Подсказка директору: в чём ваш пиарщик симулирует работу
Главред Cossa о том, как надо и как не надо предлагать экспертные комментарии к актуальным событиям.
Сегодня мне позвонила очередная приятная девушка. Сообщила, что звать её Аня, что работает она PR-специалистом в замечательной IT-компании, названия которой я никогда не слышал, и что высококвалифицированные эксперты этой компании будут рады дать свои комментарии по широкому кругу вопросов. Потом Аня написала всё это мне письмом, а потом перезвонила ещё раз, чтобы убедиться, что письмо получено.
Это — кусочек стандартной работы пиарщика, «договориться с медиа о комментариях». Они все это делают. Потом гордо вносят в свой отчёт список обзвоненных редакций. Тратят на эту бессмысленную работу время, которое работодатель оплачивает живыми деньгами. Иногда весьма приличными.
Эффективная и выгодная реклама с сервисом от МегаФона
Широкий выбор рекламных каналов, более 100 параметров по интересам, подробная аналитика и другие возможности уже ждут в Личном кабинете. А еще кешбэк 100% за запуск рекламы в первый месяц и еще 10% — каждый месяц.
Почему бессмысленную? Потому что ни одно вменяемое медиа такой запрос не будет рассматривать. Журналисту для комментариев нужны эксперты в конкретных вопросах. Когда он собрался писать про блокчейн, ему нужно быстро найти спецов по блокчейну. А вовсе не «экспертов по широкому кругу вопросов».
Девочки и мальчики, мне очень жаль, но ваши «предложения любых комментариев» мы даже не трудимся как-то фиксировать. Так и лежат слоями в почте.
Граждане руководители, теперь вам понятно, почему в отчёте пиарщика строчки про договорённость с редакциями есть, а телефон за комментариями никто не обрывает?
Что делать: советы от главреда
Теперь, уважаемые PR-специалисты, подскажу, как вы должны действовать, если всё-таки хотите получить результат.
1. Подумайте — есть ли у вас понимание, как усилия по раздаче комментариев превратятся во что-то ценное для компании. Правда жизни в том, что даже если вы сумели встать со своими двумя абзацами под свежую новость, ни трафика, ни известности вам это не принесёт. Пожалуй, несколько сотен таких комментариев могут дать какой-то эффект, но и то без гарантий. И непонятно заранее, какой именно.
2. Осознайте, что не стоит пытаться «записаться в комментаторы», если у вас нет интересных и ярких экспертов, способных посмотреть на проблему с интересной точки зрения. Глубокомысленное пустословие никому не нужно.
3. Никаких общих деклараций, только конкретика. Определите чёткие направления, по которым вам действительно есть что сказать — и только их и называйте. Даже если вы делаете всё на свете, лучше быть внесённым в базу комментаторов как «комментарии по мобильному ecommerce», чем не быть внесённым никак.
4. Гораздо лучше, чем предложение комментирования, работает отправка готового комментария. Что-то произошло, вы сами вытрясли из вашего эксперта интересное мнение — и отправили его в редакцию.
Гарантий, что возьмут — никаких, но если возьмут, шансов «попасть в обойму» гораздо больше. А если не взяли — не останавливайтесь. Отправляйте второй, третий, четвёртый. Но держите в голове, что если шлёте глупости — попадёте в спам-лист.
5. Если у вас компания не первого эшелона, не рассчитывайте на активный интерес СМИ. Какими бы молодцами вы ни были, медиа всегда будут хотеть комментариев «Яндекса», Mail.ru и Касперского, а не ваших. Поэтому делайте ставку не на редакционные списки комментаторов, а на публичные сервисы типа «Прессфида» и «Дедлайн.медиа». Кстати, запросы от Cossa можно будет смотреть в специальном канале в Telegram, как раз запускаем.
6. И последнее, главное. Не забывайте, что главная часть пиара должна строиться вокруг того, что делает ваша компания, а не вокруг каких-то абстрактных новостей рынка. Если будете пытаться организовать «присутствие компании в медиаполе» через комментирование кадровых назначений и новостей о выпуске новой версии «Андроида» — вас просто уволят, и довольно быстро.