Старшим зетам сейчас 20. В отличие от прошлых поколений, зеты начинают раньше зарабатывать (ТикТок-миллионерам по 17 лет) и имеют больший вес в принятии решения о покупке, даже когда распоряжаются деньгами родителей. О том, как зеты изменят рынок жилья, говорят уже лет пять. Давайте разберём, какие из ожиданий подкреплены данными, а какие — лишь мифы, и рассмотрим инструменты, которые помогут девелоперам в работе с новым поколением покупателей.
Теория поколений: кто такие зеты и о чём речь
Эту теорию разработали американские консультанты Уильям Штраус и Нил Хоу в 1991 году. Суть идеи в том, что люди одной возрастной группы имеют схожий набор убеждений, ценностей и моделей поведения, который формируют среда и исторические события этого периода.
Теория предполагает, что этот общий набор ценностей формируется до 12 лет и сохраняется на протяжении всей жизни человека. Такой подход позволяет прогнозировать поведение человека как покупателя и работника, поэтому теория понравилась маркетологам и менеджерам по всему миру.
Штраус и Хоу выделяли черты поколений, анализируя жителей соединенных штатов, но с ростом популярности теории её стали адаптировать, в том числе и для России. Различия между поколениями в России и США колоссальны, и от этого идёт много расхождений в статьях на тему — кто-то опирается на исходную теорию, а кто-то на адаптированную российскими исследователями.
К одному поколению относятся люди, рождённые в течение примерно 20 лет. Сейчас рамки поколений сокращаются — это связано с тем, что из-за технологий мир стал меняться быстрее, и разрыв между поколениями увеличивается.
В разных источниках можно увидеть расхождения в датах отсчёта поколений — это мягкие рамки, которые могут меняться в зависимости от страны и её истории. Более того, в любой из трактовок рамки поколений примерны. Считается, что их погрешность составляет 2–3 года.
«Зеты очень молоды. О том, как с ними работать девелоперам, можно подумать лет через 10, когда они повзрослеют»
Нет, это не так. И этому есть три причины.
1. Старшим зетам сейчас 20, по классическому сценарию на рынок жилья они выйдут через 5–7 лет. Но и средний цикл реализации ЖК примерно такой же. Возможно выкупать остатки в объекте, над которым вы сейчас работаете, будет уже поколение Z. Это значит, что они уже стоят на вашем пороге и если пренебречь ими сейчас — вы можете их потерять.
2. Зеты более независимы, чем прошлые поколения. Они склонны к предпринимательству и рано начинают зарабатывать. Например, по оценкам Forbes, Дина Саева в 21 год и Даня Милохин в 18 лет зарабатывают больше миллиона рублей в месяц, а Максим Тарасенко начал зарабатывать в 14 и к 21 году заработал больше 500 миллионов рублей.
У старших поколений принято обесценивать этот факт, потому что самостоятельность зетов выражается не в том, что они бросают школу и идут работать на завод или птицефабрику, чтобы прокормить семью. Они зарабатывают на своих блогах в соцсетях, на ходу обучаются интернет-профессиям, разработке, и не ждут диплома бакалавра, чтобы в 22 года начать независимую жизнь. У них всё происходит быстрее, и деньги на квартиру тоже, скорее всего, появятся быстрее. Вопрос в том, станут ли они её покупать.
Я всегда снимала квартиру и снимаю сейчас. В обозримом будущем я не вижу возможности купить за свои деньги такое жилье, какое мне хочется».
3. Родители зетов считаются с их мнением. Позиция «Молчи, ты всего лишь ребенок» отмирает. Родители текущих зетов — миллениалы, им характерна манера воспитания, в которой ребёнка растят как равную личность и не давят на него. И, что важнее, сейчас дети и подростки стали ядром трендов и новых течений, они гораздо быстрее осваивают новые технологии и учатся их применять, они адаптированы к цифровым сервисам и интуитивно ими пользуются.
Поэтому у подростков в семье есть авторитет и своя зона экспертности — родители обращаются к ним за советом, чтобы выбрать новый телефон или разобраться, как пользоваться новым приложением. И если родители будут покупать зету квартиру — это будет уже не как в 2005 с миллениалами: «Мы купили двухкомнатную квартиру на окраине Санкт-Петербурга, поэтому ты поедешь учиться туда». Зета спросят, какую квартиру и где он хочет, и с его мнением будут считаться. Возможно он сам будет выбирать, а родители будут вмешиваться, только если в выборе ребенка будет что-то совсем пугающее.
Особенности поколения Z
Общие ценности
Они не готовы вкалывать, их не привлекает упорный труд и долгий путь к успеху. Истории о быстрой славе им гораздо ближе по духу. В целом это поколение считает, что работа должна быть в радость, приносить удовольствие, доход и не отнимать много времени.
Зеты спонтанны и не любят ждать. Покупают у тех, кто быстрее отвечает или обещает быстрее доставить заказ, выполнить услугу.
Зетам свойственен дух предпринимательства, подкреплённый культурой мейкеров и краудсорсинга: 72% зетов хотят однажды начать свой бизнес, 42% планируют это сделать, 3% уже начали. Зеты рассчитывают добиться успеха в нескольких профессиональных областях до 30 лет.
По некоторым исследованиям 70% американских подростков поколения Z уже вовлечены в мелкое предпринимательство (няни, репетиторы, продажи на Ebay), и только 12% работают на традиционных «студенческих работах» — официантами, продавцами.
Финансы и потребление
Зеты с детства самостоятельно распоряжаются финансами: они регулярно получают карманные деньги и сами решают, на что их тратить. Среди школьников основные расходы — сладости, напитки и снеки (36%), траты на развлечения во время прогулок с друзьями (32%) и одежда (18%).
Это первое поколение детей и подростков, которые оказывают реальное влияние на покупки семьи. В некоторых областях именно они решают, какой выбор сделает семья, например, при выборе продуктов, путешествий, техники (телевизора, мобильного телефона, компьютера и других гаджетов).
Если миллениалы считали, что нужно следовать за своей мечтой, то зеты сосредоточены на финансовых последствиях своих решений. 44% миллениалов считали, что «много денег» — это доказательство успеха. Среди зетов такой точки зрения придерживается уже 60%. Сейчас в США 46% зетов беспокоятся о начислении задолженности по студенческим кредитам и стоимости обучения.
Технологии и медиа
84% зетов пользуются сразу несколькими приложениями на смартфоне во время просмотра телевизора или шоу на Ютубе.
60% любят делиться своими знаниями онлайн.
76% уверены, что их навыки работы в интернете и использовании современных программ и приложений помогут достигнуть целей.
66% зетов говорят, что технологии создают впечатление, что всё возможно.
Зеты склонны использовать все каналы коммуникаций для взаимодействия с брендом. 22% из них доверяют публикациям брендов в соцсетях.
60% зетов закроют приложение или сайт, если они будут слишком долго загружаться. Поколение Z ожидает высокого уровня обслуживания, и они готовы за него платить — качество и уровень обслуживания для них важнее цены.
Воспринимают краткую и наглядную информацию, их срок концентрации на одном объекте — всего 8 секунд. При коммуникации с зетами важно всегда быть на связи: они не бывают одни и не любят одиночества.
Чего ждут девелоперы от зетов
Грубо говоря, что они продолжат тренды, положенные миллениалами.
- Что они готовы пожертвовать метражом квартиры ради её расположения и их вариант — студия в центре.
- Что для них важно пространство, а не только квартира: свой двор, парк за окнами и газон, стоянки для велосипедов и самокатов, просторные холлы, общие зоны для встреч.
- Что они хотят получить жильё в комплексе с услугами: готовые квартиры с ремонтом, мебелью, подключёнными услугами связи или в целом с системами умного дома.
- Что поколение Z ценит экологичность, практичность и функциональность. Они обращают особое внимание и на материалы, и на энергоэффективные решения, и на защиту окружающей среды. Что сортировка мусора, экофермы в составе ЖК, бесконтактный доступ способны привлечь их внимание.
Насколько это реалистично
Всё это выглядит вполне правдоподобно и логично. Все перечисленные тезисы — это в целом тренды развития девелоперских проектов, это требования времени, и они соответствуют интересам современных людей. Практически любому понравится практичная и функциональная квартира в центре, в ЖК с просторным холлом и с парком за окном, с развитой инфраструктурой и услуговым комплексом на первом этаже.
Люди отказываются от таких предложений из-за цены, а не из-за ценностей. И приведённые выше данные исследований говорят нам, что зеты готовы переплачивать за комфорт, но в то же время они критично настроены к серьёзным тратам и долгам.
Важный тренд зетов: аренда
Предположительно зеты не будут видеть ценности в люксовых брендах и престижном потреблении: ювелирные изделия, недвижимость, автомобили. Им не интересна модель жизни, когда на статусную покупку нужно долго копить, а затем её обслуживать, поэтому они будут покупать услуги (такси, каршеринг, аренда).
В этой парадигме покупка квартиры с обременением ипотекой и привязкой к конкретному объекту и месту может не иметь для зета ценности. Содержание квартиры — это дополнительные расходы на мелкий ремонт, необходимость разбираться в куче бытовых вопросов, которых легко избежать при аренде.
Аренда жилья позволяет зетам жить по средствам и сегодняшним днём, избегая лишних обязательств и сложностей. Этот тренд тоже начался ещё на миллениалах, и застройщики нашли выход в апарт-отелях и разработке сервисов для аренды квартир.
Чего будут ждать зеты от девелоперов
Главное изменение — форма коммуникации и применение технологий станут более критичными. Миллениалы ХОТЯТ общаться в мессенджерах, выбирать квартиры на сайтах с виртуальной реальностью, и чтобы сайты быстро загружались и работали с мобильного, но они останутся с вами и без этого, если им нравится продукт и цена. Просто будут не очень довольны и несколько раз сообщат об этом вашему менеджеру.
Но вот зеты будут не просто хотеть, они будут в этом НУЖДАТЬСЯ. В быстрых ответах, в возможности найти всю информацию об объекте в интернете и составить полную картину без встреч и звонков. В технологиях, которые позволят провести покупку и обмениваться документами онлайн (бесполезных встреч для подписания бумаг они просто не поймут).
Они будут уходить с сайтов, которые долго грузятся. Они не смогут понять, почему они должны куда-то ехать и почему нельзя посмотреть квартиру на сайте и пройти VR-тур по дому.
Чего ждут зеты
Ярких визуалов. Больше фото и видео, меньше красивых текстов. Суть вперёд. И у вас 8 секунд, иначе вы их потеряете.
Открытого доступа к к информации об объекте, квартирах и отзывах на другие ЖК застройщика.
Быстрых ответов во всех каналах.
Персонализированного общения. Если они звонят повторно — они будут ждать, что у вас записаны их пожелания. Они ведь так долго вам о них рассказывали.
Минимума бюрократии. Они захотят провести онлайн всё, что не обещает им новых впечатлений. Приехать посмотреть квартиру? Хорошо. Но приехать и посмотреть на бумаги или просто что-то подписать — в их мире это пустая трата времени.
Что вся информация по сделке будет у них в приложении. И что в нём они смогут прочитать, что им делать дальше.
Что они будут важны для вас и после покупки.
Как понравиться зету
Привлекайте блогеров. Создавайте рекламные интеграции — пусть блогеры танцуют во дворе вашего объекта, проводят румтуры. Пригласите Даню Милохина пожить в вашем ЖК несколько дней.
Сделайте удобный сайт. Лучше простой лендинг на конструкторах типа Tilda или Mottor со встроенным каталогом, чем тяжёлый и старый сайт, на котором ничего не понятно.
Проводите онлайн-показы. Демонстрируйте объект удалённо с сервисами типа Roomee или настройте виртуальный тур. В этом может помочь, например, Biganto.
Подключите все каналы коммуникации к CRM, чтобы обращение в Директ Инстаграма или ещё в какой-то чат не осталось незамеченным. Если у вас на сайте есть чат — он тоже должен быть подключен к CRM. Отвечать на сообщения нужно так же быстро, как и на звонки.
Настройте процесс продажи так, чтобы клиент чувствовал себя важным. Обрабатывайте заявки в течение часа. Настройте проверку дублей в CRM, чтобы менеджеры видели, если это повторное обращение, и не задавали одни и те же вопросы. Не забывайте перезванивать клиентам, если они решили подумать. И общайтесь с клиентом в том канале, в котором ему удобно, включая Телеграм и Инстаграм.
Ваши продавцы не смогут сделать всё это сами, им нужна автоматизированная CRM-система. Опирайтесь на лидирующие решения для продаж, например, amoCRM или Битрикс24. Интеграторы смогут настроить и адаптировать решение к вашим потребностям. А чтобы настроить работу с объектами, используйте отраслевые решения, например, наше — Profitbase для CRM.
Переместите сам процесс сделки в онлайн. 2020 год подтолкнул рынок в этом направлении — но не относитесь к этому как к вспомогательному каналу «на чёрный день», ведь за такими готовыми решениями будущее.
Используйте технологии умного дома, если это коррелирует с классом объекта (или если вы сможете вписать их, сохранив доступность жилья). В этой области много решений: Wirenboard, Rubetek, ТРОН, ЛИИС, Smart Airkey.
Сделайте обслуживание недвижимости комфортным для ваших клиентов. Выберите управляющую компанию, которая использует в работе цифровые решения, и в которой вызвать мастера можно прямо в приложении, а узнать текущий тариф и задолженность... тоже в приложении. Или в личном кабинете. Как у Лиги ЖКХ.
Будьте открыты. И любите своих клиентов.
При подготовке статьи использованы исследования фонда «Петербургская политика», материалы Фонда Сколково и три маркетолога Profitbase.