Эпидемия. Про вирусный маркетинг
Статья написана Ильей Петровым (ilyapetrov.com/blog) в 2008 году. Статья актуальна до сих пор при корректировке цифр. Мы её публикуем для того, чтобы в дальнейшем на неё ссылаться в ближайших публикациях про вирусный маркетинг. Медиа-вирус — особая форма сообщения, способная к саморазмножению за счет энергии заложенной в нем информации. Вирус поражает головной мозг, побуждая человека передать инфицированное сообщение дальше по социальной сети. Рекламный вирус имеет смысл, когда бюджет на его распространение несоизмеримо мал, по сравнению с финальным количеством контактов. В противном случае, мы имеем дело с обычным роликом, который вместо телевидения распространяется в интернете.
Успейте купить корпоративный пакет COSSA-2025 со скидкой!
Cossa анонсирует главный рекламный формат на весь 2025 год: сразу 8 различных опций.
Пакет идеально подходит для онлайн-сервисов, стартапов, интернет-компаний и digital-агентств.
Успейте приобрести пакет до повышения цены!
История
Компьютеры и интернет, безусловно, сыграли решающую роль в развитии вирусов, предоставив людям простые инструменты для создания и обмена информацией. Но считать, будто медиа-вирусы появились вместе с глобальной паутиной — вздор! Разве вы никогда не кричали с балкона «Зенит — чемпион!» и не обменивался фильмами на видеокассетах? Кино, кстати, и раньше и сейчас, является одной из самых эффективных инфекций. При полном отсутствии преднамеренной дистрибуции, скачивания среднего фильма из сети в разы превосходит просмотры среднего вирусного ролика.Классификация
Вирусы, как сообщения, делятся по виду передаваемой информации и по каналам распространения. Наиболее распространенные виды: текст, звук, изображение, видео. Примеры каналов: интернет (в частности: электронная почта, IM, блоги), телефон (в частности: речь, SMS), личное общение. Несколько забавных примеров вирусов:- Уроков не будет — математичка заболела.
- А Машка то теперь с Сашкой.
- Зарплату дают!
- Первый Рембо. На, зацени.
- Говорят, у тебя все Битлы есть?
- Сталин умер.
- Дашь домашку скатать?
- (*)(*)(*)(*)(*)(*) — это 6 задниц оленей...
Дистрибуция: Как?
Что больше всего занимает в вирусном видео, так это его распространение. «Уж снять как-нибудь снимем, а вот дальше что?» — спрашивает себя начинающий рекламист, и я вместе с ним. Уверен, существует множество способов креативно продвинуть свое творение, но принципы в их основе лежат одни и те же. Главное, что происходит с вирусом — вброс, впрыск, или, по-научному, посев. Здесь все просто. Авторы вируса (лично, или заказав другим людям) размещают его в интернете. Это может быть одно письмо, отправленное по электронной почте, а может — целая медийная программа, рассчитанная на несколько месяцев и сотни порталов. Очевидно, такие параметры, как «куда вбрасывать» и «когда вбрасывать», имеют для успешности распространения ключевое значение. Вирус начинает жить. Сначала его подхватывают ваши друзья и показывают своим друзьям. Друзья друзей, насладившись, передают эстафетную палочку Коха и вовсе каким-то незнакомым вам людям... Одни развлекательные сайты нагло воруют материалы у других. К чему стоит стремиться — популярные порталы с высокой посещаемостью. Здесь ваши рейтинги растут, как на дрожжах. Так, постепенно, вирусное видео расползается по всем уголкам сети и, если повезет, доходит, наконец, до вашей мамы или бабушки. Это успех! А вам остается только дожидаться его. «Что, так и сидеть сложа руки?» — спросите вы. Конечно, нет. Можно попытаться нагнать интерес к вирусу нестандартными способами. Например, вам несказанно повезет, если из-за видео на вас подадут в суд. Внимание прессы и заветные просмотры обеспечены.Дистрибуция: Где и когда?
Чтобы разобраться, где и когда лучше делать впрыск, посмотрим, как это сделали другие. Благо, примеров для статистики предостаточно. Для наглядности, вспомнив все три класса математики, я придумал модель по типу круговой диаграммы. Объясню на примере. Первое видео: Jessica Biel’s answer to Cool Russian Actor.Cерый круг в центре — дата первого посева, точка отсчета. Сайты, куда сеял я лично, обозначены рыжим. Вторичные ресурсы и связи между ними — черным. Линии — путь распространения видео: кто у кого подсмотрел, скопировал, на кого сослался и т. д. Размер кружков соответствует количеству принесенных просмотров (по данным YouTube). К слову, это видео — очень тупо сделанная на коленке пародия-ответ на очередной этюд небезызвестного в сети сериала о Cool Russian Actor от My Duck’s Vision. Размещенное через несколько часов после оригинала в комментариях LiveJournal и на YouTube, оно принесло мне 5,5 тысяч просмотров, при том что оригинал посмотрело около двадцати тысяч человек. 25% перехода — не дурно, да. А вот как выглядит идеальная модель:
Это модель для видео Metallica LIVE — Nothing Else Matters (Moscow 2007).
Тринадцать тысяч просмотров, 30 комментариев, 60 голосов, 20 раз в избранном. Ничего особенного, если не принимать во внимание полное отсутствие продвижения. Секрет прост. Это видео, снятое моей девушкой на московском выступлении Металлики, было выложено в сеть через час после окончания концерта. В результате, оно стало первым в поиске по запросам «Metallica» + «Moscow». Успех этой песни почти повторили и другие фрагменты (11 тысяч просмотров и меньше). Все это — примеры некоммерческого размещения. Посмотрим, что происходит, когда появляются деньги.
Вирусное видео для Axe за 10 дней набрало 47 тысяч просмотров. Немало. В чем успех? Может быть, сверхкачественный креатив? Вряд ли. Другие работы этой студии всегда получали твердые
YouTube доверительно показывает мне 4 самых важных сайта, давших в сумме около 30 тысяч просмотров. Порывшись на обозначенных порталах, легко обнаружить, что все это — результаты проплаченного посева. Почему я так решил?
- 100%-совпадающие сообщения с видео.
- Замаскированная под «Подробнее» ссылка на сайт axeeffect.ru.