Дарья Трунова: «В выигрыше окажется тот, кто раньше уловит тренды будущего»
Эксперт в маркетинге и бизнес-стратегии о том, как рекламной индустрии преодолеть кадровый дефицит.
Спрос на специалистов в сфере маркетинга вырос в 2,5 раза. Такие данные приводит аналитическая служба ресурса Авито Работа. Коллеги сравнили статистику за третий квартал 2022 и 2023 годов. Самыми востребованными оказались SMM-специалисты: предложений для них стало в 3,9 раза больше, чем в аналогичном периоде прошлого года. На втором месте маркетологи с приростом числа вакансий в 3,4 раза. Замыкают тройку лидеров менеджеры по рекламе с ростом предложений в 1,6 раза год к году.
Аналитики отмечают, что в дефиците оказались специалисты начального звена: ассистенты и младшие менеджеры. Как построить карьеру в маркетинге в том числе и начинающему специалисту? Ответ на этот вопрос в книге «Маркетинг с целью» дала Senior Manager Marketing в международной компании Дарья Трунова.
За 15 лет в FMCG-секторе Дарья сотрудничала с ритейл-гигантами российского рынка: X5 Retail Group, «Магнит», Metro C&C, «Лента» и другие. Обсудили с экспертом, почему возник дефицит кадров в рекламной индустрии, как его преодолеть и какие тренды в маркетинге сейчас являются ведущими.
— Дарья, как высококвалифицированный профессионал в сфере маркетинга с богатым опытом расскажите, откуда мог возникнуть дефицит кадров в маркетинге? Ведь это относительно молодая отрасль, к тому же очень популярная — у всех есть соцсети, и не прикасаться к маркетингу сейчас невозможно?
— Да, действительно, это одна из популярных профессий, и, на первый взгляд, кажется, что хороших коммуникативных способностей хватит для того, чтобы стать маркетологом.
«Прокачать» начальные навыки, занимаясь продвижением в соцсетях, конечно, можно, но это как поход к маме на работу: познакомиться с верхушкой айсберга профессии, с внешней стороной. Всему надо учиться.
Однако предприятия ищут и нанимают в первую очередь специалистов с опытом или ищут решение всех кадровых проблем в опытном управленце. Между тем компаниям, заинтересованным в решении кадровых вопросов на перспективу, необходимо набирать новичков без опыта, со знанием основ, и затем уже выращивать из них крепких, знающих специфику менеджеров по конкретным направлениям. Больше негде взять готового маркетолога, кроме как обучая его, что называется, на производстве, на реальных проектах.
— На протяжении 15 лет вы активно разрабатываете и внедряете новые инструменты для продвижения товаров, как вам удаётся постоянно самосовершенствоваться?
— Увлечённость своей работой — это даже в буднях находить что-то вдохновляющее, это спасает от выгорания.
Необходимо следить за новыми трендами в маркетинге, налаживать и поддерживать связи в профессиональном сообществе, обучаться новым навыкам, наращивать инструментарий. Я занималась планированием бюджета и продаж, логистикой и дистрибуцией, управлением собственной розницей, разработкой и внедрением новых механик и каналов сбыта продукции, работала над планированием и разработкой инновационных продуктов внутри команды маркетинга.
Сегодня я занимаюсь продвижением премиального пакета продуктов известных брендов в крупной международной компании. На протяжении всей своей карьеры я постоянно сталкивалась с различными ограничениями в реализации маркетинговых инструментов, что, с одной стороны, усложняет процесс реализации проектов, но, с другой стороны, стимулирует на то, чтобы пробовать что-то новое, экспериментировать, учиться на своих ошибках и в каждом новом проекте переносить весь свой багаж опыта для повышения эффективности своей работы. Но это не значит, что вершина достигнута: продолжаю совершенствование навыков и знаний в сфере маркетинга и управления крупными проектами, делюсь богатым опытом с профессионалами, помогаю начинающим специалистам.
— Вам принадлежит разработка уникальной методики запуска новых товаров, которая успешно работает. С её помощью один из новых брендов привлёк два миллиона потребителей. Что это за метод и как широко он может применяться?
— В маркетинге важен комплексный и системный подход, который я и продвигаю с помощью моей методики.
Я выводила на рынок инновационные продукты и новые категории товаров, под каждый проект разрабатывая уникальные механики и активации. Для этого я собирала информацию из различных источников: курсы, конференции, профессиональная литература. Собрав и обобщив все наработки, я разработала уникальный маркетинговый фреймворк. Применяя мою методику пошагово, маркетологи смогут достичь таких же высоких результатов, как удалось мне. Повторюсь, важно задействовать систему комплексно. Методику можно применять в очень широком спектре индустрий, безусловно учитывая нюансы и специфику своего рынка, товара или услуги.
— Вы подробно описали свою методику запуска новых продуктов в книге «Маркетинг с целью», и она уже стала новым стандартом продаж в одной из сфер товаров народного потребления. Благодаря чему это удалось?
— Я постаралась сделать книгу современным практическим пособием, собрав в ней проверенные практики, инновационные механизмы продвижения, международный опыт. В ней описан процесс разработки маркетинговой стратегии, анализа рынка, исследования специфических ниш, а также разработки новых категорий. Я раскрываю детали работы маркетолога по определению целевой аудитории, поиску потребительских потребностей, удовлетворению их путём разработки конкретных продуктов, разработке плана вывода продукта на рынок. Подробно разбираю каждый из его этапов от планирования бюджета до управления рисками.
Немало в книге информации о том, как развивать команду, как сотрудничать в кроссфункциональных проектах и многое другое.
Книга поможет моим читателям учиться на разнообразном опыте и результатах других специалистов, и тем самым избежать собственных ошибок, которые могут дорого обойтись.
— Благодаря вашим выдающимся успехам вас пригласили в оргкомитет Международной премии для успешных женщин Successful Ladies Awards 2023. Ваша экспертность помогла определить достойных. Насколько трудно было работать в этом проекте?
— Трудно было одно: определить самую достойную конкурсантку, когда достойны все. Очень много интересных, успешных проектов было подано на соискание премии. И это было очень ответственно.
Премия присуждается предпринимательницам за особые достижения в бизнесе, науке, спорте и творчестве как способ отметить самых ярких, как возможность их поддержать и помочь продвинуться в сфере их деятельности.
Я внимательно изучила более 350 заявок от претенденток на премию в категории «Бизнес», связанных с маркетингом и продвижением. И посчитала необходимым не просто оценить заявки, а дать каждой участнице обратную связь, помочь вырасти профессионально, расширить свой кругозор, узнать что-то новое, будь то актуальная литература, полезные сервисы для маркетинга или онлайн-сообщества единомышленников.
— Вы помогаете карьерному росту людей с инвалидностью, сотрудничая с общественной организацией «Перспектива» как наставник и член жюри конкурса «Путь к карьере», который она проводит. Насколько важно работать над социальной составляющей бизнеса?
— Общественная организация людей с ограниченными возможностями здоровья «Перспектива» была создана в 1997 году. У неё богатая история и большой опыт инклюзивных проектов. Сегодня она признана одной из ведущих организаций, развивающих инклюзию в России. Я регулярно участвую в её конкурсе как наставник, как член жюри, и считаю, что это взаимовыгодный социально-экономический проект, над которым важно работать бизнесу. И вот почему: я работаю с конкурсантами и этим помогаю им найти себя в профессии, найти призвание, источник стабильного дохода. Также они могут предложить маркетинговые идеи — как сделать мир товаров, услуг, сервисов более удобным для всех социальных групп. Социальная составляющая бизнеса важна для обеих сторон.
— Дарья, чего ждать в ближайшем будущем в сфере маркетинга? Каковы тенденции, какие направления вы назовете передовыми?
— Мне кажется, стоит оглянуться вокруг и поработать со смежными отраслями: SEO, например, с командами разработки, посмотреть, какие тренды набирают обороты в электронной коммерции. Не секрет, что потребители всё чаще и дольше взаимодействуют с мобильными устройствами, что торговые центры превращаются в досуговые центры, а не просто «увидел, выбрал и купил». Набирает силу маркетинг влияния, бизнес всё серьёзнее относится к понятию социальной ответственности. Этичность и прозрачность бизнеса становятся всё более важными для современного потребителя. Учитывая всё это,
компании начинают менять не только подходы к продвижению своего продукта, но и стратегии. Это не приносит результатов молниеносно, но в выигрыше явно окажется тот, кто раньше уловит этот сигнал из будущего.
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Ваши статьи присылайте нам на 42@cossa.ru. А наши требования к ним — вот тут.