Негативные комментарии: искусство работы с критикой
Отработка негатива как драйвер роста доверия к бренду.
В digital-мире негативные комментарии стали неотъемлемой частью коммуникаций. Социальные сети, форумы или сайты-отзовики — критика неизбежно встречает почти каждый бренд или компанию. Однако именно в умении эффективно реагировать на негатив лежит ключ к созданию положительной репутации и укреплению доверия к вашему бренду.
Рассказывают DOT Digital Agency.
Реагировать на негативные комментарии важно для поддержания здоровой и продуктивной атмосферы вокруг бренда. Отвечая на негатив, бренд даёт понять, что он готов вести диалог, выслушивать конструктивную критику и исправлять ситуацию.
Где сотрудники DOT Digital Agency чаще всего сталкиваются с негативом
Работу с репутацией можно сегментировать по нескольким направлениям, например, по месту негативных упоминаний.
-
Социальные сети. Упоминания в официальных аккаунтах бренда или компании, а также переписка в директе, упоминания на личных страницах пользователей с тегированием компании.
-
Геосервисы, например, карточки на Яндекс Картах, 2ГИС, Гугл Карты/Гугл Мой бизнес.
-
Гугл или Яндекс картинки.
-
Отзывы под видеороликами на популярных видеохостингах.
-
Сайты-отзовики.
-
Отзывы на маркетплейсах или в крупных интернет-магазинах.
Очень часто негативные упоминания находятся в разделах поисковых систем Яндекс и Гугл, а также индексируются этими поисковиками и попадают в выдачу, что даёт очень большие охваты по прочтениям и может годами портить репутацию компании.
Негатив можно отсортировать по автору негативного сообщения.
-
Текущие и бывшие сотрудники компании Заказчика.
-
Покупатели и потребители продукции или услуг Заказчика.
-
Участники конкурсов в социальных сетях.
-
Проделки конкурентов, «чёрный пиар».
В случае с репутационным менеджментом внутри корпоративных сообществ для каждого клиента предусмотрена опция мониторинга комментариев и оперативный отсмотр личных сообщений. С помощью специальных сервисов мы отслеживаем комментарии в каждой группе и канале, где публикуем посты. Обычно это время с 10:00 до 20:00. Всё, что приходит позже или раньше, обрабатывается контент-менеджерами в указанное время, то есть у нас есть небольшой люфт на генерацию ответа, согласование его формулировки нашим клиентом и, соответственно, ответ подписчику.
Также для каждого клиента мы формируем матрицу реагирования. Она содержит пополняемую базу частых вопросов и ответов, чтобы мы могли оперативно вернуться к подписчику с информацией. А так как критика бывает непредсказуема, в таких ситуациях нам нужно согласование новой формулировки с клиентом.
На этом этапе мы выходим к бренду с предложением текста ответа и чётким обоснованием «почему стоит ответить именно так». Далее клиент либо соглашается, либо вносит некоторые корректировки и согласовывает с нами дальнейший сценарий действий. Да, иногда одного ответа на критику в социальных сетях может быть недостаточно: в этом случае мы направляем подписчика по указанным контактам на стороне клиента для детального изучения ситуации. Это могут быть: отдел качества, сервисные и кадровые службы. Иногда негативные отзывы становятся предметом разбора для служб безопасности.
Для некоторых наших крупных клиентов штат модераторов, который обрабатывает негатив в социальных сетях, достигает 20 человек. Для небольших проектов достаточно и одного специалиста.
Как работать на проектах, когда негатива очень много?
Бывает, что объём обрабатываемых упоминаний бренда достигает десятков тысяч. Например, для одного клиента мы проводим обработку порядка 35 000 упоминаний и совершаем до 15 000 реагирований в месяц. В этом случае ежедневный менеджмент системы мониторинга и комьюнити-менеджмент начинаются обычно в 8:00 и заканчиваются в 23:00 (хотя при критических ситуациях бывает и позже). Это сделано для того, чтобы не накапливать «неотвеченный негатив». У модераторов налажена посменная работа. Есть Тимлид проекта и Старший модератор. Реагирование от лица бренда может вестись на различных интернет-ресурсах.
Обработка упоминаний включает в себя:
-
отслеживание упоминаний через настроенную тему в мониторинговой системе;
-
вычитку;
-
тегирование;
-
корректировку тональности упоминаний в ручном режиме;
-
копирайтинг ответов;
-
согласование ответа с представителем бренда (при необходимости);
-
публикация текста ответа на сообщение пользователя от лица бренда.
Иногда работа может проводиться с привлечением CRM Заказчика, куда также передаются упоминания.
База знаний ответов постоянно пополняется, что здорово экономит время при обратной связи. При этом
Агентство должно уметь вести диалог персонализировано, не оперируя одними и теми же формулировками, чтобы клиент чувствовал, что проблема действительно решается.
Важно приводить фактическое обоснование для урегулирования ситуации. Можно начать диалог в публичном поле сообщества, а для обмена важной и персональной информацией (это может быть артикул, номер заявки или заказа, чек, дата события, торговая точка) продолжить диалог в личных сообщениях.
Алгоритм действий
В зависимости от того, являетесь вы фрилансером и ведёте соцсети локальных компаний или работаете в команде агентства и отслеживаете упоминания крупных брендов в интернете, вам необходимо будет учитывать конкретную ситуацию и адаптировать нашу схему под себя.
Как справиться с отработкой негатива.
-
Проводите базовую настройку проекта, что позволит подготовиться как минимум к типовым негативным сообщениям. Постоянно расширяйте базу знаний и список аргументов для нейтрализации ситуации.
-
Осваивайте сервисы мониторинга упоминаний, проходите обучение в работе по настройке тем сбора и тегирования упоминаний, это автоматизирует вашу работу.
-
Имейте под рукой несколько оперативных контактов с компанией Заказчика, чтобы быстро разобраться в обоснованности негатива, а также запросить недостающую информацию.
-
Сохраняйте спокойствие. Не реагируйте эмоционально на негативные комментарии. Соблюдайте баланс официального общения и дружеской коннотации. Постарайтесь оставаться объективными и поддерживать конструктивный диалог.
-
Перед тем как ответить на комментарий, убедитесь, что вы правильно поняли его суть и контекст. Иногда негатив может быть вызван недоразумением или неправильной интерпретацией.
-
Будьте эмпатичными. Попытайтесь понять, что могло вызвать негатив. Иногда люди просто хотят высказать замечания или выразить разочарование. Будьте открытыми к обратной связи и попытайтесь найти общую точку зрения. Не используйте «копи пейст ответы» на похожие вопросы.
-
Отвечайте конструктивно. Выразите свое понимание ситуации и предложите решение, если возможно. Не вступайте в спор и не переходите на оскорбления.
-
Ведите диалог. Помните, что некоторые люди могут быть несговорчивыми или негативно настроенными. Если вы сделали всё возможное, чтобы разрешить ситуацию, не стоит продолжать дискуссию, которая может стать бесконечной.
-
Помните, что не каждый негатив требует реакции. Абсурдные, провокационные и оскорбительные комментарии в ряде случаев можно удалять.
Будьте профессионалами и держите фокус на конструктивности диалога. Очень часто негатив может стать возможностью для улучшения и роста. Мониторинг упоминаний в сочетании с интерпретацией данных позволяет клиенту оперативно почувствовать тренды, потому что обоснованная критика выявляет пробелы в сервисе, качестве товара, обратной связи и так далее.
Часто отзывы делаются не по одной компании или бренду, а в так называемом «листе сравнения», когда один конкурент противопоставляется другому. Если это честные, а не заказные отзывы, данная информация особенно ценна и может служить подсказкой для улучшения собственного продукта или услуги.
Выслушивание своей аудитории через сбор и обработку упоминаний или social listening, как это принято называть в профессиональном сообществе, даёт ключ к выявлению потребностей аудитории не только по вашей компании отдельно, а в целом по отрасли.
И, пожалуй, самое главное: оперативные и аргументированные ответы на вопросы потребителей не только влияют на лояльность аудитории, но и косвенно улучшают продажи.