«Напишите, что наша газировка лечит от рака. Только иносказательно!» и другие причины покинуть digital
Продолжаем собирать истории людей, которые бросили свою работу в digital. В этом выпуске своим опытом делятся бывший IT-менеджер, бывший главный редактор, бывший дизайнер, ну и, конечно же, бывшие рекламщики.
|
|
Кирилл Хижин
Кем работал: руководитель отдела проектов в «Яндекс.Деньги»
|
Когда в конце августа я в очередной раз выключил компьютер, чтобы пойти домой, и посмотрел в окно, за которым уже было темно, то понял, что лето, которого в Петербурге и так мало, прошло мимо. В тот момент я окончательно решил, что пора что-то менять.
Я руководил отделом проектов в «Яндекс.Деньгах». Работа была очень интересная, динамичная, ответственная, но отнимала все время. Работал по десять — двенадцать часов в день, на личную жизнь времени и сил практически не оставалось.
Эффективная и выгодная реклама с сервисом от МегаФона
Широкий выбор рекламных каналов, более 100 параметров по интересам, подробная аналитика и другие возможности уже ждут в Личном кабинете. А еще кешбэк 100% за запуск рекламы в первый месяц и еще 10% — каждый месяц.
Изменения были постепенными: сначала я перешел в стартап, небольшой интернет-сервис. Уже работая там, съездил зимой на Бали, и там впервые попробовал серфинг. Я настолько влюбился в океан, что принял решение переезжать. Сейчас я активно занимаюсь серфингом, учу других серфить и понимать океан.
Доход, конечно, уменьшился, но денег для жизни на Бали нужно меньше, чем в России, так что для комфортной жизни хватает: у меня свой дом (арендованный), отличное питание, свежий воздух, океан и солнце. Сейчас я считаю Бали своим домом. Я занимаюсь тем, от чего получаю настоящее наслаждение. Образ жизни существенно изменился, и мне он нравится. Жить здесь до старости я не собираюсь, есть новые планы: смена места жительства и род занятий снова кардинально поменяются. Но это будет не IT и не Россия, да и в офис я вернусь, только если других вариантов не останется.
|
|
Любовь Столярова
Кем работала: координатор отдела креатива
|
Когда я работала в рекламе, больше всего мне нравилось, что я принимала участие в проектах от самого начала (презентация идеи заказчику) до самого конца (например, проведение мероприятия). То есть я видела, как из ничего получался большой городской праздник или хотя бы красивый буклет.
Ушла я в первую очередь из-за сложнейших отношений с одним из руководителей и из-за постоянного напряжения и психоза — у всех вокруг. Невозможно спокойно взять отпуск или построить планы на вечер через неделю или выходные в следующем месяце. В любой момент может «упасть на голову небо». Должно же быть время на личную жизнь.
Раньше половину моей зарплаты составляли бонусы, проценты и т. п. Теперь этого нет. За те же деньги мне не приходится задерживаться, выходить на работу в выходные, и зарплата белая.
Сейчас я координатор работы независимых друг от друга компаний: компании не общаются между собой, я синхронизирую их совместное движение к общей цели. Доход в среднем не стал меньше, но стал стабильным. Раньше половину моей зарплаты составляли бонусы, проценты и т. п. Теперь этого нет. За те же деньги мне не приходится задерживаться, выходить на работу в выходные, и зарплата белая.
Хотя сейчас работа не такая разнообразная и яркая, я чувствую себя прекрасно. Занятие мое совершенно не нервное, все стабильно и спокойно, все работает по заранее оговоренным правилам. У меня много времени на себя, личную жизнь, интересы.
|
|
Евгения Яковлева
Кем работала: SMM-специалист, копирайтер
|
Когда я работала в рекламе, мне нравилась команда, люди, интересные проекты, постоянные вызовы сделать что-то из ряда вон выходящее. Мне нравилось ездить на встречи, отстаивать свои идеи перед клиентом, выигрывать тендеры. Нравилось, что окунули сразу во все с головой — пришлось быстро учиться, развиваться. За два года работы, мне кажется, я научилась большему, чем за пять лет университета. Перспективы в SMM-отделе были и реализовались — меня повысили до руководителя проектной команды. Но было и то, что не нравилось: переработки, неадекватные клиенты, сжатые сроки, недостаточное участие руководителей, дисциплинарные изменения [в нашей компании]. Эти недостатки, с которыми не хотелось мириться, и стали причиной ухода. Но в первую очередь решение было принято на основе желания развиваться в музыке — на нее не хватало времени.
Сейчас я работаю над своей музыкальной карьерой, занимаясь рекламой на фрилансе. Я получила очень много опыта, и теперь ко мне за консультацией обращаются друзья, знакомые, их друзья и знакомые. При этом за фриланс я получаю больше, чем в агентстве. О доходе от работы над музыкой пока говорить рано.
Полноценно в рекламу возвращаться бы не хотелось, хотя я и не зарекаюсь. Сейчас я чувствую себя прекрасно, рада, что появилась возможность осуществить свою мечту.
|
|
Светлана Максимченко
Кем работала: главный редактор газеты «Акция», исполнительный директор «Акция.Media», руководитель проектов «Акция.Apps»
|
Журналистика, реклама, digital — в общем, коммуникации — это моё. И люди вокруг — мои, из моей вселенной, не параллельной. В небольших компаниях очень широкая зона ответственности, мне нравилось, что есть возможность принимать нестандартные и самостоятельные решения (что ценишь, только когда этого нет), быстро действовать.
Не нравилась нестабильность, зависимость от клиентов, бизнес-роль продающая и обслуживающая, высокие риски, которые несешь не только ты, но и твоя команда.
Уход мой был чистой случайностью. Я бы никогда на это не решилась, если бы не стечение обстоятельств: несколько реализованных проектов по паркам (например, мобильное приложение Парка Горького), просьба проконсультировать Мосгорпарк по коммуникациям и личные обстоятельства — три месяца до декретного отпуска (который в итоге пришлось перенести). Консультации преобразовались в оформление в штат, а потом и в работу — всё закрутилось. Уйти в декрет удалось только на три месяца.
Чувствуешь, что ты — в реальной жизни и участвуешь в создании чего-то реального для людей, решаешь реальные проблемы, можешь менять город и тем самым мир вокруг.
Моя сфера так и осталась коммуникацией, но это уже другое — пиар, GR, международные отношения, спецпроекты и многое другое, а реклама уже с другой стороны — клиента, причем государственного. Доход мой стал стабильным (но по уровню примерно прежний) и не зависит ни от платежей клиентов, ни от результатов работы компании — день в день, два раза в месяц.
Самое главное изменение — будто снял розовые очки. И теперь будто этого медиамира не существует, кажется, он выдуман и создает воздух, а ты — в реальной жизни и участвуешь в создании чего-то реального для людей: новых парков с детскими и спортивными площадками, скамейками, туалетами и кафе. Чувствуешь, что решаешь реальные проблемы, можешь менять город и тем самым мир вокруг. Можешь привлекать хороших людей к этим изменениям. В общем, здесь какая-то земля под ногами.
Переход в госучреждение для меня еще и выход из зоны комфорта (а выход из зоны комфорта — это путь к новым личным достижениям, как пишут в книжках). Как журналист я всегда недолюбливала чиновников и не понимала, как можно работать на госструктуры. Но здесь другое, здесь работа на самого яркого чиновника — Сергея Капкова, и я рада работать в его команде. Для меня это большой вызов.
Хотя есть и многое, что меня коробит в устройстве самой системы и в работе госучреждения. И многие люди вокруг, в отличие от медиасферы, из параллельных далеких вселенных, и бюрократия, и далеко не всё зависит от тебя. Вряд ли я бы смогла работать на какой-то другой департамент в городе. Впрочем, думаю, что в медиа или рекламную компанию я тоже не смогу вернуться.
|
|
Алишер Кушаков
Кем работал: графический дизайнер
|
Раньше я был графическим дизайнером в студиях, затем черт-знает-кем в рекламных агентствах. Тогда мне казалось, что я принимаю в жизни какие-то решения, есть перспективы, и это мне нравилось. Но в какой-то момент я перестал себе нравиться и решения тоже перестал принимать. Это не конкретная ситуация, было много причин, все вышло само собой, и реклама тут ни при чем: она была и есть всего лишь привлекательным местом на рынке для таких, как я. Я не ушел, просто наши дороги разошлись.
Сейчас я работаю Никем. Но доход мой несравнимо вырос (и я не про деньги). В основном я размышляю, рисую, танцую и путешествую. Могу заниматься вообще чем угодно: могу починить шкаф, работать в огороде или с пчелами, делать ремонт, пилить, варить, подметать, — денег везде по чуть-чуть перепадает.
Возвращаться в рекламу? Я чувствую, что обратной дороги нет.
|
|
Ольга Жильцова
Кем работала: стратег
|
В рекламе я с начала 2000-х. Начинала с менеджера по продажам в небольшом петербургском агентстве. Потом была аккаунтом, копирайтером, стратеджик-планнером. Последние годы фокусировалась в основном на digital strategies. Закончила эту свистопляску владельцем собственного флеш-агентства.
Я любила свою работу. Помогать людям решать сложные задачи, находить изящные решения. У меня было восторженное восприятие профессии, радужные перспективы, открылись заманчивые карьерные возможности (меня пригласили на стажировку и работу сразу в несколько крупных международных агентств; один из проектов с моим участием взял серебро на Golden Drum). И в тот самый момент я предпочла свернуть эту деятельность, оборвала все контакты и ушла из профессии. Я осознала, что между тем, чего я хочу, и тем, что на самом деле есть, — огромная разница. А жизнь не бесконечная и я не хочу провести ее в полуосознанном состоянии.
Существует стереотип, что работа в рекламе — круче любой другой работы в унылом офисе (спасибо за идеализацию, конечно, стоит сказать Бегбедеру и Пелевину). В ней якобы больше свободы, есть место для творчества, самовыражения, в лаунж-зоне вашего офиса — аэрохоккей, пара PSP и бесплатные печеньки. Можно приходить в офис к 10 или 11 утра, в карго-штанах и майке вместо душных костюмов. Но в остальном твоя работа ничем не отличается от тех, кому на работу в 9 и надо соблюдать дресс-код. К тому же количество тотальных провалов по причине человеческого фактора здесь побольше, чем в стоматологии, например.
Тебе приходится мириться с тем, что, когда ты выудил инсайт из кучи мусора в брифе, омыв его слезами и алкоголем (кто чем), то вместо идеального проекта тебе возвратят утвержденным что-то с тремя ногами и протезом вместо руки, потому что «заказчик сказал, что такой key visual вызовет больше доверия у представителей ЦА».
Реклама — такая профессия, где удобнее всего врать себе самому.
И считать, что с тобой все в порядке, потому что вокруг много таких же.
Ты учишься не выключать телефон в отпуске и летать с ноутбуком. Превращаешься в контрол-фрика, всегда находишься в стадии обострения. Чувствуешь себя человеком, без участия которого небо рухнет на землю (не запустят интерактивную акцию про очередной батончик со вкусом пенопласта, это же ужасно!). Изобретаешь дополнительную синтетическую ценность для череды бесполезных вещей, шоколадок, китайских джинсов или ботинок псевдоитальянских брендов, купленных в Китае на вес.
Что-то страшное в системе нравственных ценностей позволяет некоторым людям в этой индустрии составлять брифы с УТП «напишите, что наша газировка лечит от рака. Только иносказательно!» и слоганы «если ты хорошо одета, тебе не нужна цель в жизни».
Но даже если заказчик прекрасен, продукт интересен и важен, нужен людям, то парадокс заключается в том, что, скорее всего, это будет продаваться безо всякой рекламы. Потому что не будет необходимости выдавать одно за другое. Люди будут сами находить то, что им нужно и без твоей помощи. Если бы ты мел улицы, вместо того чтобы сорить в головах других — от тебя было бы больше пользы.
Сейчас я не работаю. Благодаря мужу у меня есть возможность выбирать, как распоряжаться своим временем. Деятельность, которой я занимаюсь, достаточно разноплановая. На первом месте благотворительность: я волонтер в фонде «Детские сердца» и тихо разрабатываю собственный благотворительный проект.
Я занимаюсь своими проектами и не думаю о деньгах или необходимости участвовать в каком-то процессе без своего стопроцентного на то согласия. Если что-то приносит немного денег, я чаще всего перевожу их в фонд или на другое симпатичное мне дело.
Было несколько предложений вернуться, и однажды я даже честно попыталась себя заставить что-то сделать, так как проект был из категории интересных, и раньше я бы с удовольствием с ним поработала. Но нет.
Я знаю многих профессионалов своего дела в этой индустрии. Я уважаю бывших коллег, их отношение и значительные результаты. Есть чудесные копирайтеры, креативные директора, которые пишут изящно и точно. Их профессиональная этика безупречна. Но спросите любого рекламиста: чем ему это дается? Вам каждый ответит, что это невероятно тяжело. Кто скажет, что легко, — соврет вам в глаза. Можно делать посредственные, проходные вещи, и это намного легче. Я уважаю тех, кто сознательно идет по сложному пути, потому что никакой другой результат их не устраивает. Желаю им сил и удачи.
Что касается меня — я приняла решение и теперь стараюсь прилагать свои усилия в какой-то более полезной и нужной во Вселенной деятельности.
Ссылки по теме:
Как слезть с единорога: мнения тех, кто покинул рекламу
Бросил все, ушел в рекламу
«Как же я задолбался»: истории покинувших рекламу ради хобби