Что такое мессенджер-маркетинг и зачем его использовать
Разбираемся, есть ли у мессенджеров шанс стать новой альтернативой email-рассылкам.
Маркетинг в чатах популярных приложений для общения — это тренд последних лет.
Мы перевели и адаптировали материал ManyChat.
Поговорим:
- почему электронная почта устаревает;
- почему мессенджеры эффективнее, чем email;
- в чём особенности маркетинга в разных мессенджерах;
- почему внедрение мессенджер-маркетинга должно стать центральным компонентом вашей маркетинговой стратегии: спойлер — чтобы не упустить клиентов.
Электронная почта устаревает
Email как канал маркетинга использовался для отправки рекламных сообщений и был стандартом с начала 90-х. Сначала люди читали каждое входящее сообщение — это было ново, необычно и даже весело. Маркетологи увидели, что людям интересно получать письма, и быстро догадались, как использовать это, чтобы продвигать свои товары и услуги.
Эффективная и выгодная реклама с сервисом от МегаФона
Широкий выбор рекламных каналов, более 100 параметров по интересам, подробная аналитика и другие возможности уже ждут в Личном кабинете. А еще кешбэк 100% за запуск рекламы в первый месяц и еще 10% — каждый месяц.
Вскоре это поняли все. Так родился спам. И теперь для большинства людей письма от компаний — это зло, которое раздражает и крадёт время, мешает заниматься другими более важными вещами. С точки зрения маркетинга, электронная почта сейчас — это чрезмерно насыщенный, изживший себя канал.
Письма почти не читают
У email плохой показатель открываемости. Лучшим маркетинговым кампаниям удаётся добиться 60%, но в среднем это значение — около 30%. И редко получается с помощью писем довести пользователя хотя бы до середины маркетинговой воронки. Из 30% открывших письмо только 1% перейдёт по ссылке, чтобы зарегистрироваться, посмотреть, скачать или выполнить другое целевое действие.
Получается, что усилия несоразмерны результату. Мы тратим несколько часов на создание интересного сообщения, подбираем картинки и гифки, придумываем гениальную тему письма и отправляем его 1000 адресатов.
Если повезёт, то 700 письмам удастся прорваться между спам-фильтрами и упасть в почтовый ящик пользователя. Из этих 700 только 210 будут открыты (и это если мы придумали действительно крутую тему). Большинство из этих 210 человек смотрят письмо в течение 1–3 секунд и закрывают его, удаляют, архивируют и переходят к следующему сообщению.
Но, допустим, звёзды сошлись, и у 2–3 человек оказалось достаточно времени на изучение письма, повод их зацепил, а предложение показалось интересным, они не только прочитали ваше сообщение, но и перешли по ссылке. И даже это не гарантирует ровным счётом ничего: эти пользователи всего лишь стали потенциальными клиентами, но ещё не собираются ничего купить.
Email-маркетинг против мессенджер-маркетинга — количество против качества
В какой-то момент email-маркетинг стал гонкой цифр. Считается, что чем больше адресов электронной почты у вас есть, тем больше денег вы сможете заработать на этом канале. Но даже если у вас десятки тысяч адресов, и электронная почта — центральный инструмент маркетинга и основной источник продаж для вашего бизнеса, многие факторы работают против вас.
Например:
- ваша аудитория устала от email, у неё с каждым годом крепнет иммунитет к email-маркетингу;
- Google, Microsoft и Yahoo борются за аудиторию и делают всё, чтобы приносить юзерам пользу, так что тратят миллиарды долларов на алгоритмы для совершенствования фильтрации спама.
К счастью, есть лучший способ общаться с аудиторией.
Мессенджеры — чем они отличаются
Как выбрать и какие мессенджеры использовать в маркетинге.
-
Оцените, чем пользуется ваша аудитория. Общие данные по популярности мессенджеров в России:
- Подумайте, какие функции вам нужны. Платформы мессенджеров предоставляют разные технические возможности. Самые технологичные мессенджеры — Facebook и Telegram — в частности они позволяют встраивать в сообщения красивые кнопки. Возможности Skype очень ограничены, а WhatsApp пока не выпустил официальный API, поэтому в работе с ним могут возникать неполадки.
- Дайте пользователям выбор. Пусть они сами решают, в каком канале им удобно с вами общаться. TextBack.ru позволяет подключить все популярные в России мессенджеры и учитывает особенности их работы.
Мессенджеры активно используют
В последние годы произошёл кардинальный сдвиг в поведении пользователей: люди тратят больше времени в мессенджерах, чем в социальных сетях. И если вы строите бизнес в интернете, вам нужно быть там, где находятся ваши клиенты, то есть в мессенджерах.
Мессенджерам доверяют
Люди любят общаться в мессенджерах не только потому, что это удобно и быстро, но и потому, что они ещё не забиты спамом. Единственное исключение — Viber, но и туда приходит гораздо меньше сообщений от компаний, чем в почту. Чат в мессенджере — это канал связи со сформированной культурой доверия. Получать сообщение и обмениваться информацией с другими людьми здесь легко и приятно.
Мессенджеры позволяют общаться в реальном времени
Люди любят мессенджеры, потому что это мгновенный обмен информацией. Открыть сообщение в мессенджере — дело одной секунды, в отличие от утомительного поиска нужного письма в загроможденном почтовом ящике. А ещё информация, которой люди обмениваются через мессенджеры — полезная. Например:
— Где мы сегодня встречаемся?
— Что нам нужно обсудить?
— Эй, ты видел эту статью?
— Посмотри это видео!
Мессенджер закрывает потребность современного человека в свежей, актуальной информации, и люди привыкли думать, что всё, приходящее на телефон и отображающееся на экране в виде маленького уведомления из мессенджера — важно и нуждается в их внимании прямо сейчас.
Особенности маркетинга в мессенджерах
ROI выше, чем у email
Тратить деньги на маркетинг в мессенджере более эффективно, чем на электронную почту, потому что сообщения точно будут доставлены вашей целевой аудитории, а open rate будет значительно выше. Показатель открываемости составляет 80–90%.
Люди, как правило, радуются, получая эти сообщения и открывая их, потому что они привыкли думать, что сообщения в мессенджере интересны и важны.
Мессенджеры позволяют быстрее познакомиться с клиентами и сегментировать базу
Мессенджеры — это интерактивный канал, здесь люди привыкли к диалогу. Если вы отправите email-рассылку с вопросом на 1000 человек, едва ли вы получите хотя бы 10 ответов. В мессенджерах пользователи готовы отвечать вам — это просто, нужно только нажать на кнопку или выбрать нужный вариант ответа:
Маркетолог может потратить полгода, пытаясь провести пользователя по воронке в email, и узнать о нём лишь немногое. Но в мессенджерах вы можете проводить пользователей через маркетинговую воронку в 10 раз быстрее, просто отправляя сообщение и отслеживая, как человек взаимодействует с ним.
Например, можно задавать вопросы:
- вы маркетолог или владелец бизнеса?
- вы любите вязать?
- планируете купить дом, квартиру или комнату?
- хотите получить информацию о <вставьте продукт или услугу>?
И они выберут вариант ответа.
Через мессенджер вы почти мгновенно узнаете о человеке то, на что email-маркетингу потребовалось бы 6 месяцев.
Объём и тип данных о потенциальных клиентах, которые вы можете собрать через мессенджер, очень богат и помогает сегментировать людей на основе их интересов, профессий и даже каких-то специфических жизненных ситуаций (например, покупка жилья).
Как только вы узнаёте что-то о клиенте, вы можете обеспечить ему доставку своевременной и полезной информации. Мессенджеры позволяют вам быстрее провести пользователя по маркетинговой воронке, шаг за шагом, через микровзаимодействия. Это помогает выстроить доверие между компанией и клиентом, что очень важно для пользователя в момент, когда он принимает решение о покупке.
Маркетологи используют социальные медиа, контент-маркетинг, электронную почту и другие инструменты для повышения осведомлённости о товарах и услугах. Как только клиент введён в курс дела (верхняя часть маркетинговой воронки), роль маркетолога заключается в том, чтобы помочь этому человеку оценить предложение, снять барьеры, обработать возражения и подтолкнуть к покупке.
Мессенджеры позволяют двигать клиента через воронку гораздо более надёжным, безопасным и дружелюбным способом, чем электронная почта.
Читайте также:
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Ваши статьи присылайте нам на 42@cossa.ru. А наши требования к ним — вот тут.