Меньше денег и сплошные переговоры: что бывает, если фрилансер открывает агентство
Алексей Рожков из «Сделаем» рассказывает о своих впечатлениях от смены статуса с «фрилансер» на «агентство контент-маркетинга».
Ещё в мае мы с Пашей Моляновым работали в команде нового сервиса для создания контента. Он был главредом блога, меня позвали курировать коммерческие проекты — делать агентство на базе сервиса. Пропотев пару месяцев над планами, бюджетами и стратегиями, разбившись пару раз о пассивность руководства, мы подумали — гори оно всё синим пламенем, а не сделать ли нам собственное агентство контент-маркетинга?
Сделали «Сделаем».
Придумали название, поштормили пару часов, купили тему для Wordpress, за пару дней закинули туда свои кейсы и прописали услуги. Поехали. За следующие два месяца поняли, что это совсем новый формат работы.
Успейте купить корпоративный пакет COSSA-2025 со скидкой!
Cossa анонсирует главный рекламный формат на весь 2025 год: сразу 8 различных опций.
Пакет идеально подходит для онлайн-сервисов, стартапов, интернет-компаний и digital-агентств.
Успейте приобрести пакет до повышения цены!
Вот, что пришлось усвоить лично мне.
Работать фрилансером намного проще, денежнее и рентабельнее
Пока что. Когда команда маленькая, тебе приходится закрывать несколько должностей, ты больше разговариваешь и решаешь чьи-то проблемы, чем работаешь и создаешь. В итоге смотришь на свои достижения, а там только почёрканные договоры с правками — платить тебе пока не за что, соси лапу.
Когда ты просто редактор или копирайтер, от тебя в разы меньше ожиданий, а работа магическим образом начинается практически мгновенно:
— Стук в личку.
— Такое делаете?
— Делаю, столько денег.
— Ок, работаем.
С агентством почему-то начинаются вечные согласования, и время улетает в трубу.
Быть агентством и передавать заказы помощникам за комиссию — это не одно и то же
Главная причина, почему многие авторы и редакторы решают, что пора рубить бабло в агентстве — у них появляется 1–2 лишних клиента. Сначала они передают на аутсорс исполнителям подешевле, а потом думают: «А чё это я» — и делают агентство.
А вот хрен тебе.
Если у тебя пара лишних клиентов, агентство сразу сожрёт всю твою комиссию и оставит с голой задницей. Нас спасло то, что у каждого был стабильный поток клиентов в 3–4 раза больше, чем мы могли потянуть. Не лидов! А тех, кто 100% готов был работать.
Если такого нет, придётся много сливать в рекламу или закрываться.
Если ты не считаешь деньги, тебе крышка
Если не оставляешь что-то про запас — тоже. Когда ты редактор, можешь спускать на айфоны, на места в очереди за айфонами и фуа гра всю зарплату вчистую. Уровень ответственности такой, что тебя не погребёт под лавиной негатива и судебных исков.
Если кто-то недоволен, ты просто вернёшь клиенту 20–30 тысяч. В худшем случае с кредитки. И будешь дальше такой же довольный жизнью. Тебе не грозит кассовый разрыв и голодный бунт сотрудников. Отвечать только за себя намного приятнее.
Хороших авторов очень мало
И искать их сложно. Очень.
Когда мы искали редактора, в отдельный список шли те, кто круто пишет и прислал хорошие работы в портфолио. Там были публикации в Тинькофф-журнале, колонки в Нетологии, на Cossa.ru. Хорошие крепкие работы. Получился приличный список исполнителей.
С кем-то мы сработались, заказали тексты и довели их до ума. Они молодцы. Но многие бесконечно перебирали задания, говорили «нет, это не хочу», «нет, в этом долго разбираться», пока не лопалось терпение. С кем-то пробовали работать, но получали очень жидкие тексты даже при сильных портфолио.
Вот вам и ответ, зачем нужны сильные редакторы — они спасают публикации, убирают разрыв между тем, что написано, и тем, что надо по условиям задачи.
Ответственность и старание автора решают
Если повезло найти такого автора, который старается, не скулит, не задирает нос к небу, не пытается в чатике с тобой показывать свои (украденные из блогов Ильяхова и Сарычевой) мысли — это хороший автор. Даже если у него нет своего сайта, громких публикаций, а тексты стабильно средние.
С самыми сложными задачами — текстами для Билайна, Ремонтника, Деловой Среды — лучше остальных справились проверенные временем авторы. Пишут просто, без креатива, внимательно изучая задание. Слушают тебя, а не творят налево и направо какую-то ерунду.
Спасибо вам, ребята, за это. Вы лучше всех!
Очень важно делегировать
Очень. Очень-очень. Я аж плакать готов от того, как это важно.
Первый месяц был задницей. Без сна, без общения с семьей, в постоянных переписках. За 2 недели мы с Пашей отправили друг другу в Слаке больше 10 000 сообщений. Потому что делали всё руками. Переговоры, договоры, первые проекты тоже пилили руками, пока авторы понемногу освобождали под нас своё время.
Потом к нам пришёл редактор, и я готов его на руках носить. Он очень крутой и сильно нам помогает — ведёт 5 проектов, контролирует авторов, строит заказчиков, следит за сроками. Блин, не забирайте только его у нас, пожалуйста. Нам бы ещё одного такого же.
Все вокруг ленятся
Надо постоянно напоминать, спрашивать, дёргать. Чуть расслабился, окунаешься по макушку в нескончаемый поток просрочек и плохих текстов, написанных в самый последний момент.
Может это не лень, а неумение планировать работу. Или жадность, когда авторы набирают много проектов, а потом не успевают сдавать. Не знаю. Но в рамках агентства надо быть в 100 раз внимательнее. И не бояться быть злым. Даже по отношению к твоим лучшим исполнителям. С ужасом жду этого момента, так что, ребята, не лажайте, пожалуйста.
Чем дороже автор, тем выше вероятность, что он подведёт
Не говорю за всех. У нас есть ребята, которым мы платим выше среднего, и они молодцы. Но по опыту это так. Почему — фиг его знает, но если вспомнить себя в качестве автора, могу предположить, что дорогой автор не имеет проблем с клиентами, их у него много, терять не страшно, авторитет позволяет заставлять себя ждать.
Кстати, в определённый момент автор хватает эту звезду и перестаёт развиваться — не читает, не учится, не практикуется, познав один единственно верный стиль письма.
В результате, следующая проблема.
Мало кто способен писать что-то, кроме статеек в блог
PR-статьи, реклама, продающие тексты, лендинги, даже тексты о компании писать мало кто умеет. В результате ты объясняешь, рассчитываешь на какое-то обсуждение идей, на какие-то варианты и маркетинговый анализ, а по факту видишь шаблонную болванку, написанную в последний момент.
И вот ты, как последний дурак (а ты и есть дурак, потому что не ожидал такого и не объяснил, не проконтролировал) получаешь в последний момент шлак, но переделывать некогда и привет кофеёк — пилишь текст до полчетвёртого утра. Самое тупое — ты всё равно должен автору денег за ничего, потому что недостаточно подробно расписал задание и рассчитывал, что левый человек ради тебя постарается.
Никто ради тебя вкалывать и стараться не будет
Никогда.
При прочих равных агентству сложнее найти и сконвертировать клиента
Те или такие же клиенты, которые раньше просились в работу, хвалили, говорили, как сильно ты им помог, узнав, что «ты теперь агентство», почему-то идут на попятную. Здесь проявляется то, как ты умеешь продавать. Нам пока не нужно искать клиентов, но мастерство продаж прокачивать приходится. Если ты этого не умеешь, найми того, кто умеет — иначе агентство не взлетит.
Партнёр нужен
Лично мне он сильно помогает.
Не в работе или каких-то задачах — присутствием. У нас свои границы ответственности, и я часто даже не знаю, чем он занят (и наоборот). Партнёр не даёт мне расслабиться и забить на работу. Когда знаешь, что обделаешься не только перед собой, но и перед другим человеком, это подстёгивает.
Ты ответственно общаешься с клиентом, делаешь звонок там, где обычно отправляешь письмо, не воротишь нос от сложных переговоров, пропускаешь тренировку, потому что надо доделать договор и начать побыстрее проект.
Партнёр — твой конкурент
Не за деньги, а за чувство собственной важности. Меня напрягает, если кто-то сделал больше на неделе, чем я. Была неделя, когда мы втроём подводим итоги, а я не знаю, что сказать. Не потому, что ничего не делал, а просто всё в процессе, везде по задачам переговоры, текучка, и это мне не нравится. Начинаешь работать больше, чтобы не выглядеть ленивой задницей.
Многому надо учиться
Нужна многозадачность, устойчивость к стрессам, близкая к пофигизму. Надо разбираться в договорах — ух, сколько раз нас уже пытались опрокинуть, но, тьфу-тьфу, повезло. Надо разбираться в деньгах, в планировании бюджетов, в работе с людьми, в организации проектов.
Хотя, справедливости ради, не всё так страшно — пока вы маленькие, можно не париться со сложными программами для трекинга сотрудников, CRM и ведения бюджета. Для большинства задач достаточно (не хватайтесь за сердце в комментах) таблички в Excel.
Но самое важное — в агентстве интереснее.
Едем дальше.
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Ваши статьи присылайте нам на 42@cossa.ru. А наши требования к ним — вот тут.