Запрет рекламы алкоголя в интернете: что можно и что нельзя
С 23 июля 2012 года Федеральным законом запрещена реклама алкоголя в интернете. С 1 января 2013 года запрет коснётся и печатных СМИ.
Ещё до принятия закона несколько площадок запрещали у себя рекламу алкоголя. Это ВКонтакте (по личному решению Павла Дурова в этой соцсети не может рекламироваться табак и алкоголь) и YouTube (по правилам Google).
С введением новых правил запрет коснется и Facebook, поскольку политика соцсети такова, что в каждой стране рекламодатели подпадают под юрисдикцию своего государства. Однако и здесь есть свои «лазейки» — можно открывать пользователям доступ к контенту лишь после вступления в группу, так, чтобы те пользователи Facebook, которые в ней не состоят, брендированной информации не видели. В таком случае, группа в Facebook не будет являться рекламной, соответственно, под новый закон не подпадёт.
Эффективная и выгодная реклама с сервисом от МегаФона
Широкий выбор рекламных каналов, более 100 параметров по интересам, подробная аналитика и другие возможности уже ждут в Личном кабинете. А еще кешбэк 100% за запуск рекламы в первый месяц и еще 10% — каждый месяц.
Какие ещё выходы есть у производителей алкоголя? Прежде всего, это регистрация сайтов в доменных зонах иностранных государств, например, домене .com.
«Второе дыхание» в связи с новым законом может открыться у LiveJournal. Сервис не скрывает того, что работает по законам США. В ближайшее время можно прогнозировать рост тематических и брендированных сообществ алкопроизводителей в ЖЖ. Сейчас такие сообщества уже активно живут и имеют большую аудиторию постоянных читателей.
Одно из самых крупных — Dewarist — было создано компанией «Бакарди Рус», производителем виски Dewars, но закрыто весной 2012 года, для того, чтобы, «возможно, возродиться на другой площадке». Но, в связи с принятием закона, более вероятно его возвращение на прежнюю площадку LiveJournal.
Эффективной может быть и покупка рекламы у топовых блогеров сервиса. Так как блог не является СМИ, закон к нему применяться не может. Максимальное наказание, которое грозит такому блогеру — штраф от 5 до 20 тысяч рублей (сумма, которая может быть заложена в гонорар изначально).
Согласно новому закону, вводится запрет на спонсорство конкурсов. Однако проведение творческого конкурса с алкопризом под этот запрет не подпадает.
Можно использовать и различные рассылки: sms, mms, e-mail, но только совершеннолетним пользователям, давшим согласие получать такую информацию.
Под запрет не попадает и product placement в художественных произведениях, реклама в приложениях для iOS и Android, а также брендированные приложения.
Алкобренды могут присутствовать на фотоотчётах с вечеринок — как в кадре, так и в репликах гостей мероприятия.
Остаётся легальной и реклама в точках продаж — инструмент, который очень эффективен, но которому многие не уделяют достаточно внимания.
Места продаж — самый эффективный канал коммуникации, 80% успеха сейчас зависит от того, насколько хорошо вы представлены в местах продаж, — отмечала в интервью Cossa.ru менеджер по маркетингу компании William Grant & Sons Distillers Ксения Матвейко.
В точках продаж можно не только размещать статичную рекламу, но, например, и экраны, на которых транслировались бы видеоролики о продукте. Набирают популярность как рекламный носитель и интерактивные тачскрин панели.
Cossa.ru обратилась за комментариями по поводу нового закона к Анне Ховановой, юристу креативного агентства Red Keds:
В соответствии с Письмом ФАС от 03.08.2012 г. № АК/24981 о рекламе алкогольной продукции в Интернете и печатных СМИ эта реклама не будет признана нарушающей положения законодательства „О рекламе“. Сейчас также важно обратить внимание на комментарии рекламных площадок относительно размещения у них рекламы алкоголя, т. к. ФАС России полагает, что под рекламой, распространенной в сети Интернет, понимается реклама, размещенная на сайтах, зарегистрированных в доменных зонах. SU, .RU и. РФ. А также на русскоязычных страницах сайтов в иных зонах, поскольку информация на данных страницах предназначена для потребителей в России, и ответственность за нарушение законодательства в этом случае несет владелец (администратор) сайта, который должен признаваться рекламораспространителем.
Со своей стороны полагаю, что объемы рекламы алкоголя в интернете не будут уменьшаться, изменятся лишь способы рекламирования, и более активный акцент будет сфокусирован именно на официальных сайтах алкогольных брендов и продавцов алкоголя.