Профессиональная специализация в диджитале: тенденции и проблемы
Преподаватели Школы новых медиа, работающие в ведущих российских рекламных агентствах, о тенденциях, связанных с профессиями в сетевой рекламе, и о необходимости во внутренней переподготовке сотрудников.
Интернет создает специфические требования к компетенциям работников. Многие новые профессии возникли и начали функционировать в сфере онлайн-продвижения. Например, существующий спрос на PR-специалистов в цифровых медиа значительно опережает предложение, поэтому многие сотрудники в этой области не имеют профильного образования. Почему так происходит? На этот и другие вопросы отвечают Николай Шестаков (CEO CREARA Media), Дмитрий Мысков (креативный директор Promo Interactive) и Анна Ветринская (партнер рекламного агентства Adventum, основатель сервиса ShoppyBoom).
Эффективная и выгодная реклама с сервисом от МегаФона
Широкий выбор рекламных каналов, более 100 параметров по интересам, подробная аналитика и другие возможности уже ждут в Личном кабинете. А еще кешбэк 100% за запуск рекламы в первый месяц и еще 10% — каждый месяц.
С каким образованием кандидаты приходят в агентство: профильное/непрофильное, неполное среднее или высшее?
Дмитрий Мысков
Креативный директор Promo Interactive, преподаватель Школы новых медиа |
В нашей стране образование — это очень большой и очень неприятный вопрос. Понятно, что люди идут в институт не только для того, чтобы получать интересные им и нужные в будущем знания. Чаще всего молодежь поступает в вуз, чтобы родители отвязались. Некоторые просто не могут понять, что им делать после школы, и поступают для тусовки. Не стоит забывать об армейской службе и мотиве «поступлю хоть куда, лишь бы не служить». Поэтому лично мне кажется не совсем логичным требовать от соискателей диплома по специальности. Хотя бы потому, что мой диплом — не по специальности. Иногда мы с коллегами шутки ради вспоминаем темы своих дипломов. Вспоминают, кстати, не все.
Большинство кандидатов приходит с высшим образованием. Но вот какое оно? Из самого удивительного, что я видел: физик-ядерщик, биолог-инфекционист, преподаватель физкультуры. Двое из них до сих пор работают у нас.
Анна Ветринская
Партнер рекламного агентства Adventum, основатель сервиса ShoppyBoom, преподаватель Школы новых медиа |
Парадокс, но чаще — с непрофильным образованием, с техническим. Или у нас так получается. Интернет-маркетинг довольно специфичен, это не книгу Котлера прочитать. В диджитале важно уметь анализировать и перерабатывать информацию, считывать ROMI, проводить эксперименты и A/B тесты. Кандидаты с физмата из Бауманки, ВШЭ и Плешки это делают лучше. И у них, как правило, нет иллюзий, что они придут в рекламное агентство и будут проводить свои будни в креативе и ничегонеделанье, подобно герою из романа Бегбедера.
Николай Шестаков
CEO CREARA Media, Social Tank, акционер Adventum, YouDo.com, ex-Acount Director «Яндекс», преподаватель Школы новых медиа |
Все очень зависит от позиции. Разумеется, среди разработчиков и программистов большинство людей с профильным высшим образованием. Если говорить про менеджеров по продажам, то там ситуация обратная — профильное образование вообще отсутствует, высокий процент людей с неоконченным высшим. Мне кажется, интернет-предприниматели уже давно смирились, что для многих позиций профильное образование как таковое отсутствует. Сами направления еще слишком молоды, чтобы обрасти теоретической базой, достаточной для полноценного высшего образования. Веб-аналитики, трафик-менеджеры, специалисты по закупке онлайн-рекламы, даже интернет-маркетологи, — все это неологизмы с точки зрения профессионального обучения.
Существуют ли какие-то профессиональные тенденции, которые проявились в последнее время?
Дмитрий Мысков |
В последнее время существует большое количество школ, дающих дополнительное профильное образование. Можно относиться к этому явлению как угодно, но знания, которыми делятся практики (а преподают чаще всего люди из индустрии), так или иначе помогают.
Заменит ли дополнительное профильное образование опыт работы? Наверное, нет. Добавит ли соискателю баллов на собеседовании? Определенно да. Поможет ли юному специалисту избежать типичных ошибок новичков? Кому как.
Анна Ветринская |
Амбиции растут, а знаний не прибавляется. У нас рынок кадров, а не работодателей, увы. Есть исследование: чтобы реализоваться как профессионал, нужно не менее 10 000 часов работы. Что говорить о молодых людях, которые после полугода-года работы хотят стать руководителями… И самое интересное, что их на эти позиции берут. Но эта тенденция была и раньше. Скорее, она усугубляется. На рынке появляется больше проектов и денег, а людей с достойным опытом не хватает.
Николай Шестаков |
Интернет-отрасль стала еще более привлекательной и заманчивой: она начала конкурировать по уровню зарплат с самыми престижными. Это приводит как к положительным результатам: все больше и больше качественных кадров перетекает из других отраслей, так и к отрицательным: финансовые успехи компаний зачастую приводят к бездумной войне бюджетов за рынок труда, что ведет к необоснованному росту зарплат в онлайне. Если говорить про тенденции, связанные со специализацией, то можно отметить возрастающий спрос на технические специальности ведущих технических вузов: МГУ, Бауманка, Физтех, МИФИ.
Изменился ли на ваш взгляд уровень подготовки кандидатов за последние 5 лет?
Дмитрий Мысков |
Безусловно уровень подготовки изменился в лучшую сторону. Студенты не только хотят менять мир, но и догадываются, как это лучше сделать. Но вот благодаря чему это происходит — хороший вопрос. Я считаю, что все равно высок уровень самообучения среди молодежи. Кейсы доступны, профильных ресурсов много. А вот мест, где могли бы дать именно образование, а не разрозненные данные, сильно больше не стало.
Анна Ветринская |
Сейчас много теоретической подготовки, в том числе бесплатной. Я не говорю о проектах типа «Бизнес-молодости», где молодых людей «обучают» интернет-маркетингу. Если было бы все так просто, то каждый второй у нас был бы предпринимателем. Диджитал — это не лендинг с «Яндекс.Директом». Величайшая иллюзия из возможных. Теории прибавилось, а практики по-прежнему нет.
Николай Шестаков |
Я не заметил сильного изменения, так как в основном мы либо берем людей с опытом, понимая при этом, какие скилы и экспертизу покупаем, либо, если это речь о программе набора молодых сотрудников после института, заранее осознаем, что придется вкладываться в подготовку молодых сотрудников. И в этом случае важны базовые знания и усидчивость, которые пока, по моим наблюдениям, не претерпели сильных изменений.
Нужна ли переподготовка кадров, часто ли вы отправляете сотрудников на переподготовку?
Дмитрий Мысков |
Переподготовка — это когда было плохо, это «плохо» сломали и сделали хорошо. В текущей ситуации правильнее говорить о том, что было «никак», а стало «как-то» (а иногда даже «хорошо»). Так что подготовка кадров нужна, конечно же.
Сотрудник, который не желает развиваться и совершенствоваться, скорее профессионально мертв, чем жив. Поэтому я всегда иду навстречу коллеге, который хочет уйти пораньше ради дополнительного образования (хотя проекты все равно должны быть сделаны в срок!).
Анна Ветринская |
Мы обучаем сотрудников внутри. Каждую неделю проводим обучение: приезжают либо наши партнеры («Яндекс», Google, другие площадки), либо проводят обучение наши сотрудники. Проводим стажерские программы: обучаем людей с нуля и лучших берем на работу.
Очень важно быть в тренде, узнавать новое, совершенствоваться, обсуждать кейсы. Интернет-маркетинг, он такой: то, что было вчера, может быть не актуально сегодня. Технологии развиваются, нужно быть на шаг впереди, чтобы успеть вовремя.
Николай Шестаков |
Да, разумеется. Готового сотрудника под конкретно ваши задачи получить сложно, да и зачастую невозможно. Далее вопрос лишь в том, насколько тонкая нужна «донастройка» навыков человека. Если нужны базовые знания про интернет, интернет-маркетинг , аналитику и прочее, то тут можно и даже разумно делегировать эту задачу внешнему обучающему центру. В случае, когда речь идет о более тонких моментах: работе со специализированными отчетами, системах управления онлайн-рекламой , особенностях ведения клиентов конкретно в вашей компании и другом, тут никак без внутреннего обучающего центра и института наставничества не обойтись. Жаль, что многие компании этого не понимают и недостаточно инвестируют в развитие сотрудников внутри компании.
Специалистами по интернет-продвижению далеко не всегда становятся представители профильных профессий. Это обусловлено как фактическим отсутствием вузовских программ по данному направлению, так и тесной связью онлайн-рекламы и диджитал-технологий, что позволяет людям с техническим образованием строить карьеру в указанной сфере. Возможно в будущем, когда интернет-продвижение получит научную теоретическую базу и признание как необходимая и полезная профессия, ситуация изменится, и сетевой рекламой будут заниматься не только опытные практики, постигшие основы онлайн-рекламы самостоятельно, но и специально обученные люди. Сегодня же работодателям стоит задуматься о том, чтобы обеспечить сотрудникам разнообразные курсы повышения квалификации для подготовки индивидуально настроенного специалиста, ибо без грамотных реализаторов не получится грамотная реализация.
Источник картинки на тизере: Depositphotos