Черное зеркало коммуникаций: что происходит с PR и каким будет PR-специалист будущего
Результаты ежегодного исследования PR-рынка агентством Buman Media показали, что задачи PR в условиях информационного перенасыщения усложнились: теперь нужно не просто транслировать ключевые сообщения и держать удар в кризисных ситуациях, а выстраивать экосистему вокруг бренда. На главные вопросы отвечают спикеры инсайт-конференции Buman Media и школы MACS.
Классический PR жив или мертв?
Утверждать, что классический PR — мертв, нельзя. Он стал частью коммуникаций, которые включают не только «отношения» с прессой, но и работу с репутацией компании во всех направлениях. Связано это с возросшей интенсивностью распространения информации, ведь кризис в компании может возникнуть от одного поста в соцсетях, и распространиться моментально. Например, если ритейл-компания выстраивает позитивный образ, пишет статьи о внедрении технологий, организует блестящие выступления генерального директора на конференциях и благотворительные марафоны, но в колл-центре или на кассе магазинов клиентам грубят, поставщики не удовлетворены работой отдела закупок, а сотрудникам офиса не нравится атмосфера в компании, то усилия коммуникаторов напрасны.
Как влиять на репутацию компании, а не писать пресс-релизы?
Чтобы влиять на репутацию компании, пиарщик должен выстроить отношения с руководителями подразделений и топ-менеджментом. Для этого специалист по коммуникациям должен хорошо ориентироваться в сфере бизнеса и не бояться давать советы менеджменту, делиться инсайтами с внутренними стейкхолдерами: приходить с идеями о необходимости стратегического партнерства, нехватке в компании услуги или продуктов для развития, принимать участие в решениях проблем с аудиторией бренда. PR-специалист должен быть амбассадором и бизнес-экспертом — тогда он будет на равных участвовать в формировании стратегии компании.
Как трансформируется PR для бизнеса?
PR становится более прозрачным, так как новые требования потребителей диктуют курс на открытость. «Потребители испытывают огромный спрос на уверенность в том, что компания “хорошая”», — говорит Лесли Гейнс-Росс, главный репутационный стратег Weber Shandwick. Клиенты, партнеры, стейкхолдеры хотят получать информацию не только о продуктах, но и о финансовом состоянии компании, ее экологической и социальной ответственности.
Бренд компании становится важным фактором и для сотрудников и соискателей. Хорошая репутация работодателя важна, так как у нового поколения специалистов ожидания выше, чем у их предшественников, и если компании хотят привлекать к себе таланты, им нужно сообщать о своих ценностях всем. Идеальный результат стратегически грамотной коммуникации — когда сотрудники сами становятся приверженцами бренда и важным каналом внешней коммуникации.
Что должен уметь PR-специалист, чтобы быть востребованным?
Быть стратегом
Коммуникаторы — это стратеги компании. Они влияют на работу и положение компании на рынке в долгосрочной перспективе, четко понимают цели разного масштаба: от внутренних коммуникаций до изменений разного масштаба в сегменте, где работает бизнес.
Уметь адаптироваться
Понимать глобальную повестку и думать о личном пути развития. Цифровизация и автоматизация процессов — это уже не завтрашний, а сегодняшний день. Знаете ли вы, чем будете заниматься через 10 лет?
Развивать soft skills
Креативность, новаторство и умение работать в команде — навыки будущего, в которых искусственный интеллект не сможет заменить живого человека. Именно их важно развивать сегодня.
Уметь совмещать навыки
Мультидисциплинарность и умение совмещать информацию из разных областей — это новый тренд. Цениться будут профессионалы на стыке специальностей. В случае PR – со знаниями в области маркетинга, аналитики и цифровых технологий.
Трендвотчинг
Коммуникатор должен разбираться, как происходят процессы цифровизации в разных сферах. Исследование показало, что знание технологий и понимание, как они работают, становится одной из самых востребованных компетенций на рынке PR. Это касается не столько автоматизации PR-процессов, что само по себе уже стало must have, сколько тотального проникновения технологий в коммуникации из других сфер: реклама и развлечения, образование, медицина и так далее.