Креативные индустрии. Как найти место под digital-солнцем
Надежда Макова, директор Московской школы коммуникаций MACS, о креативной экономике, digital-среде и востребованных кадрах.
Термин «креативная экономика» появился в начале 2000-х. Одним из первых его обосновал Джон Хокинс. В книге «Креативная экономика: как превратить идеи в деньги» он отнёс к этому сектору профессии в области рекламы, архитектуры, искусств, ремёсел, дизайна, моды, кино, музыки, радио и телевидения, научных исследований, издательского дела, программного обеспечения, производства игр — одним словом, все сферы, где для создания продукта требуется интеллектуальный труд.
Креативный сектор экономики состоит из творческих индустрий — термин, впервые употреблённый Департаментом культуры, медиа и спорта Великобритании в 1998 году. Хотя мне больше нравится называть креативную отрасль «оранжевой экономикой». Так называет её Фелипе Буйтраго, автор книги о креативных индустриях в Латинской Америке, ссылаясь на цитату Фрэнка Синатры:
Эффективная и выгодная реклама с сервисом от МегаФона
Широкий выбор рекламных каналов, более 100 параметров по интересам, подробная аналитика и другие возможности уже ждут в Личном кабинете. А еще кешбэк 100% за запуск рекламы в первый месяц и еще 10% — каждый месяц.
Orange is the happiest color.
На сегодняшний день креативная экономика составляет 3% мирового ВВП. В ней занято 1% экономически активного населения мира. По данным CISAC (International Confederation of Societies of Authors and Composers) и Ernst & Young, это 29,5 млн рабочих мест.
|
Сегмент | Доход в млрд $ | Количество рабочих мест |
|
---|---|---|---|---|
|
Телевидение | 477 | 3527 |
|
|
Визуальное искусство | 391 | 6732 |
|
|
Газеты и журналы | 354 | 2865 |
|
|
Архитектура | 222 | 1953 |
|
|
Реклама | 285 | 1668 |
|
|
Книги | 143 | 3670 |
|
|
Театрализованные и другие представления | 127 | 3538 |
|
|
Игры | 99 | 604 |
|
|
Кино | 77 | 2484 |
|
|
Музыка | 65 | 3979 |
|
|
Радио | 46 | 502 |
|
Digital-трансформации
Цифровое измерение является неотъемлемой составляющей современной жизни и площадкой для обмена опытом между продвинутым креативным сообществом. Сегодня невозможно представить успешного архитектора, который не владеет 3D-визуализацией, или музыканта, который не может записать демо на софте и выложить его на SoundCloud. Редкий фэшн-проект обходится без SMM в Instagram, а стартап — без аккаунта в Facebook.
5 лет назад была тенденция мультиэкранного восприятия мира. По данным маркетингового исследования AdReaction, проведённого агентством Millward Brown в 2014 году в 14 странах, среднестатестический пользователь медиа за 5 часов дневного времени просматривал 7 часов визуального контента. То есть человек одновременно считывал информацию, которую видел по телевизору, на компьютере, на планшете и в смартфоне — при этом совсем не обязательно одну и ту же.
При учёте, что время контакта с конкретным экраном ограничено, у каждого из каналов коммуникации появлялись собственные требования к оформлению контента. Сегодня мы видим, что главным экраном становится смартфон — на него в среднем тратится 2,5 часа дневного времени.
К 2020 году в мире будет 6 миллиардов смарфтонов, и 20% их владельцев будут активно использовать устройства для развлечений.
Диджитализация постепенно захватывает новые сферы: вот и налоги можно платить онлайн, и консультацию врача получить. Основной вектор digital-специалистов — работа с небольшими, но понятными аудиториями.
Агентства уходят в узкую отраслевую специализацию: не образование, а eLearning; не финтех, а инвестирование. Большая роль отводится навыку ретаргетинга, ребрендинга. Подробнее об этих и других трендах отрасли Cossa уже писала в статье «Прогноз развития digital-рынка на 2017 год».
Интернет-каналы остаются основным способом донесения информации до миллениалов.
По оценкам аналитиков, онлайн-видео в 2018 году создаст свыше 80% интернет-трафика.
Квалификация всех нас спасёт
В России остро ощущается нехватка профессиональных специалистов. Не хватает системного подхода в образовании, ориентированного на «быстрые» изменения digital-отрасли. Авторские программы и интенсивные курсы, на которые появился тренд в последние 8 лет, не смогли компенсировать кадровый провал.
Мы провели исследование и получили данные о наиболее востребованных digital-специалистах, ими оказались product-менеджеры, UX/UI-дизайнеры, compliance-менеджеры, бизнес-аналитики. На рынке digital-коммуникаций работодатели активно ищут SEO-менеджеров, аккаунт-менеджеров, SMM-стратегов, продюсеров и аналитиков. Высокий спрос на специалистов по обработке big data, в мире это тренд последних пяти лет.
Для меня как руководителя школы коммуникаций это стало шагом в сторону запуска программ по направлениям digital-трансформации и digital-маркетингу. Выпустить востребованных квалифицированных специалистов — задача любого осознанного и ответственного предпринимателя, который априори занимается низкомаржинальным и социальноориентированным делом.
Повальная диджитализация, VR-технологии, развитие искусственного интеллекта, блокчейн — всё это очевидные тренды развития цифровых индустрий в креативной экономике. Нам остаётся адаптироваться, не несясь за уходящим поездом, а снимая сливки с инноваций. В этом смысле orange economy, действительно, открывает огромное количество возможностей для самореализации и, хочется думать, для счастья.
Читайте также:
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Ваши статьи присылайте нам на 42@cossa.ru. А наши требования к ним — вот тут.