Google Reader создал протестное движение
В 2007 году Reader связали с Google Talk, что позволило сформировать поток новостей от друзей пользователей. Это стало маленькой революцией — обычная
В октябре 2011 года сотни протестующих собрались в Зукотти-парке в Нью-Йорке. «Google, не отмечай всё как прочитанное», — гласил один из их плакатов. Интернет-гигант, только что открывший для свободной регистрации свою новую соцсеть Google+, готовился внести существенные изменения в Google Reader. Сервис, собиравший в одну ленту RSS-обновления и имевший ряд функций соцсети, до этого существовал в практически неизменном виде с момента запуска в 2005 году.
Задолго до появления Twitter сервису Google Reader удалось стать важнейшим инструментом агрегации новостей и любимой игрушкой пользователей, которые хотели быть в курсе максимального числа инфоповодов и рассказывать о них друзьям. Google Reader был не просто обычным RSS-сервисом, но и имел функционал социальной сети — например, можно было ознакомиться с рекомендациями и мнениями своих друзей.
Эффективная и выгодная реклама с сервисом от МегаФона
Широкий выбор рекламных каналов, более 100 параметров по интересам, подробная аналитика и другие возможности уже ждут в Личном кабинете. А еще кешбэк 100% за запуск рекламы в первый месяц и еще 10% — каждый месяц.
Надпись на плакате одной из участниц акции протеста против изменений в Google Reader: Мне 27, из них 6 лет я пользуюсь Google Reader. Я подписана на более чем сотню блогов, читаю в среднем 133 обновления в день. С 2005 года я прочитала их около 300 тысяч. Я участница сообщества из 52 человек, мы дружим, у нас происходят живые дискуссии. В прошлом месяце я поделилась в Google Reader информацией более 70 раз, а в Google+ ни разу. Вы делаете неправильную социальную сеть, не забирайте у нас наше сообщество.
В Facebook было создано несколько групп, в которых протестующие пользователи могли выражать своё мнение, позднее к кампании присоединились крупные СМИ — Mashable и TechCrunch. Результатом стала отправка в Google петиции с 13 745 онлайн-подписями. Не помогло — в хеллоуиновскую ночь 2011 года редизайн сервиса произошёл, и ряд социальных функций Google Reader перестал существовать.
Принципы работы
Один из основополагающих принципов поведения пользователей в интернете носит название «90-9-1». Из ста человек 90 потребляют контент, который создан девятью, которых вдохновил один. В начале Google Reader был лишь инструментом распространения информации — сервисом для тех самых 90%. В 2007 году команда инженеров из 9 человек, которая в ту пору работала над проектом, добавила в интерфейс несколько нововведений — ярлыки, поиск, возможность вставить видео. В конце того же года Reader связали с Google Talk — это позволило сформировать поток новостей от друзей пользователей. Это стало маленькой революцией — обычная RSS-лента превратилась в социальную сеть.
В марте 2009 года было введено ещё одно важное обновление — пользователи получили возможность комментировать действия друг друга.
Google Reader стал местом концентрации творческих людей из разных уголков мира, которые иначе никогда бы и не узнали друг о друге. В ряде стран, например, в Иране, где Facebook и Twitter были под запретом, Reader стал главной альтернативой этим социальным сетям и местом, где общались друг с другом местные «диссиденты».
Успех социальной сети зависит от баланса множества факторов. Tumblr имел все шансы стать главной сетью для молодых и креативных, но обилие порнографии сгубило его. Facebook вот уже продолжительное время испытывает проблемы — кажется, в своих экспериментах разработчики сети забывают о главном — удобстве сервиса для пользователя.
Google Reader, по мнению многих обычных пользователей, был примером соцсети, достигшей идеального баланса — его пользователям было удобно общаться в сети и не менее удобно делиться контентом. Однако, растущая аудитория Facebook не давала покоя руководству Google — им нужна была социальная сеть, способная конкурировать с детищем Цукерберга. Google Reader, собравший интеллектуалов, но не очень интересный широким массам, сравниться с Facebook не мог.
Некудышными конкурентами Facebook оказались и другие проекты социальных сетей, реализованные Google — Orkut в 2004 году, Friend Connect в 2008, Wave в 2009 и Buzz в 2010.
Google всё ещё опережал Facebook по количеству ежемесячных посетителей, но по числу просмотренных страниц и времени, проводимого человеком на сайте, значительно проигрывал.
Выбор концепции дальнейшего развития был мучительным и вызывал многочисленные споры внутри компании. В финале обсуждений, в 2012 было принято решение — Google Labs, сообщество разработчиков, благодаря которому появились Reader, карты и документы Google и ряд других проектов, было ликвидировано. Около 30 проектов оказались либо закрыты, либо слиты с другими. Сооснователь Google Сергей Брин (Sergey Brin) случившееся описал метафорой: Ранее мы позволяли цвести тысячам цветов, но сейчас мы хотим собрать букет.
Не забудем, не простим
Скептики часто говорят о том, что дружба в социальных сетях — явление, к настоящим товарищеским чувствам имеющее весьма опосредованное отношение. Пользователи Reader наглядно показали всю ошибочность такого утверждения. После реорганизации сервиса в различных штатах США независимо друг от друга начали формироваться движения «несогласных» с действиями Google. Вот что говорили участники таких движений:
В наших сообществах Reader мы находили себе настоящих друзей, завязывали деловые взаимоотношения, находили людей для реализации совместных творческих проектов — в сфере живописи, журналистики, литературы.
Да, у нас есть тысяча друзей на Facebook, но ни с кем из них нам не удавалось так плотно и плодотворно сотрудничать, заводить близкие отношения.
Я никогда не прощу Google того, что они сделали с Reader.
Позднее появлялись различные проекты, например, The Old Reader или Reader 2000, дублировавшие функционал старой версии Google Reader. Однако стать по-настоящему успешным ни одному из них не удалось.
Ссылка по теме: BuzzFeed