DEFA и «неправильный» тендер Калашникова: к чему привело противостояние?
Помните историю, как агентство DEFA приняло участие в государственном тендере и затем решило оспорить его результаты? Прошло больше месяца, и мы попросили управляющего партнера агентства Ильи Лазученкова рассказать о продолжении: что ответили в ФАС, что будет дальше.
Два месяца назад группа компаний DEFA, состоящая из брендингового агентства Plenum и DEFA в Ижевске, приняла участие в тендере на создание бренда и сайта для «Калашникова». Концерн был готов платить за выполнение этих задач 20 млн рублей. В конкурсе приняли участие еще три компании, включая коммуникационное агентство Тины Канделаки «Апостол», которое в результате и победило. Между тем, в DEFA считают, что проведение тендера было нечестным, и в компании решили опровергнуть результаты в ФАС.
Илья Лазученков, управляющий партнер DEFA
ФАС нам отказал — ведомство посчитало, что отменять решение смысла не имеет, тендер переигрывать смысла не имеет. Победителем остается тот, кто победил. Нашу заявку к рассмотрению ситуации не приняли, и жалобы наши были названы необоснованными. При этом, конкурс был организован совершенно неправильно.
Успейте купить корпоративный пакет COSSA-2025 со скидкой!
Cossa анонсирует главный рекламный формат на весь 2025 год: сразу 8 различных опций.
Пакет идеально подходит для онлайн-сервисов, стартапов, интернет-компаний и digital-агентств.
Успейте приобрести пакет до повышения цены!
Это был не тендер, а сбор котировочных заявок. Обычно сбор котировок устраивают, когда закупают одинаковый товар, допустим гречу или железо, или еще что-то. Для этого собирается информация по ценам и условиям поставки. Но в случае с таким продуктом, как разработка сайта, проводится тендер, к которому применимы совсем другие правила. То есть он должен висеть на площадке 20–30 дней, дольше должен быть открытым и, конечно, это повышало бы шансы на участие других игроков — скорее всего, поэтому компания этого не сделала.
Участникам конкурса дали ничтожно мало времени на подготовку. При сборе котировочных заявок победителем объявляется тот, кто заявку подаст первым, таково было условие тендера. При такой постановке вопроса, когда все и так имеют мало шансов попасть на этот тендер (было отведено 5 дней на сбор документов вместо 20), такой ограничивающий фактор — серьезный. То есть тот, кто знает о конкурсе заранее, тот и победит.
В ФАС нам также сказали, что у нас была слишком низкая цена — 10 млн рублей. В ведомстве считают, что цену по условиям конкурса нельзя было опускать ниже, чем на 25%. То есть начальный лот 20 млн рублей, и если опустить на 25%, то получится 15 млн рублей — и это цена, по которой выиграла компания «Апостол». Мы подняли конкурсную документацию еще раз: там написано, что цена не может быть меньше, чем 25% от общего контракта, т. е. мы не нарушали условия по этому пункту.
Закупка у других поставщиков услуг даже не рассматривалась руководством концерна, а это не конкурентная ситуация. Мы можем предположить, что у «Апостола» были все шансы на победу, потому что они играют по минимально допустимой цене и заявку подают первыми, что, скорее всего, значит, что они о тендере знали раньше остальных.
Правилам самой компании такая организация конкурса никак не противоречит. Вся процедура проведения тендера никак не нарушает правила самого концерна «Калашников». С другой стороны, разбирательства в том, насколько эти правила соответствуют законодательству, не было. Мы предполагаем, что весь тендер — это манипуляция условиями его проведения, то, что случается иногда в нашей стране.
Правового метода решения вопроса мы не видим. Но есть другая сторона. Мы ведем переговоры с Aссоциацией брендинговых компаний России по данному вопросу, чтобы вместе экспертно показать, что таким образом конкурсы проводить неправильно, это не результативно.
Допустим, что никакого умысла у «Калашникова» выбрать подрядчиком именно «Апостол» не было, а просто компания неправильно провела тендер. Тогда, чтобы было неповадно в следующий раз и было понятно, как огранизовывать тендер на большие важные бренды, мы хотели бы устроить некоторую публичную демонстрацию того, как правильно организовывать тендер и какие результаты это может дать. Точная дата этого мероприятия будет известна уже в ближайшее время.