Можно ли найти работу в социальных сетях
Примерно пятой части экономически активного населения РФ приходилось использовать социальные сети для поиска работы. Однако, по данным исследования Superjob, успешным этот опыт считает лишь 3% из них. Нора Киркиж выясняет, приспособлены ли соцсети для «джоб-хантинга» и что по этому поводу думают сотрудники HR-агентств.
Кто ищет работу в соцсетях
В начале сентября рекрутинговый портал Superjob провел опрос об использовании россиянами социальных сетей для поиска работы. Опрос проходил во всех округах России (всего 329 населенных пунктов) среди населения старше 18 лет, было опрошено 3000 человек. «Это системное исследование — примерно раз в год мы мониторим ситуацию, чтобы понять, насколько соцсети способны быть местом поиска работы/подбора персонала» — поясняет Голованова Наталья, руководитель исследовательского центра в Superjob.
Три четверти опрошенных агентством Superjob сообщили, что им не приходилось искать работу в социальных сетях, еще около 6% затруднились с ответом на вопрос. Около 18% респондентов ответили, что у них был такой опыт и называли конкретные сайты. Чаще других работу в социальных сетях ищет молодежь до 24 лет (примерно каждый третий). Показатели выше средних также зафиксированы среди людей со средним и неполным высшим образованием.
Эффективная и выгодная реклама с сервисом от МегаФона
Широкий выбор рекламных каналов, более 100 параметров по интересам, подробная аналитика и другие возможности уже ждут в Личном кабинете. А еще кешбэк 100% за запуск рекламы в первый месяц и еще 10% — каждый месяц.
Только 3% опрошенных сказали, что им удалось найти работу в социальных сетях, из 15% тех, кому приходилось это делать. Интересно, что подобный показатель не изменился за последние четыре года.
Самостоятельный поиск или кадровые агентства
По мнению россиян, «социальные сети предназначены для общения, а не поиска работы», «работу нужно искать по знакомым», для этого «есть специализированные сайты». И в отношении профессиональных кадровых услуг, и в отношении поиска работы через знакомых социальные сети воспринимаются лишь проводником, способом связи, но не механизмом для поиска работы.
Однако основатель рекрутингового агентства PRUFFI Алена Владимирская считает, 15% — довольно серьезный результат, так как речь идет не о большом слое населения: людях, продвинутых в использовании социальных сетей. Если опрашивать только активных пользователей социальных сетей, то доля тех, кто искал там работу будет намного выше, уверена Владимирская. Она также отмечает, что работу в социальных сетях особенно часто ищут специалисты в области digital и медиа, реже — e-commerce и топ-менеджеры IT-компаний.
Своим опытом публикации поста о поиске крупного менеджера в большой стартап поделился с Cossa.ru Николай Давыдов, инвестиционный директор iTech Capital. Он считает, что поиск сотрудников в социальных сетях работает с переменным успехом, хотя активность Алены Владимирской не раз помогала.
«Очень заметно, что люди в социальных сетях часто присылают резюме, толком не разобравшись, на какую позицию», — отмечает Давыдов.
24 сентября он разместил на своей странице в Facebook объявление о том, что в один из его проектов требуются опытные сотрудники, но не указал, какие именно, — лишь отметил, что это одна из топ-позиций в успешном и богатом стартапе. Кто бы мог подумать, что пользователи будут присылать резюме на позицию, названия которой даже не знают (на самом деле, позиция была шуточная и означала «главный по алкоголю»), тем не менее, в почтовом ящике Давыдова на следующий день лежало несколько резюме от серьезных специалистов.
Какие социальные сети чаще всего используют для поиска работы
Тройку самых популярных социальных сетей для поиска работы составляют две непрофильные сети: «ВКонтакте» (42%) и «Мой Мир» (13%), — и специализированная профессиональная соцсеть LinkedIn (17%). Остальные социальные сети упоминались менее чем в 10% случаев. Меньше других для поиска работы используется «Живой Журнал» и Twitter.
LinkedIn обладает меньшим показателем успешности поиска работы. Только 9% россиян, искавших работу с помощью LinkedIn, заявляют, что работу удалось найти. Для «ВКонтакте» и «Моего Мира» аналогичный показатель составляет 15%. Надо отметить, что в России LinkedIn заработал лишь в 2011 году. По данным за 2013 года в социальной сети зарегистрировано около 1,5 млн российских пользователей, годовой рост составил 20%. При этом мировая аудитория социальной сети составляет более 300 млн, о чем компания сообщила в апреле 2014 года. Неуспешность использования сети в поиске работы — российская специфика, в США, например, сеть является одной из самой популярных в этом направлении.
Респонденты отмечают, что в социальных сетях часто распространяется информация о неквалифицированной занятости, разовой, проектной работе, сетевой маркетинг. Также стоит отметить, что средняя зарплата тех, кто находил работу в социальных сетях, в среднем на 3,5 тысячи рублей ниже, чем среди тех, кто этого не делал (23 тысячи рублей против 26,5 тысяч в месяц соответственно).
В то же время нельзя не отметить примеры позитивных кейсов участников опроса: «Нашла работу в профессиональной группе Facebook», «Встраивание информации сайтов по поиску работы в социальные сети в перспективе — удачное решение».
«Сегодня подключать к уже имеющимся каналам социальные сети, чтобы найти новых сотрудников — просто необходимость. Однако это работает не для всех профессий. Например, мне найти дизайнера или арт-директора проще через свои круги знакомств в Facebook, чем сотруднику HR через свои каналы. Кроме того, я вижу, что знакомые нередко сами находят работу в Facebook. Например, если взглянуть на посты креативного директора „Иннова“ Антона Ярусова, то увидите, что все последние вакансии были закрыты через Facebook», — делится своим опытом Вячеслав Кутеев (проект KidZania Moscow).
Источник картинки на тизере: Career Intelligence