Исследование маркетинговых инструментов: как развивается рынок в России, кто в лидерах и чем помогает click.ru
Анализ ситуации на рынке от экспертов.
Рекламный рынок растёт, появляются новые технологии и каналы связи с клиентами. Маркетинговые отделы получают всё больше задач. Чтобы своевременно выполнять весь объём работ, нужны инструменты, которые автоматизируют рутину, помогают анализировать рекламу и упрощают коммуникации. Поэтому на рынке появляются десятки сервисов, в которых легко запутаться.
В этой статье эксперты click.ru проанализируют:
-
как бизнес в России расходует деньги на рекламу;
-
зачем маркетологам инструменты автоматизации;
-
у кого в России лидирующие позиции в данной нише;
-
как сделать проще работу с маркетинговыми сервисами.
Содержание
- Состояние рынка интернет-рекламы в России по данным отчёта АРИР
- Сколько средств тратит бизнес на аналитику и продвижение
- Перспективы сервисов для маркетинга
- Состояние рынка маркетинговых инструментов в России
- Лидеры рынка инструментов для маркетинга в России
- С какими проблемами сталкиваются маркетологи при использовании сервисов
- Как маркетплейс сервисов click.ru помогает маркетологам
- Заключение
Состояние рынка интернет-рекламы в России по данным отчёта АРИР
Российский рынок интернет-рекламы сильно растёт. Ассоциация Развития Интерактивной Рекламы (АРИР) сравнила объёмы в 2022 и 2023 году и получила такие данные: рынок достиг исторического максимума в 807 млрд рублей и вырос на 55%.
В исследование вошли инновационные и традиционные каналы (performance и branding). Например, продвижение через инфлюенсеров, работа с классифайдами, аудиореклама, реклама в мессенджерах. Рынок инновационных каналов вырос на 93% и достиг 379,6 млрд рублей.
Интернет-реклама смогла восстановиться после кризиса 2022 года и показывает рекордные результаты за всю историю. Усиливается конкуренция между компаниями, что ведёт к росту доли новых каналов связи с аудиторией.
Чем больше каналов, тем больше работы: возникают новые рутинные задачи, требуется больше аналитики. Чтобы маркетинг оставался эффективным, менеджерам важно уменьшить объём ручной работы. Например, можно автоматизировать сбор семантики, получение информации о клиентах, фиксацию продаж из различных источников и другие задачи.
Для этого на рынке появляется больше инструментов, которые помогают повысить эффективность рекламы и продуктивность специалистов. Большинство из них работают по модели SaaS: пользователи платят за подписку на облачный сервис, а его поддержкой занимается компания-владелец. Так работают Callibri, amoCRM и другие сервисы.
Сколько средств бизнес тратит на аналитику и продвижение
В период с 2022 по 2024 годы Mindbox, Calltouch, Coffee Analytics и «Матемаркетинг» изучали рынок, чтобы узнать, сколько компании из России и СНГ тратят на аналитику и маркетинг. В опросах участвовали 150 компаний из разных ниш.
Вот основные выводы.
-
Компании тратят около 15% оборота на маркетинг. 45% из этого идёт на интернет-продвижение. Чем выше оборот компании, тем меньше они вкладывают в рекламу: доля снижается с 20% до 12% у наиболее крупных игроков.
-
Компании в СНГ вкладывают в аналитику в два раза больше, чем в США. Если в СНГ на аналитические сервисы уходит 13% маркетингового бюджета, то в США — всего 6–7%.
-
В ближайшие три года большинство компаний планирует увеличить затраты на аналитику до 19% от общего маркетингового бюджета.
-
Чем больше компания инвестирует в маркетинг, тем сильнее она ощущает пользу от аналитики. Наиболее высоко ценят важность аналитики те, кто вкладывает в продвижение от 20% оборота. Существенный рост эффективности от аналитики начинается после инвестиций в маркетинг более 10% оборота.
-
Сквозная аналитика — новый тренд. Компании стремятся получать максимум данных о пользовательском опыте. Этими решениями уже пользуются 46% крупных компаний, 29% средних и 16% малых.
Основная доля расходов на аналитику — оплата специализированных сервисов, которые дают маркетологам максимум данных для принятия решений.
Перспективы сервисов для маркетинга
Агентство Data Bridge Market Research изучило мировой рынок сервисов для маркетинга и представило прогноз на основе данных. По итогам 2023 года объём рынка специализированных инструментов составил более 10,1 млрд долларов, и к 2031 году ожидается рост до 17,9 млрд долларов. В период с 2024 по 2031 годы рынок должен расти со скоростью 12,1%. Основные драйверы развития:
-
увеличение спроса на автоматизацию мобильного маркетинга;
-
фокус на повышении эффективности и производительности;
-
повышение интереса к бизнес-аналитике и обработке данных.
На российском рынке ситуация аналогична мировой: спрос на сервисы увеличивается. Из-за ограниченного доступа к зарубежным инструментам появились новые российские сервисы, которые пока не очень известны, но уже привлекают внимание.
Состояние рынка маркетинговых инструментов в России
По данным CNews, рынок SaaS-решений в России растёт в два раза быстрее IT-индустрии в целом. Несмотря на уход с рынка многих компаний, сфера развивается. Появляются новые решения. Маркетологи активно используют в работе такие инструменты:
-
CMS для создания сайтов;
-
сборщики семантического ядра для SEO и контекстной рекламы;
-
платформы для мобильной и веб-аналитики;
-
CRM для настройки рекламы и управления клиентской базой;
-
коллтрекинг для аналитики и отслеживания звонков;
-
решения для сбора данных о посетителях и их аналитики;
-
платформы для рассылок по email;
-
чаты, онлайн-консультанты, сервисы для создания ботов;
-
планировщики и менеджеры задач;
-
решения для конкретных ниш (например, «МойСклад» для товарного бизнеса или YCLIENTS для HoReCa);
-
сервисы автопостинга в социальных сетях.
Выбор инструментов огромен, и для эффективного маркетинга бизнесу требуется комплекс решений, работающих одновременно.
Лидеры рынка инструментов для маркетинга в России
CEO сервиса «МойСклад» Аскар Рахимбердиев регулярно готовит рейтинг SaaS-решений на основании открытой информации о выручке. Он сравнивает её год к году, рассчитывает рентабельность и рост бизнеса, показывает прибыль. На первом месте компания с самой большой выручкой за год.
Вот как выглядят рейтинги в некоторых категориях.
CRM
Сервис | Выручка 2022 | Выручка 2023 | Рост выручки % | Рентабельность % | Прибыль 2023 | ||
1С-Битрикс | 2700 млн | 4019 млн | 49% | 31% | 1228 млн | ||
amoCRM | 1046 млн | 1448 млн | 38% | 53% | 767 млн | ||
RetailCRM | 378 млн | 413 млн | 9% | 2% | 8 млн |
Автоматизация бизнеса
Сервис | Выручка 2022 | Выручка 2023 | Рост выручки % | Рентабельность % | Прибыль 2023 | ||
iiko | 1685 млн | 2558 млн | 52% | 5% | 161 млн | ||
МойСклад | 983 млн | 1321 млн | 34% | 22% | 285 млн | ||
Умная Логистика | 215 млн | 330 млн | 54% | 43% | 143 млн |
Маркетинг и аналитика
Сервис | Выручка 2022 | Выручка 2023 | Рост выручки % | Рентабельность % | Прибыль 2023 | ||
Mindbox | 1385 млн | 2078 млн | 50% | 0% | 2 млн | ||
Flocktory | 937 млн | 1946 млн | 108% | 20% | 393 млн | ||
Calltouch | 833 млн | 1096 млн | 32% | 20% | 214 млн |
Отраслевые сервисы
Сервис | Выручка 2022 | Выручка 2023 | Рост выручки % | Рентабельность % | Прибыль 2023 | ||
Travelline (путешествия) | 2853 млн | 3833 млн | 34% | 41% | 1586 млн | ||
YClients (онлайн-запись) | 823 млн | 1154 млн | 40% | 9% | 99 млн | ||
Bnovo (отели) | 208 млн | 358 млн | 72% | 59% | 211 млн |
Продажи и аналитика на маркетплейсах
Сервис | Выручка 2022 | Выручка 2023 | Рост выручки % | Рентабельность % | Прибыль 2023 | ||
MPSTATS | 744 млн | 1532 млн | 106% | 45% | 684 млн | ||
EGGHEADS | 358 млн | 683 млн | 91% | 14% | 98 млн | ||
MarketGURU | 159 млн | 533 млн | 235% | 9% | 48 млн |
С какими проблемами сталкиваются маркетологи при использовании сервисов
Сервисы облегчают работу маркетологов, но реклама становится всё сложнее, а сервисов — всё больше и больше. Выбор инструментов огромен. В одном только рейтинге Аскара Рахимбердиева представлено более 50 компаний, и это только лидеры.
Обычно у маркетологов возникают две трудности:
Сложно подобрать оптимальное решение. Разобраться в многообразии, сравнить и выбрать подходящий сервис довольно трудно. У маркетологов часто не хватает времени, поэтому внедрение новых инструментов откладывается на потом.
Трудно работать с отчётами и оплатами. Для каждого сервиса нужен свой аккаунт и отдельный счёт, при этом сроки оплаты и требования по НДС у всех разные. Отслеживание платежей превращается в проблему. Чтобы не потерять какой-либо сервис, приходится вести учёт в календаре и создавать список платёжных средств и аккаунтов.
Однако вовсе необязательно решать проблемы самостоятельно. Можно использовать централизованную платформу — маркетплейс click.ru.
Как маркетплейс сервисов click.ru помогает маркетологам
Маркетплейс click.ru — площадка с популярными сервисами для автоматизации маркетинга и повышения его эффективности. Например, тут представлена большая часть инструментов из рейтинга Аскара Рахимбердиева. Эксперты click.ru собрали в одном месте одни из наиболее качественных и востребованных решений на рынке.
У всех пользователей, которые ведут рекламу в экосистеме click.ru, есть доступ к маркетплейсу и его преимуществам.
Большой выбор сервисов
В маркетплейсе click.ru доступно более 70 инструментов. Среди них:
-
CMS (Flexbe, Tilda, InSales);
-
CRM (amoCRM, «Мой склад», Битрикс 24);
-
коллтрекинг (CoMagic, Callibri, MANGO OFFICE);
-
чаты и онлайн-консультанты (TextBack, Jivo, Salebot);
-
управление продажами на маркетплейсах (MarketGURU, MPSTATS);
-
подборщики запросов (Labrika, Keys.so, «Топвизор»);
-
автопостинг в социальных сетях (LiveDune, PostMyPost, «Церебро»);
-
регистраторы доменов и хостинги (Timeweb, Рег.ру);
-
аналитика (Андата, Roistat, TGStat).
Также есть голосовые боты, сервисы для дизайнеров, email-маркетологов, скидки на курсы в онлайн-школах.
Оплата в одном окне
Не нужно оплачивать инструменты на разных сайтах — всё можно сделать в кабинете click.ru. Так вы сэкономите время на работе с финансами и сможете потратить его на улучшение маркетинга.
В экосистеме click.ru также можно оплачивать все маркетинговые расходы: пополнять балансы рекламных кабинетов (в Директе, myTarget, VK Ads, Avito), контролировать расходы, сроки оплат и так далее. Не нужно составлять договоры, организовывать обмен документами и взаиморасчёты с десятками контрагентов. Всё можно сделать из одного окна в кабинете click.ru.
Возможность использовать инструменты бесплатно
Пользователи click.ru, зарегистрированные в партнёрской программе, могут получать вознаграждение до 18% в зависимости от объёма расходов на продвижение.
У начислений две части:
-
первая начисляется на бонусный счёт click.ru — средства можно вывести на счёт в банке, потратить на рекламу или покупку маркетинговых инструментов;
-
вторая начисляется на бонусный счёт маркетплейса — деньги можно использовать для оплаты сервисов.
Можно работать бесплатно с нужными инструментами просто за счёт ведения рекламы в экосистеме click.ru.
Набор зарубежных инструментов
С помощью маркетплейса click.ru можно оплачивать зарубежные сервисы. Например, Chatra, WordPress, ChatGPT, VistaCreate, Elfsight, MidJourney, Shutterstock. Список регулярно пополняется.
В среднем пользователи click.ru одновременно работают с 4 инструментами из маркетплейса. Бизнес с высоким рекламным бюджетом в среднем приобретает 12 сервисов. Так он может закрыть все актуальные задачи.
Рынок рекламы растёт, и вместе с ним растут инвестиции в маркетинговые инструменты. Их становится всё больше, и бизнесам становится нужна оптимизация оптимизирующих сервисов. Маркетплейс click.ru помогает не только навести порядок в работе с инструментами, но и пользоваться ими бесплатно.