Заметки управляющего. Что делать, чтобы ваш кандидат не сбежал в первый рабочий день?
В агентствах руководители иногда сталкиваются с неприятной ситуацией: ищется новый сотрудник, находится, выходит на работу, день работает, а потом — пропадает. Обидно тратить время и усилия без результата. Досадно, что после таких происшествий процесс поиска приходится запускать повторно. В чём могут быть причины подобной ситуации и что с ней можно сделать?
История про Игоря
Игорь хотел работать в digital. У него уже был полугодовой опыт стажировки в рекламном отделе одной из радиостанций: там Игорь ездил к рекламодателям сайта и эфира, расшифровывал записи спецпроектов и согласовывал баннеры.
Эта работа подогрела интерес к отрасли. Игорю казалось, что за эти полгода он достаточно узнал о рекламе и интернет-продвижении. Пришла пора делать карьеру в интернет-агентстве.
После череды собеседований и тестовых заданий одно из агентств сделало Игорю офер, а ещё через неделю пригласило для заключения контракта.
Эффективная и выгодная реклама с сервисом от МегаФона
Широкий выбор рекламных каналов, более 100 параметров по интересам, подробная аналитика и другие возможности уже ждут в Личном кабинете. А еще кешбэк 100% за запуск рекламы в первый месяц и еще 10% — каждый месяц.
В агентстве Игоря встретила Лена, молодой стажёр HR-отдела. Она провела его по офису, показала кухню и рабочие зоны, рассказала об обеденных местах и распорядке рабочего времени, а потом передала Игоря руководителю отдела продаж. Чего Лена НЕ сделала — это не взяла у Игоря его документы, диплом и трудовую книжку.
Игорь с трудовой и дипломом в сумке ушёл на свою первую планерку. Два часа он слушал рассказ об агентстве и рынке, методиках работы и технологиях. Ему выдали список книг, которые стоило прочитать, ссылки на ролики, которые нужно было посмотреть, и длинный перечень разделов рекламных систем, которые нужно было выучить наизусть.
Этот разговор разочаровал Игоря. Он надеялся, что ему сразу поручат разработку концепций, брифинги и постановку задач. В реальности оказалось, что учиться придётся больше, чем в институте.
Игорь скопировал на флешку всё, что переслал ему руководитель отдела продаж, ушёл обедать... и не вернулся на рабочее место. После этого он на всякий случай в течение недели не брал звонки с незнакомых номеров.
Что потеряла компания?
Может показаться, что потери агентства невелики. Человек ещё не начал работать, так что и жалеть не о чем. Но это не совсем так.
- Агентство потеряло время, потраченное на поиск Игоря, а также время, которое ещё только предстоит потратить на нахождение замены.
- Отсрочку в выполнении задач: пока замена Игорю будет найдена, проекты будут стоять.
- Если Игорю успели дать доступы, появляется угроза конфиденциальности данных: неизвестно, каким образом Игорь будет использовать скопированную информацию.
Проще было всего этого избежать.
Кто виноват?
Виновны двое: специалист, который проводил собеседования, и Лена. При подборе не были выяснены мотивы поведения Игоря, его ожидания и представления о будущей работе. Необходимо не только продавать соискателям карьеру в агентстве, но и предупреждать людей о трудностях, с которыми они столкнутся.
Лена могла взять документы у Игоря. Это не компенсировало бы риски, но затруднило бы Игорю побег.
Что делать?
Какие выводы из этой «Заметки»? Их два, и они просты.
-
Перед тем, как делать предложение,
напугайтепредупредите будущего коллегу об особенностях работы в агентствах: необходимости постоянно учиться, ненормированном рабочем дне, высокой эмоциональной нагрузке, работе с большим объёмом данных. После этого отследите реакцию. Если человек напуган или смущён, подумайте дважды перед тем, как отправлять офер.
-
Когда к вам в офис приходит новый сотрудник, сначала заберите у него
паспорттрудовую книжку и лишь потом открывайте двери и доступы.
В идеале в течение первого часа работы новый участник вашей команды должен подписать:
- контракт;
- NDA;
- описание должностных обязанностей;
- распорядок дня.
В течение первых трёх рабочих дней вы должны оформить, объяснить и дать на подпись сотруднику план работы на испытательный срок.
Делать запись в трудовой на время испытательного срока или нет — решать вам. Некоторые компании жалеют молодежь и не портят карму. Если человек не пройдет испытательный, в его трудовой книжке не останется отметок об этом.
Заполнять книжку или нет — решать вам, но забрать трудовую стоит. Просто так человек сотрудничество с вами не расторгнет: на восстановление трудовой уйдут время и силы. Проще договориться с вами. У вас, соответственно, появится возможность выяснить причины — с чего сотрудник вдруг от вас сбежал?
Возможно, причина в сотруднике, а может быть — причина в вас.
Защитит ли это вашу компанию полностью? Не думаю. Однако опыт показывает, что бюрократические процедуры способны структурировать реальность. После подписания контрактов люди более ответственно относятся к происходящему. По моему опыту, после введения описанной выше схемы ни один сотрудник из офиса в первые рабочие дни не пропал. А до того ситуации случались.
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Если у вас есть, что дополнить — будем рады вашим комментариям. Если вы хотите написать статью с вашей точкой зрения — прочитайте правила публикации на Cossa.