Добавить свою заметку вы можете на этой странице.
Реальный налог на виртуальную реальность
Венгрия планирует первой в Европе ввести налог на Интернет. За каждый гигабайт пользователи должны будут заплатить в казну 150 форинтов – примерно 26 рублей. Планы правительства по наполнению бюджета вызвали многотысячные демонстрации протеста. В России к бедам венгров относятся со скрытым удовлетворением – мол, вот до чего довел вас Евросоюз. Хотя, как посчитала «Фонтанка», каждый работающий петербуржец, сам того не ведая, ежегодно де-факто платит около 750 рублей в год в виде особого налога на связь.
Против предложенных венгерским правительством фискальных мер выступили не только жители страны: комиссар ЕС по цифровой политике Нели Крус в интервью Financial Times назвала налог «разрушительной мерой для цифровой экономики страны»: «Венгрия и так отстает от среднего уровня Евросоюза по использованию Интернета, распространению широкополосного доступа».
Эффективная и выгодная реклама с сервисом от МегаФона
Широкий выбор рекламных каналов, более 100 параметров по интересам, подробная аналитика и другие возможности уже ждут в Личном кабинете. А еще кешбэк 100% за запуск рекламы в первый месяц и еще 10% — каждый месяц.
Сколько стоит «метр»
По замыслам венгерских чиновников, налог должны платить сами пользователи, а провайдеры выступают в роли сборщиков (налоговых агентов). За счет помегабайтной ставки ежегодно в казну планируется собирать до 20 млрд форинтов (65 млн евро). То есть каждый трудящийся житель страны будет дополнительно платить за связь примерно 15 евро, или 0,12 процента от среднегодового дохода. В пересчете на опять же среднюю зарплату петербуржцев это около 560-570 рублей в год (47 рублей в месяц).
Эксперты и участники рынка полагают, что взимание даже относительно небольшой суммы может привести не только к повышению цен. Например, провайдеры вынуждены будут отказаться от безлимитных тарифов – сейчас за 200-300 рублей в месяц по фиксированным каналам связи частный пользователь может скачивать хоть терабайты.
«На безлимитных интернет-тарифах сумма налога может исчисляться расчетным путем, в противном случае венгерским провайдерам, возможно, придется от них отказаться», – убеждены в компании «Дом.ru» («ЭР-Телеком»).
А вот технический директор LiveTex Сергей Ельцов не исключает, что безлимитные тарифы на Интернет могут превратиться в полубезлимитные. «Рассчитать фиксированный налог для них можно на основе среднестатистических значений по скачиванию трафика. Также в стоимость Интернета для конечных пользователей провайдеры скорее всего включат и расходы на биллинг. Этого можно избежать, если государство согласится возвращать провайдерам часть налога на внедрение дополнительных технологий для обсчета трафика», – говорит Сергей Ельцов.
В случае введения налога закроются и «халявные» сети Wi-Fi, которые сейчас доступны не только посетителям кафе, торговых центров и иных заведений, но и на улицах: «Уплачивать налог будет владелец заведения, в котором установлена точка доступа. Если это, конечно, ему выгодно. Либо доступ будет уже не бесплатный», – констатирует Денис Кусков, директор информационно-аналитического агентства TelecomDaily.
Альтернативный вариант – в тех же кафе подключение к Интернету и налог станут своего рода пунктом меню и будут включаться в счет (наряду с едой и напитками). Но в этом случае в России, например, владельцам заведений общепита придется получать лицензию оператора связи со всеми вытекающими немалыми расходами и обременениями. В том числе – обязанностью (
Единственный, кто, скорее всего, выиграет от налога на Интернет – обладатели авторских прав на кинофильмы и, возможно, музыку. Во-первых, скачивать такие произведения даже с бесплатных ресурсов станет немного накладно. Во-вторых, вряд ли останутся торренты: «В ситуации с файлообменниками платить налог должен будет пользователь – владелец компьютера, с которого скачиваются гигабайтные видеофайлы. Поэтому введение налога приведет к их полному закрытию», – убежден Андрей Рябых, генеральный директор компании WebMaster SPb.
Универсальное обслуживание
Между тем в России на самом деле налог на связь существует уже много лет – каждый оператор (телефонной или мобильной связи, провайдер и так далее) обязан перечислять 1,2 процента своего дохода на специальный счет Федерального агентства связи – в так называемый «резерв универсального обслуживания».
По данным Петростата, объем предоставленных в Северной столице услуг связи в прошлом году превысил 127 млрд рублей. Нетрудно сосчитать, что только за счет петербуржцев вышеуказанный фонд пополнился на 1,5 млрд. Или – 750 рублей в расчете на каждого работающего (таковых в нашем городе 2 млн человек). Это около 20 евро (по курсу прошлого года) – больше, чем хотят обязать платить куда больше зарабатывающих венгров.
По закону, «резерв универсального обслуживания» предназначен для субсидирования компаний, которые ставят таксофоны в удаленных регионах страны и оборудуют пункт коллективного доступа (ПКД) в Интернет (они открыты в почтовых отделениях, в том числе в Санкт-Петербурге). «На территории Российской Федерации всего установлено 148 302 таксофона и 20 847 средств коллективного доступа, обеспечивающих услуги по передаче данных и предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Скорость доступа, которую абонент получит через такую точку, должна быть не менее 10 Мбит/секунду», – рапортуют о результатах развития универсальных услуг в Федеральном агентстве связи.
Хотя подробный отчет свидетельствует о бессмысленности такой деятельности. В среднем по каждому установленному в рамках программы таксофону за весь прошлый год проговорили по 10-11 минут, а в расчете на один ПКД приходится 55 Мбайт интернет-трафика (то есть 150 Кбайт в день). Чиновники признают снижение спроса на «универсальные услуги»: «На сегодняшний день тарифы ПКД существенно превышают среднерыночные цены. Кроме того, падение доходов вызвано широким распространением Интернета на базе технологий 2G и 3G», – отмечается в отчете.
Всего же на ненужные компьютеры и таксофоны было выделено 14 млрд рублей. И игнорируя неутешительные результаты, чиновники пролонгировали договоры с уполномоченными содержать ПКП и таксофоны компаниями, не способными даже за счет субсидий поддерживать конкурентоспособные цены на свои услуги.
Отметим, что президент России Владимир Путин уже поддержал идею ввести специальный налог с выручки производителей программного обеспечения. Как и в ситуации с «резервом универсального обслуживания», за счет собранных средств планируется субсидировать конкурентов плательщиков – неких разработчиков отечественного софта. Такая практика позволяет участникам рынка скептически оценивать и даже пока мифическую идею появления российского аналога налога на гигабайты: «Без четкого понимания цели создания налога оценить эффективность механизма его внедрения довольно сложно. Как источник средств для обеспечения растущих объемов потребления интернет-трафика IT-инфраструктурой, налог является слабой мерой, поскольку с момента его внедрения до реализации конкретных инфраструктурных проектов могут пройти годы», – убежден Сергей Ельцов.
Источник: Fontanka.ru