Маркетолог Мария Гринёва: «Постоянное обучение тренирует наш мозг как мышцу»
Где и как получать знания, чтобы быть на волне.
Специалист по маркетингу и преподаватель курса бренд-билдинга рассказала, где лучше учиться маркетологам сегодня, чтобы быть востребованным специалистом.
Споры об образовании маркетологов не стихают. По данным опроса АКАР, 46% маркетологов считают, что основные навыки можно получить только в ВУЗе, 48% же отдают предпочтение онлайн-курсам. На чьей стороне правда, и как сегодня обстоят дела с подготовкой будущих маркетологов, поговорили со специалистом с практикой в крупнейших международных корпорациях, основателем собственного маркетингового агентства, преподавателем программы по маркетингу в РАНХиГС и автором просветительских проектов по маркетингу Марией Гринёвой.
Успейте купить корпоративный пакет COSSA-2025 со скидкой!
Cossa анонсирует главный рекламный формат на весь 2025 год: сразу 8 различных опций.
Пакет идеально подходит для онлайн-сервисов, стартапов, интернет-компаний и digital-агентств.
Успейте приобрести пакет до повышения цены!
— Мария, вы построили карьеру маркетолога в международных компаниях и основали собственный бизнес в маркетинге. На ваш взгляд, какое образование нужно, чтобы стать успешным специалистом в этой сфере: обязательно высшее или достаточно профильных курсов?
— В современном обществе очень популярным стал тезис, что высшее образование устарело и вообще не нужно маркетологу — не соглашусь. Высшее образование формирует базовые навыки и знания, которые являются основой для любой работы, в том числе, и в маркетинге. Оно помогает развить умение анализировать информацию, принимать решения, работать в команде и управлять проектами.
И в то же время ВУЗа точно недостаточно для того, чтобы стать востребованным специалистом. Сфера маркетинга постоянно меняется и развивается, и чтобы быть востребованным специалистом и быть в курсе последних маркетинговых технологий, необходимо постоянно учиться. Это могут быть тренинги, курсы, конференции, мастер-классы, чтение специализированной литературы и участие в профессиональных сообществах.
— Какой опыт учёбы у вас?
— У меня за плечами высшее экономическое образование в Финансовом Университете при правительстве РФ, дополнительное — в Британской высшей школе дизайна по специальности «маркетинг и бренд-менеджмент», и огромное количество пройдённых курсов и программ: наставники по бизнесу и маркетингу, тренинги по продажам, курсы по социальным сетям, стратегическим сессиям, коучингу, психологии, ораторству и так далее.
Постоянно ставлю себе цели на год: какие навыки хочу развить и какое обучение пройти. За прошлый год у меня было около пяти обучений, и это несмотря на большое количество стратегической работы и операционных задач в бизнесе. Есть такое понятие как обучаемость. Постоянное обучение тренирует наш мозг как мышцу, и мы из года в год, из раза в раз становимся лучшей версией себя.
— Вы и сами обучаете. Причём вас приглашали читать лекции на курсах популярных платформ вроде Нетологии и Синергии, а сейчас преподаете бренд-билдинг в крупнейшем университете России РАНХиГС. Чего, на ваш взгляд, сегодня не хватает в университетском образовании?
— Думаю, в массе в университетском образовании не хватает практической составляющей. Многие студенты учатся только теории, им не хватает опыта работы с реальными задачами и компаниями. Возможность применить полученные знания на практике и взаимодействовать с бизнесом даёт не только практические навыки, но и уверенность в своих силах.
— В российской академии народного хозяйства и госслужбы (РАНХиГС) вы как раз эту проблему решили — используете в образовательной программе свои методики. Насколько ваша практика со студентами приближена к реальности?
— Фактически они учатся в абсолютно реальных условиях. Понятно, что задачи они выполняют на уровне своих знаний, может, чуть выше. Объясню: я рандомизированно делю всех своих студентов на рабочие мини-группы по 3–4 человека и привлекаю для реализации их учебного проекта реальный бизнес (малые и средние компании).
Получается, что третьекурсники работают в команде, напрямую взаимодействуют с бизнесом через рабочие чаты в мессенджере, учась вести коммуникацию и правильно брифовать представителей компании и используют на практике все маркетинговые инструменты, которые мы проходим на лекциях. А ещё разрабатывают учебный проект в формате презентации и в итоге командой презентуют его перед представителями компаний-участников, где и получают свой зачёт с оценкой. Настоящая компания, настоящий заказчик — все знания, которые я им даю на лекциях, они тут же применяют на практике.
— Вы не только готовите квалифицированные кадры, но и помогаете реальному бизнесу — создали программу-практикум для предпринимателей «Отдел маркетинга за 4 месяца». Как вы пришли к тому, чтобы создать такое обучение?
— За 10 лет я много работала с крупными компаниями и тесно взаимодействовала с руководителями бизнесов. За время сотрудничества мне стало видно, что собственники часто не знают, что может дать его компании маркетинг и что делать с маркетологом, как им управлять, как вообще выглядит стратегия и так далее.
На основе этого я и решила создать практическую программу, и мой продукт действительно оказался очень востребованным на рынке. В её основе лежит комплексный маркетинг с системным подходом. Мы работаем одновременно с собственником и его ведущим маркетологом, вместе системно выстраивая маркетинг, чтобы достичь самого амбициозного плана продаж. Мы не просто внедряем какой-то рекламный инструмент, а пошагово анализируем текущий продуктовый портфель, создаём декомпозицию бизнеса, исследуем рынок, оцифровываем все воронки и бизнес-процессы, пишем оргструктуру, должностные инструкции, подбираем маркетинговую команду, реализуем воронки в рамках маркетингового плана и его бюджета. Ну и дальше «ставим поезд на рельсы» и двигаемся.
— Каких результатов добиваются ваши ученики?
— Хочется сказать, что самых положительных. Но здесь стоит отметить, что мы работаем не со всеми, потому что в этом деле очень важна осознанность. Я считаю, что маркетинг не для всех: он для тех, кто к нему готов, понимает его важность и не ждёт каких-то моментальных прорывных результатов. Если говорить именно про комплексный системный подход, то он требует нескольких месяцев анализа и внедрения. Соответственно, и собственник, и его команда должны обладать терпением в это погрузиться и поэтапно проработать все шаги.
Далеко не все предприниматели понимают ценность этого. Поэтому мы смотрим не только на то, готов или не готов клиент платить, но и на то, готов ли он работать, вкладываться и проявлять искреннее желание и упорство. Если да, мы сотрудничаем с таким клиентом и результат, естественно, положительный. Всё зависит от запроса клиента: кому-то мы повысили и перевыполнили план продаж на 15%, устроили «перелидоз» в 2 раза, увеличили рентабельность продуктового портфеля, сформировали продающее позиционирование, систематизировали все маркетинговые процессы и кампании.
— В интервью изданию «Свободная пресса» было отмечено, что вы уже помогли наладить маркетинг 15 крупным компаниям, среди которых лидеры отечественного рынка. Для подобного размера компаний это довольно внушительное число клиентов, и очередь из них продолжает расти. Планируете ли масштабировать свой бизнес?
— Мы продолжим индивидуальную работу с компаниями и командами. Персональный подход и личная работа — наше конкурентное преимущество. На первой встрече мы проводим диагностику и уже составляем детальный план работ, понимая, на чём нужно держать бОльший фокус: найм, команда, процессы, смыслы, реклама, аналитика.
В планах на 2025 расширение программы. Планирую вводить формат мини-групп из 5–7 компаний в рамках одной ниши (например, оптово-розничная торговля, производители, B2B-услуги). Так помимо маркетинговых вопросов участники смогут быть полезны друг другу и по другим рабочим задачам. Сейчас у меня есть цель помочь 1000 компаниям по программе «Отдел маркетинга за 4 месяца» увеличить продажи через внедрение комплексного маркетинга с системным подходом. Небольшая часть уже сделана, и, думаю, за 3–5 лет мы сможем достичь этой цифры.
— Вы обучаете не только студентов и предпринимателей, но и своих коллег. Поделиться опытом вас пригласили в качестве судьи на престижную международную премию National Business Award Креативные индустрии. Как оцениваете уровень участников?
— Да, в феврале у меня был опыт судейства на National Business Award. Это высшая награда, вручаемая за вклад в развитие креативных индустрий, поддержку и популяризацию творческих и культурных ценностей. Как и ожидалось, уровень участников-маркетологов был достаточно высоким, мне всегда приятно работать с талантливыми, выдающимися лидерами своей индустрии. Для меня было честью оказаться в составе жюри конкурса такого масштаба.
— Скажите, что ждёт индустрию в ближайшем будущем? Какие направления уже сейчас надо изучать и осваивать маркетологам?
— На мой взгляд, индустрию в ближайшем будущем ждёт увеличение значимости контент-маркетинга. Любая компания сейчас должна стать похожей на СМИ и активно генерировать контент на платформах, таких как YouTube, социальные сети, блоги, сайты и так далее. Это стало неотъемлемой частью успешного маркетинга, и такой фокус будет сохраняться и в текущем, и в следующем году. Ещё один тренд, который будет иметь значение для индустрии, — это то, что люди всё больше предпочитают делать покупки у других людей.
Важно, чтобы у компании было лицо — представитель, который будет рассказывать о преимуществах продукта, жизни компании и других деталях. Это может быть собственник компании или ключевой эксперт. Такой представитель бизнеса должен иметь множество задач, включая записывание видео, написание статей, проведение интервью и так далее.
Также обратить внимание стоит на искусственный интеллект. Использование инструментов ИИ поможет компаниям создавать больше качественного контента. Например, интеллектуальные системы уже могут генерировать тексты, которые раньше требовали много времени и денег. Нейросети также могут создавать аватары и выполнять другие задачи, связанные с видео. На мой взгляд, будущее точно связано с развитием и внедрением искусственного интеллекта, так что маркетологам важно учиться и работать с новыми технологиями как можно скорее.
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Ваши статьи присылайте нам на 42@cossa.ru. А наши требования к ним — вот тут.