознаграждающая за количество и длительность прогулок, кормёжек и других полезных для четвероногих и их хозяев занятий.
Радиус действия сенсора — около 80 метров. Работает он от небольшой батарейки, которой хватает на год использования. Для подключения базовой станыее достаточно свободного сетевого порта, при этом софт требует постоянного соединения с Интернетом.
Но это еще не все. Интереснее будет дальше. Пока же чуть отвлечемся и вспомним еще про одни данные о людях. Те, что хранятся в руках конкретных компаний.
Бизнес — владелец информации
Почти все компании собирают информацию о своих существующих клиентах. Многие компании собирают еще и информацию о потенциальных клиентах. Это и есть обычный CRM.
Возьмем операторов сотовой связи. Оператор знает о каждом человеке (причем конкретном человеке, а не анонимном, у операторов же есть паспортные данные абонента) очень много информации: сколько человек тратит денег на телефон, какая у абонента модель телефона, ездит ли человек по России или заграницу. Только по этим трем пунктам можно успешно определить достаток абонента. Использует ли человек интернет на мобильном телефоне, какие сайты посещает, платит ли за контент (звонки и сообщения на короткие номера с повышенной тарификацией), использует ли SMS.
Возьмем крупную торговую сеть: Перекресток, Евросеть, IKEA. У каждой из этих сетей есть карта. Каждый раз, когда вы оплачиваете покупки и даете кассиру карту — магазин узнает ваши предпочтения. Торговые сети агитируют использовать карты специальными бонусами и скидками. Поэтому Перекресток знает как часто вы ходите в магазин, покупаете ли алкоголь, если да, то по какой цене, в какой именно магазин вы ходите обычно и как далеко он расположен от дома. Вы же ещё при получении карты заполняете анкету с домашним адресом, информацией о наличии автомобиля и детях. IKEA знает, что у вас уже есть кровать и мебель для детской комнаты и делает свои выводы, а Евросеть знает, когда напомнить о смене мобильного телефона.
Авиакомпании знают, куда вы летаете, туроператоры знают, где и с кем вы отдыхаете, метрополитен знает ваши маршруты передвижения. Каждая компания
Самые большие владельцы информации — это международные платежные системы VISA и MasterCard. Они знают больше чем одна торговая сеть, так как учитывают множество точек приема платежей. Когда я начинал писать эту статью, ещё не было информации, что во врезке ниже. Почитайте, новость от 25 октября.
Visa и MasterCard начнут продавать рекламщикам базы клиентских покупок
Две крупнейшие платежные системы Visa и MasterCard скоро начнут новый бизнес: они собираются продавать рекламным агентствам историю покупок своих клиентов, расплачивающихся банковскими картами. В настоящее время Visa и Mastercard готовят несколько вариантов единой базы покупок своих клиентов, доступ к которой будет продаваться рекламным агентствам. Подобное новшество может стать не только новым этапом развития мира рекламы, но и концом эпохи анонимности в Интернете.
В настоящее время, контекстная реклама в интернете основана на поведенческих характеристиках пользователя, но никак не привязана к информации о совершенных покупках. Целевая реклама в интернете базируется на поисковых запросах пользователя и никак не связывается с их требованиями в реальной жизни.
Visa и Mastercard хотят восполнить эту недостачу в сфере рекламы посредством продажи собственных баз данных рекламщикам, которые смогут предлагать пользователям сопутствующие и похожие товары в интернете. Например, клиенту, который расплатился картой в сети фастфуда, будет предложена реклама средства для похудения. При этом система сама будет решать, предлагать этот товар или нет, анализируя данные о похожих покупках, совершенных ранее.
Обе компании говорят, что их планы являются предварительными.
Приватность постараются соблюсти. Руководитель группы
Особое внимание при разработке системы компании обещают уделить вопросам приватности, отмечает WSJ. В MasterCard уверяют, что база истории приобретений не будет включать имена и адреса покупателей. Клиентскую базу собираются разделить на необходимые маркетингу «сегменты» — например, люди заинтересованные в международных поездках, люди склонные к покупкам ювелирных изделий и так далее. Как уверяет компания, этот подход будет «абсолютно новаторским для отрасли».
Visa и MasterCard обладают крупнейшими базами данных в мире по сделкам
Будущая информация о пользователях
В ближайшие
Уже есть браслет Jawbone Up, который контролирует активность и сон пользователя и отправляет все данные на iPhone. С помощью специальной технологии MotionX браслет измеряет пульс, пройденное расстояние, скорость, активность/неактивность. Плюс — при каждом приеме пищи пользователю предлагается её фотографировать на iPhone из программы Up или же там же выбирать подходящий вид из базы — программа будет фиксировать калории, считать, с помощью какой нагрузки пользователь это всё должен «отработать», а также поинтересуется спустя часок, о самочувствии после данного приема пищи.
О новых типах данных можно фантазировать бесконечно. Например:
- зубная щетка, которая будет учитывать ваше состояние зубов и частоту ее использования;
- бритва, которая учитывает каждый раз длину щетины;
- кофемашина, которая знает количество и тип потребляемого кофе;
- автомобиль, который знает о вашем потреблении бензина;
- дверной замок, который знает когда вы приходите и когда уходите.
Можно добавить те примеры, которые уже были озвучены в этой статье. Это еще не так распространено, но количество подобных устройств будет расти:
- телевизор, который знает что и когда вы смотрите;
- холодильник, который знает о том когда и какие продукты вы заказываете;
- весы, ежедневно отправляющие данные о вашем весе в Интернет (а может это будет и кровать, которая будет вас взвешивать).
Обработка информации
Что делать со всеми этими данными? Данные сперва анализируют, потом на основе анализа делают выводы, потом продают новый товар.
Чем больше данных мы знаем, тем более точное предложение потребителю мы сможем сделать. Сами по себе данные имеют небольшую ценность. Например, какой толк в том, что туроператор знает о том кто куда и как часто путешествует. Толк есть только для самого туроператора — ему легче делать дополнительные продажи.
Интересно, когда все эти данные между собой сопоставлены. Уже сейчас Google для определения выдачи учитывает 57 параметров пользователя: где человек находится, какой у него браузер, какой компьютер, что человек искал ранее, нашел или нет и так далее. Рассуждения на эту тему смотрите в статье «За интернет-сервисы мы платим личной информацией».
Но представим, что мы знаем о том, что человек за последние
Или человек все время заказывает калорийную пищу домой и за последнее время его вес увеличился. Можно предложить ему абонимент в спортивный зал. Тут мы можем ошибиться и окажется, что человек и так спортсмен и такой вес у него от мышечной массы. Тогда добавляем еще информацию по телесмотрению, узнаем что человек смотрит телевизор по восемь часов в сутки и уже с большей долей вероятности предлагаем ему абонемент в спортивный зал.
Среда для синхронизации всех данных
Для того, чтобы использовать все эти данные нужно иметь некую среду, которая все эти данные будет на себе хранить и сможет их отдавать. Пока ближе всего к такой среде приблизились социальные сети Facebook (в мире) и ВКонтакте (в России).
Самостоятельно Facebook и ВКонтакте вряд ли будут развивать сервисы вроде RunKeeeper или Foursquare. Социальным сетям легче использовать данные существующих сервисов через API. Однако, социальные сети могут стать мостом между различными приложениями. Например, одно приложение отдает информацию о моем весе, второе о том, что я заказываю в магазине и ем, третье — что я ем в кафе, четвертое, как я занимаюсь спортом. Все эти данные забирает другое приложение, которое будет определять для меня мой рацион питания.
Или оператор сотовой связи будет отдавать данные об абоненте на платформу социальной сети, а их уже будет использовать туристический оператор, предлагая пользователю туры в страны где он еще не был или не предлагая туры вообще (если человек никуда не путешествует).
Может ещё есть мнения, зачем это может быть нужно компаниям?
Остается открытым вопрос: «Зачем это нужно оператору сотовой связи?»
Обмен данными между компаниями
Самый простой ответ на вопрос о смысле обмена данными — это деньги. Данными о своих клиентах можно будет торговать и получать за это дополнительный доход. Один тип данных стоит дешевле, другой — дороже. Возможны бартерные решения. Возможно, будет некая «биржа» данных.
Второй ответ на вопрос, зачем компании отдавать свои данные — это большая прибыль от собственного бизнеса. Для того, чтобы продавать больше своего товара, нужно будет эффективнее использовать инструменты генерации продаж. Для этого нужны будут более точные инструменты таргетинга, такие, которые приблизят конверсию хотя бы к 50% (почти утопия). Может сложиться ситуация, что просто купить данные будет нельзя, а можно будет лишь обменять их. Тогда придётся делиться информацией о своих клиентах. По сути, сейчас это уже происходит. Перекрёсток предлагает своим клиентам кредитование от
Юридическая сторона вопроса
Я не хотел бы в данной статье затрагивать юридическую сторону вопроса, так как не обладаю достаточной компетенцией для этого. Помимо того, что в каждой стране есть собственное законодательство по защите персональных данных, есть ещё и тренды развития этого законодательства. Со стороны, мне кажется, что с каждым годом всё больше и больше людей переживает о том, что их персональные данные смогут попасть третьим лицам. Сразу вспоминаются истории про крупные взломы социальных сетей, про SMS и Мегафон. Вызвано, наверное, это тем, что информации о каждом становится слишком много, всё идёт в всеобщей открытости и информация из свободного доступа чаще используется в целях мошенничества.
C другой стороны, информации становится так много, что люди не успевают её контролировать и «скрывать». Так же, мир становится прозрачным и многие, например, я, когда
Буду рад в комментариях увидеть дополнения и конструктивное обсуждение.