Фальсификации не только на выборах
С недавнего времени в интернете крайне популярна тема фальсификаций. Несмотря на то, что наша общая маркетологическая или рекламная тусовочка никакого прямого отношения к выборам не имеет, к фальсификациям отношение мы все имеем. К сожалению, тема маркетинга в социальных медиа всегда была довольно тесно переплетена с темой накруток, «ботоводства» и другими схожими понятиями.
Довольно часто в сообществе возникали вопросы, приподнимающие завесу, за которую никто особо не хотел заглядывать. Например, разбирательство с невероятным ростом числа фанов Nokia в Facebook. Не всегда такие примеры отражают реальное положение дел, и не всегда большое количество фанатов в том или ином сообществе означает большое количество ботов.
С другой стороны, вопрос о числе реальных или нереальных пользователей в любой группе является очень важным для владельцев этой группы (то есть представителей бренда),
Эффективная и выгодная реклама с сервисом от МегаФона
Широкий выбор рекламных каналов, более 100 параметров по интересам, подробная аналитика и другие возможности уже ждут в Личном кабинете. А еще кешбэк 100% за запуск рекламы в первый месяц и еще 10% — каждый месяц.
Поэтому вопрос о количестве реальных людей в группе мне кажется очень интересным и важным. Но вычислить нереальных пользователей почти невозможно, если только проверять всех в ручном режиме, что довольно сложно и затратно.
Недавно мне достался доступ к новому сервису Система Ниппель, который позволяет проводить анализ статистки различных сообществ в ВКонтакте, без получения доступа к внутренней статистике социальной сети. При помощи простых технологий сервис проверяет любую группу и ее членов на различные параметры, связанные с профилями участников и уровнем взаимодействия в группе. Сейчас сервис дорабатывается его создателем Алексеем Цверовым, но уже доступен для первоначального тестирования, с помощью которого было сделано это небольшое исследование.
Цель исследования — выявить число некачественных пользователей в
| № | Название | Количество участников | № | Название | Количество участников |
|
---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | Nokia | 665 016 | 16 | Клинское | 146 184 | ||
2 | Coca-Cola | 480 910 | 17 | Страна хорошего настроения Picnic | 145 736 | ||
3 | Red Energy | 467 196 | 18 | Adidas Originals | 131 563 | ||
4 | NIVEA Lip Care | 450 078 | 19 | Lipton Ice Tea | 127 717 | ||
5 | Adidas Sport | 360 061 | 20 | Vichy | 125 265 | ||
6 | Opera | 328 211 | 21 | Intel | 121 808 | ||
7 | Я люблю лапшу! (Роллтон) | 263 006 | 22 | Мужское братство Old Spice | 102 009 | ||
8 | Сбербанк: Банк друзей | 255 783 | 23 | Мир натуральной энергии Adrenaline Nature | 99 715 | ||
9 | Discreet Fashion Академия | 236 706 | 24 | МегаФон - Построй свое общение! | 94 760 | ||
10 | Nike Football | 188 364 | 25 | Apple | 85 206 | ||
11 | Clearasil | 173 481 | 26 | Группа Axe. Скоро в Axe Campus начнется учебный год!! | 85 044 | ||
12 | МТС (Мобильные ТелеСистемы) | 165 935 | 27 | CIF Всем вкусно | 84 670 | ||
13 | Puma Social | 153 730 | 28 | Samsung Mobile | 82 230 | ||
| 14 | Blend-a-med
| 177 069
| 29
| Pampers: Мамочки ВКонтакте | 77 680 |
|
| 15 | Pepsi | 151 121 | 30
| BigBuzzy | 72 425 |
|
Сервис собирает статистические данные об участниках, проверяя каждого пользователя по параметрам. В данном случае нас интересовало 3 свойства, которые позволяют косвенно определить некачественного пользователя:
- Является ли пользователь заблокированным администрацией ВКонтакте
- Обладают ли аватаркой оставшиеся в группе пользователи
- Сколько в группе участников, совершивших 3 и более любых действий за все время ее существования (Ядро 3+)
Таким образом, после простейшего анализа статистики мы увидим количество условных «ботов» или полностью неактивных аккаунтов (заблокированных или без аватарки) и процент активных участников в группе от общего числа.
Вот какие данные мы получили по итогам сбора информации и анализа:
| Позиция | Бренд | Участники | Некачественные участники % | Ядро 3+ % |
|
---|---|---|---|---|---|---|
1 | Nokia | 1 277 813 | 18,25% | 1,76% | ||
2 | Сбербанк:
Банк друзей | 725 409 | 6,97% | 0,31% | ||
3
| Coca-Cola | 553 758 | 40,64% | 0,68% | ||
4
| NIVEA Lip Care | 524 523 | 13,67% | 9,79% | ||
5
| Клинское | 500 081 | 22,36% | 8,5% | ||
6
| MTS Red Energy | 435 675 | 20,31% | 7,37 | ||
7
| adidas Sport | 370 179 | 37,84% | 2,55% | ||
8
| Picnic | 347 862 | 8,36% | 4,48% | ||
9
| Opera | 316 801 | 22,09% | 0,33% | ||
10
| Роллтон | 262 149 | 88,15% | 0,17% | ||
11 | Clearasil | 246 678 | 23,13% | 7,30% | ||
12 | Discreet | 237 932 | 27,41% | 0,64% | ||
13 | Nike Football | 183 701 | 21,80% | 0,64% | ||
14 | Pepsi | 177 069 | 38,31% | 0,91% | ||
15 | МТС | 164 618 | 37,38% | 0,51% | ||
16
| Vichy | 155 914 | 40,85% | 0,10% | ||
17 | Blend-a-med | 148 966 | 14,61% | 0,86% | ||
18 | Puma | 148 943 | 10,50% | 2,77% | ||
19
| Lipton Ice Tea | 124 505 | 70,50% | 0,12% | ||
20
| Intel | 123 069 | 15,96% | 1,56% | ||
21
| Adidas Originals | 122 221 | 16,43% | 2,51% | ||
22 | Old Spice | 121 180 | 39,28% | 0,59% | ||
23
| CIF | 115 299 | 10,48% | 0,31% | ||
24 | Axe Effect | 109 461 | 18,08% | 2,90% | ||
25 | Samsung | 104 403 | 22,98% | 2,89% | ||
26 | Pampers: Мамочки ВКонтакте | 102 871 | 7,29% | 3,80% | ||
27 | МегаФон | 94 623 | 54,51% | 1,40% | ||
28 | Apple | 94 272 | 15,50% | 7,75% | ||
29 | Adrenaline Nature | 91 946 | 30,64% | 0,13% | ||
30
| BigBuzzy | 73 173 | 56,41% | 0,77% |
Некачественные участники - пользователи, заблокированные администрацией ВКонтакте плюс пользователи без фотографии. На таблице видно, что ни одной из топовых групп не удалось полностью избежать «заражения». Скорее всего это связано с большой активностью самих ботов в социальной сети и их попытками имитировать реальных людей. Для больших групп количество ботов около 10% — хороший результат, а 20% — некий стандарт. Все остальные значения указывают на возможные проблемы с качеством участников.
По второму критерию — Ядро 3+ видно, что процент активных участников в группах очень невысок. С учетом того, что данные были получены за все время ведения групп, можно говорить о том, что на ежемесячной основе количество активной аудитории будет еще меньше.
После изучения этих данных я бы рекомендовал брендам и агентствам, владеющим этими группами, воспользоваться сервисом и определить, какие именно пользователи выглядят вот так:
Потом вычистить их ручными или автоматическими средствами. После этого проанализировать, на какой именно контент больше реагируют пользователи, не входящие в категорию активных пользователей, чтобы вовлечь в общение с брендом остальную, большую часть собранной аудитории.
В качестве корпоративного увеселения мы создали рейтинг тех же групп по числу реальных пользователей и активных пользователей.
| Позиция | Бренд | Участники | Некачественные участники % | Качественные участники
|
|
---|---|---|---|---|---|---|
1 | Nokia | 1 277 813 | 18,25% | 1 044 673 | ||
2 | Сбербанк: Банк друзей | 725 409 | 6,97% | 674 862 | ||
3 | NIVEA Lip Care | 524 523 | 13,67% | 452 846 | ||
4 | Клинское | 500 081 | 22,36% | 388 248 | ||
5 | MTS Red Energy | 435 675 | 20,31% | 347 169 | ||
6 | Coca-Cola | 553 758 | 40,64% | 328 718 | ||
7 | Picnic | 347 862 | 8,36% | 318 766 | ||
8 | Opera | 316 801 | 22,09% | 246 812 | ||
9 | adidas Sport | 370 179 | 37,84% | 230 107 | ||
10 | Clearasil | 246 678 | 23,13% | 189 633 | ||
11 | Discreet | 237 932 | 27,41% | 172 723 | ||
12 | Nike Football | 183 701 | 21,80% | 143 661 | ||
13 | Puma | 148 943 | 10,50% | 133 305 | ||
14 | Blend-a-med | 148 966 | 14,61% | 127 230 | ||
15 | Pepsi | 177 069 | 38,31% | 109 237 | ||
16 | Intel | 123 069 | 15,96% | 103 422 | ||
17 | CIF | 115 299 | 10,48% | 103 210 | ||
18 | МТС | 164 618 | 37,38% | 103 090 | ||
19 | Adidas Originals | 122 221 | 16,43% | 102 136 | ||
20 | Pampers: Мамочки ВКонтакте | 102 871 | 7,29% | 95 375 | ||
21 | Vichy | 155 914 | 40,85% | 92 220 | ||
22 | Axe Effect | 109 461 | 18,08% | 89 668 | ||
23 | Samsung | 104 403 | 22,98% | 80 406 | ||
24 | Apple | 94 272 | 15,50% | 79 663 | ||
25 | Old Spice | 121 180 | 39,28% | 73 582 | ||
26 | Adrenaline Nature | 91 946 | 30,64% | 63 778 | ||
27 | МегаФон | 94 623 | 54,51% | 43 048 | ||
28 | Lipton Ice Tea | 124 505 | 70,50% | 36 725 | ||
29 | BigBuzzy | 73 173 | 56,41% | 31 899 | ||
30 | Роллтон | 262 149 | 88,15% | 31 059 |