Защита или нападение: какую стратегию данных выбрать вашей компании?
Надежда Макова: Существует новый термин — smartdata. Что он значит и в чем разница между ним и теорией больших данных?
Алексей Благирев: Да, smartdata— новый термин, который сегодня находится в зоне медиа-хайпа. По сути, этот термин означает систему управления сигналами, которые «излучает» каждая единица информации. То есть bigdata— это сам объем данных, который растет колоссальными темпами, но в нем сложно уловить конкретные инсайты, тенденции и т.д. Smartdataрешает эту проблему, так как умеет управлять и улавливать ключевые инсайты и закономерности, на основании которых люди и компании принимают объективные и эффективные решения.
Надежда Макова: Выходит, smartdataложится в основу стратегического планирования компаний. А как сегментируют данные внутри самих корпораций?
Алексей Благирев: Хороший вопрос, потому что очень часто про стратегию данных просто забывают. Существует два типа стратегии: защита данных и нападение, или развитие. В первом случае работа с данными воспринимается как обязательство перед кем-то — клиентами, партнерами. Задача компании в такой ситуации состоит в том, чтобы максимально обезопасить данные от утечки и искажения. Во втором случае компания воспринимает данные как актив и стремится максимально монетизировать его: работа и продажа базы клиентов и т.д. В основном компании могут эффективно придерживаться только одной стратегии, так например, ритейл чаще находится в «нападении». Но банки, которые всегда находятся в «защите» с одной стороны, тоже стремятся монетизировать накопленные данные о транзакциях. Таким образом, банковские структуры сегодня находятся посередине, придерживаясь одновременно и той и другой стратегии работы с информацией, которой владеют. Очень важно понимать, где ваш бизнес сейчас находится. На зарубежных ресурсах есть полезная статья на эту тему «What is your data strategy?”. Советую ознакомиться.
Фото: Алексей Благирев, куратор интенсива Data Storytelling в Московской школе коммуникаций MACS.
Надежда Макова: Как компании определить, какой стратегии работы с данными придерживаться?
Алексей Благирев: От задач бизнеса и от тех действий, которые принесут ему ощутимую пользу. Иногда компании выигрывают больше, когда фокусируются на собственном продукте, а не на монетизации имеющейся внутри информации. Часто, намного выгоднее данные защищать, чем капитализировать.
Также важно отметить, что внутри каждой стратегии существуют «вершины», дающие бизнесу ключевые данные, на основе которых и принимаются стратегические решения: пользовательский опыт, защита данных пользователей, законодательное регулирование, инфраструктура, жизненный цикл, стратегическая позиция, бизнес-ценность, то есть в чем ценность той информации, которую вы имеете. Три первичные «вершины» — ключевые, и чтобы обеспечить защиту данные и соблюсти законодательство, используют всем знакомую технологию блокчейн, которая является наиболее прогрессивным решением для работы в данной области. Как видите, система сложная, имеющая множество точек измерений и принятия решений, которые влияют в итоге на конечный результат.
Надежда Макова: Стратегия работы с данными предполагает также наличие слаженной системы работы людей — специалистов в области цифровой трансформации. Какие сложности существуют здесь и какие решения позволяют добиться эффективности от работы с человеческим капиталом?
Алексей Благирев: Главная сложность в том, что внутри индустрии существуют различные профессиональные области, которые являются единым механизмом, но говорят абсолютно на разных языках. Это влияет на качество и скорость любых процессов. Машинные инженеры не заботятся о качестве данных и не несут ответственности за них. Специалисты, которые занимаются интеграцией данных ничего не понимают про нейронные сети, дата-секьюрити и вовсе интересуются только полем своей деятельности — безопасностью данных. Решая эту задачу, компания получает возможность быстро и качественно запускать полезные и интересные сервисы. И решением в данном случае является подход, который называется Data-OPS. Специалисты, которые работаю с данными и руководят проектами, должны иметь этот скил, поэтому мы своим студентам будем подробно об этом рассказывать: какую стратегию выбрать, как грамотно и понятно визуализировать, какие техники безопасности существуют, ключевые инсайты и т.д.
Надежда Макова: Кстати, о визуализации: какие рекомендации можешь дать? На чем делать акцент?
Алексей Благирев: Как сказал один инженер: «Чем больше мы усложняем визуализацию, тем больше искажений в интерпретации пользователей происходит». Пожалуй, это главное. Есть определенные паттерны, «законы жанра», которым мы обучаем на курсе. Например, нельзя сравнивать по географии. Также, есть четкая система, как сделать эффективный работающий сервис и как создавать новые удобные и понятные визуальных решения. Форматы PDF,PowerPointиExcelуже устарели. Вопрос «когда?» часто изображают диаграммой, но это далеко не единственное решение. Одним словом, упрощение контента и знание паттернов дает специалисту базу для создания эффективных решений, и это тоже важно знать.
Надежда Макова: Какие рекомендации можешь дать специалистам, которые работают с данными или только осваивают эту область?
Алексей Благирев: Первое — ищите новые формы визуализации: удобные, понятные и лаконичные. Помните о паттернах. Второе — выбирайте только те данные, которые нужны команде для принятия решений. В целом объеме данных коллеги «утонут» и потеряют фокус над задачей. Третье — переосмысливайте информацию. В моей практике был случай, когда презентацию длиною в 18 страниц мы с командой решили переложить в удобный мобильный сервис. Первый вариант был абсолютно провальный, потому что мы не переосмыслили данные, а переложили данные из презентации на платформу один к одному. Когда мы переосмыслили структуру метрик, нам удалось уместить всю информацию почти на 1 слайде с удобной навигацией из 18 кнопок. В таких решениях и кроется сила технологий и визуализации. И этот навык начинающим специалистам еще предстоит освоить.
***
Запись на интенсив Data Storytelling открыта. Старт программы 30 октября.