Рынок QR-кодов в России и в мире
Все из нас замечали эти небольшие
QR-код (от англ. Quick Response — «быстрый отклик») — это матричный штрих-код, разработанный подразделением автомобильного концерна Toyota — японской компанией Denso-Wave в 1994 г. Первоначально технология предназначалась для использования в автомобильной промышленности, но впоследствии получила широкое распространение и в других отраслях. QR-коды — это графические изображения, формирующиеся по специальному алгоритму, позволяющему программе-сканеру на мобильном устройстве распознавать и обрабатывать заложенную в них информацию.
Одна из главных причин быстрого распространения QR-технологии в мире — рост числа владельцев смартфонов и планшетных ПК. После сканирования кода пользователь, чаще всего, автоматически перенаправляется на соответствующий веб-сайт, где получает более подробную информацию о товаре или услуге. Существенным фактором роста проникновения QR является и информирование людей об этой технологии — например, в Японии она активно продвигалась при помощи масштабной телевизионной рекламы.
Успейте купить корпоративный пакет COSSA-2025 со скидкой!
Cossa анонсирует главный рекламный формат на весь 2025 год: сразу 8 различных опций.
Пакет идеально подходит для онлайн-сервисов, стартапов, интернет-компаний и digital-агентств.
Успейте приобрести пакет до повышения цены!
Как показал опрос владельцев мобильных телефонов в городах России с населением свыше 1 млн. человек, проведенный J’son&Partners Consulting совместно с компаниями SMARTEST и WapStart в июле 2012 г., треть респондентов (33%) информированы о QR-кодах — они знают и понимают, как можно использовать эту технологию. 59% не знают о QR-кодах, а 8% неправильно информированы (ошибаются в знании технологии). 23% пользователей уже сканировали своим телефоном QR-коды, причем почти половина из них (48%) делают это постоянно или проводили такие манипуляции много раз. 8% респондентов физически не могут использовать QR-технологию, так как их телефоны не оснащены камерой, а доля тех, которые имеют камеру в телефоне, но еще не сканировали коды, составляет 69%. В качестве основных причин, которые мешают респондентам использовать QR-коды, были указаны следующие: нет специальной программы в телефоне, не знают, как это сделать (44%), и отсутствие необходимости (25%).
Большая часть пользователей QR-кодов (84%) переходила после их считывания на веб-сайт; третья часть (33%) смогла считать контактные данные человека и сохранить их на телефон; 28% получали рекламу; 21% — другой контент (музыку, картинки, презентации и пр.) и 8% — видео. Только 6% указали, что QR-технология помогла им зарегистрироваться на рейс или мероприятие, столько же смогли инициировать интернет-опрос.
Сегодня в России QR-коды успешно используются в торговле, в рекламе и маркетинге, а также в таких отраслях как логистика, банковский сектор и транспорт.
Так, по данным J’son&Partners Consulting, в настоящее время QR-коды в том или ином виде используются в 6 из 20 исследованных розничных сетей, расположенных на территории России. Так, в магазинах IKEA покупатели, используя QR-коды, могут перейти на мобильный промо-сайт и узнать подробности о проходящих акциях.
QR-коды используются авиакомпаниями, которые предлагают пассажирам оформить посадочный талон с помощью этой технологии. В наружной рекламе и в печатных СМИ QR-коды задействуются для продвижения самых различных видов товаров — от бытовой и электронной техники до продажи автомобилей.
В странах запада QR-коды появляются на рекламных щитах, в печатных изданиях, на этикетах товаров — то есть везде, где бренды хотят донести информацию о своих товарах и услугах в наиболее удобной и быстрой форме до конечных потребителей.
Наиболее популярны коды в Японии (их используют более 50% пользователей мобильной связи), в США (14 млн. пользователей) и в Великобритании (4 млн. пользователей). По количеству отсканированных QR-кодов лидируют США, Канада, Великобритания и Япония. Среди операционных систем на смартфонах, которые были использованы для сканирования QR-кодов, наибольшую популярность по итогам 2011 г. показали iOS и Android, которые с большим отрывом опережают RIM (BlackBerry), Windows и Symbian (Nokia).
QR-коды принято считать, прежде всего, инструментом рекламы и маркетинга; они широко используются в розничной торговле. Например, в Южной Корее ритейлер Tesco применяет эту технологию на интерактивных стендах в метро — потребители на ходу выбирают и заказывают товары, которые могут быть доставлены уже к моменту приезда домой.
Это позволило Tesco за 3 месяца увеличить выручку от услуг доставки на 130%, а количество зарегистрированных пользователей — на 76%.
Вместе с тем QR-технологии успешно применяются и в таких отраслях как банковский сектор, транспорт и логистика, медицина, образование, социальные проекты и пр.
В США QR-коды, размещенные в библиотеке, позволяют студентам легко найти электронные версии книг, на уроках — получать ссылки к дополнительным материалам. Также учащиеся могут создавать собственные коды, делиться своими научными работами и заданиями с одногруппниками и учителями.
Все больше авиа- и железнодорожных компаний, в том числе и российских, размещают QR-коды на билетах, что позволяет автоматизировать и ускорить процесс регистрации. Так, РЖД планирует начать размещать коды на билетах уже осенью 2012 года.
В лондонском метро таким образом пассажиры получают актуальную информацию о расписании.
QR-код как элемент современного дизайна используется в элементах одежды (на футболках размещают информацию о себе или своей фирме), предметах обихода и даже тату.
Как предмет экстерьера QR-код может занимать целый фасад здания. Например, существует проект дизайна бизнес-центра в Дубае:
Художники используют QR коды, создавая дополненную реальность для своих постеров, давая возможность зрителю увидеть видеоролик или услышать музыку. Делались QR-гравировки и на надгробиях, они содержали в себе биографию усопшего.
В Канаде в июне 2012 г. 1 300 человек собрались, чтобы создать гигантский QR-код, как акцию в пользу благотворительной организации «Youth Unlimited North York». Гигантские QR коды создавались в разных точках мира как рекламные и благотворительные акции, каждый раз собирая сотни людей и создавая резонанс в СМИ.
Пациенты в медицинских учреждениях также могут стать потенциальными пользователями QR-кодов. Последние будут полезны для поиска информации о препаратах, лечащем враче и об отделении в целом, а также о рекомендациях по профилактике и лечению заболеваний. Для врачей это сможет стать эффективным инструментом ведения картотеки, архивирования, интерактивного доступа к истории болезни пациентов и коммуникации с ними.
В Соединенных Штатах QR-коды используют как малый бизнес, так и крупные сетевые компании. Так, американская сеть быстрого питания Taco Bell использовала на упаковке QR-коды, с помощью которых клиенты получали доступ к видеоконтенту MTV. Procter&Gamble и Kraft Foods использовали QR-коды как купоны на скидки. Сеть HSN (Home Shopping Network) провела четырехдневный QR-марафон, в котором код со ссылкой на детальную информацию о продуктах отображался в нижней части экрана телевизоров.
Используя QR-метрику, маркетологи могут составить более подробный портрет покупателя, нежели применяя традиционные средства. При небольших затратах, малый бизнес может обеспечить актуальную информацию для целевой аудитории, благодаря специфике QR-рекламы материал может обновляться без существенных затрат.
QR-коды позволяют определить эффективность рекламы. Вы можете определить, сколько человек посетило ваш сайт после рекламной кампании и из каких мест.
Печатная рекламная продукция может перевыпускаться с одним и тем же QR-кодом, даже если информация о продукте или услуге устарела. Код может содержать ту же самую ссылку: все, что требуется изменить — это информация на сайте. Это позволяет не перепечатывать «бумажную» рекламу и тем самым значительно снижать расходы.
По оценке J’son&Partners Consulting, российский рынок QR-кодов будет развиваться с отставанием от рынка США и Западной Европы на 2–3 года. К концу 2014 г. количество пользователей QR-кодов в России составит около 15% от числа владельцев смартфонов или около 9 млн. пользователей, т. е. вырастет примерно в 9 раз по сравнению с 1,1 млн. в конце 2011 г.