Как понять причину негатива и вернуть лояльность покупателей
Продуктовый анализ в соцмедиа.
Анализ продуктов помогает обнаружить недостатки и конкурентные преимущества товара, понять, что стоит изменить, чтобы увеличить продажи и лояльность потребителей. На примере смесей для детского питания разбираемся, как проводить продуктовый анализ на данных соцмедиа.
В чём ценность продуктового анализа в соцмедиа
Ежедневно пользователи публикуют тысячи сообщений в соцсетях, на отзовиках и маркетплейсах. Такие данные можно структурировать и использовать для бизнеса, ведь они зачастую содержат мнения покупателей о продуктах, сравнения с товарами-заменителями, оценку продуктовых характеристик и сервиса. Живой отклик клиентов может дать данные для принятия решений об изменении продукта или отдельных его свойств, вывода на рынок новых продуктов, изменения позиционирования.
Для анализа пользовательских мнений о продукте в соцмедиа можно использовать систему мониторинга и анализа СМИ и соцмедиа Brand Analytics. Она помогает автоматизировать сбор релевантного потока данных и первичную аналитику — разметку продуктовых характеристик, оценку тональности высказываний.
Что можно узнать из продуктового анализа на данных соцмедиа:
-
какие свойства продукта на самом деле важны для клиентов, а чего им не хватает;
-
как покупатели используют продукт и что им нравится и не нравится в процессе;
-
почему потребители могут предпочитать ваш продукт или продукт конкурента;
-
с чем ваш продукт на самом деле сравнивают.
Продуктовый анализ в соцмедиа на примере детских смесей
Мы сравнили популярные смеси детского питания: Nutrilak, «Малютку» и Nutrilon, чтобы показать, как работает продуктовый анализ на данных соцмедиа. Для проведения анализа были собраны темы мониторинга в Brand Analytics под каждый бренд. В выборку попали все пользовательские сообщения в соцмедиа с упоминанием указанных продуктов за 2022 год.
Вопросы анализа продуктов в соцмедиа:
-
как менялась динамика позитивных и негативных упоминаний брендов и в чём может быть причина изменений;
-
какие темы волновали пользователей в отношении каждого продукта (топ-5 тематик обсуждений);
-
как распределялась тональность упоминаний каждой тематики в зависимости от бренда;
-
какие свойства продуктов пользователи обсуждали чаще всего.
Динамика упоминаний продуктов в соцмедиа
В графиках динамики упоминаний брендов с негативной тональностью есть одна аномалия — всплеск негатива о Nutrilon в марте 2022 года. Любое отклонение стоит изучить пристальнее, поэтому мы провели анализ сообщений и источников, где появлялись такие упоминания.
Всплеск негатива в адрес Nutrilon вызван одномоментной публикацией отзывов на маркетплейсе из-за алгоритмов модерации. Чаще всего в сообщениях с негативной тональностью пользователи жаловались на повышение цены на продукт.
Подобные сообщения с жалобами на рост стоимости смеси затем появлялись в инфополе бренда в течение месяца. Мы не знаем, повысил ли цену сам бренд или это результат действий маркетплейса. В любом случае, негатив в публичном поле снизил индекс лояльности аудитории к бренду.
Ключевые характеристики сравниваемых брендов — частотные тематики обсуждений в соцмедиа
С помощью системы Brand Analytics мы проанализировали, какие характеристики сравниваемых продуктов чаще обсуждали в соцмедиа. Для этого выделили ключевые тематики упоминаний каждого из брендов.
Nutrilon оказался лидером по количеству сообщений в соцмедиа. При анализе тональности тематик можно увидеть, что потребителям нравится доставка товара. Весомая доля негатива есть в упоминаниях не только цены, но и упаковки.
Сообщения с жалобами на упаковку смесей Nutrilon чаще всего появлялись на маркетплейсах. Небрежный подход к виду товара вызвал опасения у потребителей, так как речь о здоровье и безопасности детей.
Поскольку в динамике упоминаний Nutrilion был явный всплеск упоминаний с негативом по поводу роста стоимости, нам было важно выяснить, какие продукты покупатели рассматривают в качестве замены. В сообщениях соцмедиа чаще всего появлялись рекомендации перейти на «Малютку» и Nutrilak. Анализ самых обсуждаемых тематик в упоминаниях этих брендов мог бы дать бренду Nutrilion идеи, какие свойства или характеристики продукта стоит изменить, чтобы нивелировать негатив по поводу цены.
В Nutrilak аудитории нравится то, что смесь безопасна для здоровья и практически не вызывает аллергию у детей. В негативных упоминаниях чаще всего встречались жалобы на запор у ребёнка после употребления смеси.
У «Малютки» пользователи соцмедиа чаще всего обсуждали стоимость и упаковку, при этом в тональности этих характеристик преобладает позитив.
Негативно аудитория «Малютки» чаще всего оценивала воздействие смеси на здоровье: пользователи писали, что продукт часто вызывал у детей аллергические реакции и проблемы с ЖКТ.
Анализ потребительских свойств продукта
Чтобы понять, почему клиенты предпочитают ваш бренд или бренд конкурента, нужно проанализировать упоминания свойств или характеристик каждого продукта. В системе Brand Analytics для этого есть теги, с помощью которых можно промаркировать интересные вам тематики. Также поможет отчёт «Аспекты». В нём можно увидеть самые частотные по упоминаемости характеристики товара, бренда или сервиса, понять, позитивно, негативно или нейтрально высказываются о них пользователи соцмедиа.
1. Воздействие на здоровье.
Чтобы понять, какие качества продуктов больше всего волнуют покупателей, мы проанализировали тематики негатива в такой характеристике смесей как воздействие на здоровье.
Чаще всего пользователи соцмедиа жаловались, что смеси вызывают аллергию у детей. У Nutrilon таких высказываний больше всего, но и доля упоминаний бренда среди других продуктов самая большая. В процентном соотношении Nutrilak и «Малютка» имели сопоставимые доли негатива по поводу пищевой аллергии, что и Nutrilon. При этом у более дешёвых смесей в нашем сравнении по мнению покупателей могут быть непредсказуемые последствия для здоровья детей — например, частые запоры.
2. Вкус продуктов.
Мы также решили посмотреть, что не нравится покупателям детских смесей во вкусе сравниваемых брендов.
Nutrilon и Nutrilak не нравятся аудитории за горький вкус. «Малютку» чаще критикуют за приторность, а также отмечают, что он просто невкусный, не конкретизируя свойство.
В негативных упоминаниях вкуса Nutrilon есть высказывания о том, что по мере истечения срока у продукта проявляется кислый вкус.
Что стоило сделать бренду, который подвергся критике
Итак, в марте 2022 года покупатели Nutrilon жаловались на рост стоимости продукта на маркетплейсах. Что можно было противопоставить потоку негативных сообщений в адрес бренда в соцмедиа? Вот несколько вариантов:
1. Отреагировать на негатив покупателей по поводу роста цены.
2. Выяснить политику маркетплейсов в отношении бережной доставки товаров для детей, возможно, не сотрудничать с теми площадками, которые не готовы позаботиться о сохранности детских смесей при транспортировке.
3. Продвигать в коммуникации с аудиторией сообщение о безопасности и предсказуемости смесей для детского здоровья по сравнении с аналогами.
4. Продумать, как улучшить формулу продукта, чтобы товар получил преимущества по составу и вкусовым свойствам перед аналогами.
Социальные сети, отзовики, маркетплейсы могут стать источником данных для поиска идей по улучшению продуктов. Организовать анализ пользовательского мнения о продукте и конкурентах удобно в Brand Analytics. Попробовать возможности системы для бизнеса вы можете уже сейчас — запросите демодоступ к Brand Analytics, это бесплатно на 7 дней.
Реклама. ООО «ПалитрумЛаб».
ОГРН 1137746018156 от 15.01.2013 г.
ИНН 7727796050