Добавить свою заметку вы можете на этой странице.
IT-бизнес vs Кризис: как создать, сохранить, преуспеть
Кризис — время переоценки ценностей. Однако прятать голову в песок, пытаясь переждать трудные времена, – идея не лучшая. Напротив, в период кризиса можно добиться успеха и отвоевать место под солнцем. Главное – выбрать правильную стратегию развития. Какую? Советы предпринимателям дают директор продуктового департамента LiveTex Виталий Кондратьев и эксперты ФРИИ, Яндекс и других ведущих компаний.
Прорывные идеи: где взять?
Люди готовы платить за то, что принесет им пользу, решив их проблемы. Автоматизировать и ускорять бизнес-процессы, делать их более совершенными — к этому должны стремиться стартапы. Для того чтобы знать эти потребности, нужно, с одной стороны, наблюдать, а с другой — проверять свои гипотезы на ранней стадии.
Эффективная и выгодная реклама с сервисом от МегаФона
Широкий выбор рекламных каналов, более 100 параметров по интересам, подробная аналитика и другие возможности уже ждут в Личном кабинете. А еще кешбэк 100% за запуск рекламы в первый месяц и еще 10% — каждый месяц.
«Основные направления, которые могут взлететь в кризис – это переработка идей. Отбросьте все лишнее и начните где-то даже с нуля, выводя идею на новый уровень. Так проект сможет стать успешным, – рекомендует Виталий Кондратьев, директор по продуктам LiveTex. Например, если мы говорим о чатах, то речь идет о появлении платформы, которая агрегирует в себя все каналы коммуникации, чтобы потребители могли взаимодействовать с компанией в офлайне, на сайте или через мобильное приложение, через каталог или социальные медиа. Это модный тренд, связанный с юзабилити, с красотой и простотой использования».
Кризис – подходящий момент, чтобы экосистема подобных решений развивалась ускоренными темпами, потому что в это время компании могут легко отказываться от других сторонних поставщиков. По словам Виталия Кондратьева, сейчас для нестандартных решений, переворачивающих сознание, высвобождается место на рынке.
Не так страшен кризис… Для IT
Согласно прогнозам специалистов, IT-сфера пострадает в кризис менее всех других – в плане инвестирования, в отношении кадровых составов компаний и в разрезе развития отрасти вообще. В частности, востребованы будут SaaS-решения, которые помогают минимизировать издержки различных компаний, оптимизировать процессы работы и взаимодействия с клиентами и партнерами; при этом не требуют больших вложений и быстро приводят к результату. Это как раз то, что нужно в кризис.
Дмитрий Калаев, директор акселератора ФРИИ, отмечает, что несмотря на текущее положение дел в стране и кризис, объем инвестиций в IT-стартапы не изменится, однако поменяется подход к финансированию стартапов. Если раньше инвестор мог вложить деньги в стартап, конечный продукт которого мог ему просто понравиться, то сейчас все больше инвесторов занимают наблюдательную позицию, выверяя, кто будет конечный потребитель и какова будет рентабельность вложений.
Отметим, что в 2014 году ФРИИ инвестировал по 1,4 млн рублей в 120 проектов на ранней стадии, а также более десятка вложений в стартапы с суммой от 5 до 15 млн рублей, были к тому же и две более крупные сделки с инвестированием в 45 и 100 млн рублей.
Читайте также:Как LiveTex реализует антикризисную стратегию
Как формировать рынок
Тем, кто не просто выводит на рынок новую компанию, а запускает что-то принципиально новое, надо быть готовым к тому, что люди не просто не знают о вас, – они вообще не знают о таких продуктах или услугах. И помимо продвижения своей компании, вам придется продвигать саму сферу, а это затрагивает в первую очередь маркетинг и кадры. Что важно учитывать предпринимателям, которые намерены действовать в этом направлении?
-
Включенность в процессы и отслеживание не только потребностей ваших потенциальных клиентов, но и новых тенденций в обществе – это то, что поможет выйти в топ выбранной ниши. Ориентация на лучшие практики, выработанные на более продвинутых западных рынках, – тоже одна из стратегий, которая поможет стартапам понять, какой путь выбрать. Прорывные идеи нужны не только для запуска компании, но и для того, чтобы удержаться на рынке.
-
Вообще направления для развития – самые разные, и они всегда зависят от того продукта, который вы делаете: товар, услуга или решение. Например, если говорить о B2B, важно учитывать, на кого рассчитан продукт: средний, крупный, малый бизнес. Так что никакого универсального решения нет, просто нужна конечная цель – для чего вы работаете: создаете ли вы компанию для интеграции с более крупной, или чтобы продать этот бизнес, или чтобы развивать компанию еще 5-10 лет.
-
Маркетинг должен также стать одним из инструментов отстройки от конкурентов для вашей компании. Ориентация на разные секторы рынка определяет и разные системы ценообразования, и разные подходы к маркетингу, и различный уровень сопровождения клиентов. Например, за счет фокуса на более крупных клиентах система отвечает повышенным требованиям как к качеству продукта, так и к его надежности.
-
Очень важен вопрос кадров. Где искать специалистов? Так как в курсе основных событий только вы, вам приходится подыскивать просто умных и талантливых людей и обучать их. Так, обучение и воспитание своих специалистов зачастую становится принципом компаний, которые когда-то сформировали новый рынок.
Григорий Бакунов, директор по распространению технологий «Яндекса», полагает, что порой очень важен фактор дешевизны, и что дешевле – не значит хуже. По его мнению, сегодня особенно актуальны проекты, учитывающие несовершенство мира, фокусирующиеся на узкие ниши, а также ориентированные на развлечения и игровые механики, потому что в кризис людям хочется веселья.
-
Инвестиции. Брать деньги ради денег не должно быть самоцелью – это никуда не приведет, ведь, как известно, берем мы чужое, а отдаем свое. Инвестиции для подающего надежды стартапа нужно привлекать в первую очередь для достижения следующих целей: обеспечения роста, выхода на новые рынки, разработки нового продукта, смены позиционирования, поглощения других игроков. Соответственно, если вы не планируете ничего из вышеперечисленного, то привлекать инвестиции либо рано, либо вообще не имеет смысла.
Виталий Кондратьев: «Возможно, начать бизнес без инвестиций будет и не просто, но это не означает, что в фундаментальных трендах – SaaS, mobile, big data – что-то поменялось. Эти тренды пришли раз и навсегда. Если правильно выбрать нишу, то кризис может наоборот оказаться на руку стартапу, ведь IT – та сфера, которая позволяет заниматься бизнесом без глобальных инвестиций».
-
Если вы все-таки приняли решение привлечь инвестиции, не забывайте, что инвесторы мыслят, оценивая обстановку на 5 лет и больше, и временные проблемы в экономике не остановят их от инвестиций в лучшие на рынке компании. В кризис привлечение инвестиций будет менее доступным для менее качественных проектов.
Читайте также:Каким должен быть антикризисный маркетинг
Стоит ли запускать стартап в кризис?
Кризис уже серьезно повлиял на рынок, но его не стоит бояться. Все кризисы рано или поздно заканчиваются, а рискнувшие компании зачастую выигрывают. Яркие примеры на российском рынке: после кризиса 1998 года появился «Яндекс», в 2008 году открылся «Авито».
Принято считать, что начинать новый бизнес сейчас – решение близкое к сумасшествию. Однако эксперты рынка IT уверены: некоторым стартапам – самое время показать себя. Инвестор Аркадий Морейнс, в частности,считает, что у «новичков» даже есть преимущество:«Взрослые компании, работающие на целевых рынках, не будут вкладываться в развитие, их главная задача будет – обороняться, выстоять и удержаться. У нового проекта появляется шанс просочиться на целевой рынок через дырку в заборе обороны, ловить мышей никто особо не будет».
«Мне кажется, сегодня реально получить инвестиции у бизнес-ангелов. Главное — найти доступ к определенному кругу предпринимателей и грамотно донести до них свою идею, — уверен Владимир Бакутеев, СЕО LiveTex. — Для стартапа IT-сферы найти поддержку даже проще, потому что немногие бизнесмены старшего поколения разбираются в ней. В то же время они знают, что это перспективно. Не согласен с мнением, что в России мало инвесторов, готовых вкладывать деньги в проекты. На самом деле их много, просто к ним никто не приходит. Любой крупный предприниматель — потенциальный бизнес-ангел. Что для него значат пять миллионов рублей, если он столько же зарабатывает в месяц? У венчурных фондов получить деньги сложнее. Для этого сегодня нужно быть гением позиционирования. Кроме того, многие фонды неэффективны, поскольку у них небольшой капитал и мало сотрудников».
Главный совет – не паникуйте, поддаваясь обстоятельствам. Профи советуют: в кризис фокусируйтесь на качестве и делайте свое дело хорошо, мыслите стратегически и концентрируйтесь на том, что принесет финансовый результат в ближайшей перспективе.
Материал подготовлен LiveTex с использованием материалов SpbStartupDay.
Источник: http://blog.livetex.ru