Почему менеджер проекта не может быть перфекционистом
Если менеджер на собеседовании рассказывает вам о своём перфекционизме, смело гоните его прочь.
Если менеджер на собеседовании рассказывает вам о своём перфекционизме, смело гоните его прочь. Он или врёт, или не знает, что такое «перфекционизм», или завалит ваш проект к чёртовой матери. Ни один из вариантов вам не подходит, ведь так?
Как-то так сложилось, что перфекционизмом стало модно хвастаться. «Понимаете, я ведь чёртов перфекционист, пока всё не станет идеально — не остановлюсь!», — кокетливо говорит кандидат. И предполагается, что наниматель в восхищении тут же подпишет с ним контракт и зарплату удвоит.
Но нет. Давайте объясню, почему перфекционист и менеджер — сущности антагонистичные.
Успейте купить корпоративный пакет COSSA-2025 со скидкой!
Cossa анонсирует главный рекламный формат на весь 2025 год: сразу 8 различных опций.
Пакет идеально подходит для онлайн-сервисов, стартапов, интернет-компаний и digital-агентств.
Успейте приобрести пакет до повышения цены!
Вот, вроде — разве плохо, что человек любит делать хорошо? Даже не любит, а может делать только хорошо? Разве это не то, что нам нужно? Да, то. Но только тогда, когда этот человек находится на должности специалиста. Вот на этом уровне перфекционисты полезны, хотя и требуют присмотра, чтобы не закопались в вылизывании совсем уж малозначимых штук. (У меня был сотрудник, придумавший классный концепт рекламного баннера, а потом несколько часов двигавший картинку на пару пикселей в разные стороны, пока не вышло ИДЕАЛЬНО). Так вот, когда перфекционизмом страдает специалист, то при соответствующем присмотре со стороны менеджера результат может быть отличным.
А что же менеджер? Почему он не может стремиться к идеалу? В чём принципиальная, непримиримая разница между менеджером и перфекционистом?
Вот в чём.
Перфекционист ищет идеальное решение задачи. А суть менеджемента — поиск решения в рамках имеющихся ресурсов.
Основная задача менеджера — поиск компромиссов между идеальным образом цели и имеющимися средствами её достижения. Ресурсов всегда недостаточно, это базовый постулат управления, поэтому компромиссы — это неизбежно упрощение и ухудшение.
Для специалистов и конечных пользователей менеджер, принимающий компромиссные решения, — «говнодел и вредитель». Который почему-то «вместо того чтобы сделать нормально», выбрал «сделать хуже».
Но поиск компромиссов между желаниями и возможностями — это и есть менеджмент.
Менеджер «пишет на обычной, за неимением гербовой». Перфекционист же в этой ситуации заявляет, что «раз не можем на гербовой, то лучше вообще никаких писем не писать, не позориться».
Вот традиционный компромисс — между сроками и качеством. В разработке он порождает кучу конфликтов. Разработчики хотят тысячу человекочасов на допилку продукта, а менеджер знает, что у него есть только триста. И это значит, что что-то в продукте будет кривое, что-то с костылями, а что-то вообще придётся выбросить, хотя все разрабы голосят, что это мастхэв и без этого над ними смеяться будут. С точки зрения разработчиков менеджер — убийца красоты, потому что все их прекрасные мечты он превращает в костыльную говноподелку.
Но цель менеджера не красота. Ему нужно, чтобы проект был завершён в рамках имеющегося бюджета к конкретному сроку и потом вышел на нужные бизнес-показатели.
Если сроки сжатые, мало людей, денег, ещё чего-то — значит надо осознанно ухудшать.
Упрощать, откладывать, отказываться, средствами пиара «определять позорный недуг в подвиг», но в итоге всё равно ухудшать по сравнению с идеалом.
Это то, на что перфекционист пойти не сможет никогда. Ведь он-то знает, что вызов функции организован неоптимально — а значит и весь проект, считай, запорот.
Да, менеджер бьётся за идеальное прохождение дедлайнов, но если сроки полетели к чертям, он должен быть готов найти решение, а не харакири делать.
Да, менеджер может выстраивать идеальные схемы управления, но на практике это в любом случае поиск компромисса между прекрасной идеей, ресурсами на её воплощение и реальным поведением людей.
Это хитрые менеджеры придумали MVP-модель, которая позволяет запускать минимальную версию продукта, но не вызывать батхёрта у перфекционистов — а даже наоборот, как бы поддакивать им. Но эта модель, к сожалению, возможна далеко не на каждом проекте. Да и сам выбор того, что войдёт в первую версию по MVP, — тоже те ещё компромиссы.
Пожалуй, есть только одна тема, где менеджер перфекционистом быть обязан. Несмотря на все ухудшения и упрощения, запускаемый продукт должен выглядеть идеально. Классно, привлекательно, возбуждающе. Иначе это не продукт, а фейл. Но к настоящему перфекционизму это отношения не имеет, ведь для перфекциониста это просто обман, а на такое перфекционист сам никогда не согласится.
Так что ещё раз.
Менеджер, который старается сделать всё идеально, не справится с вашим проектом.
Да ни с каким серьёзным проектом, в общем-то, не справится. Вам нужен человек, который сможет достичь поставленной цели, умело манипулируя теми ресурсами, что вы ему выделите. Умеющего находить компромиссы и принимать неэстетические решения. Вот эти способности у него и выясняйте.
А на «идеально» не покупайтесь. Не бывает в менеджменте идеального.
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Ваши статьи присылайте нам на 42@cossa.ru. А наши требования к ним — вот тут.