Кому нужна digital стратегия или что вы едите на завтрак?
Еще до создания digital стратегии бренда необходимо изначально задать себе и компании два вопроса: каковы цели создания стратегии и кому она нужна? Если ответ на первый вопрос достаточно очевиден (количественные и качественные показатели отдельных проектов и в целом положение бренда на рынке после определенного времени), то ответ на второй вопрос может прийти не сразу. Решение есть: подумайте, что и зачем вы едите на завтрак, и ответ придет сам собой.
Многие компании стремятся создать стратегию развития бизнеса, доказывая тем самым, что бизнес перспективный и имеет шансы на успешное будущее. Эти же компании часто создают стратегии обоснованно, то есть их стратегии кому-то нужны и кем-то соблюдаются. Но мир меняется, меняются и стратегии:
- Мир рекламы меняется. Прямая реклама работает хуже, нужны новые форматы продвижения, отчего возникает больше неопределенности и еще большая необходимость в новых форматах продвижения;
- Мир брендов меняется. Цели в digital среде перерождаются из «хочу продвижение» на «хочу положительный эффект на бизнес»;
- Восприятие людей меняется. Происходит переход от восприятия рекламы к прямому обоюдному общению;
- И, наконец, критерии оценки меняются: от оценки единичного проекта до оценки его интегрированного эффекта.
Эффективная и выгодная реклама с сервисом от МегаФона
Широкий выбор рекламных каналов, более 100 параметров по интересам, подробная аналитика и другие возможности уже ждут в Личном кабинете. А еще кешбэк 100% за запуск рекламы в первый месяц и еще 10% — каждый месяц.
В этом неустойчивом мире стабильной остается и будет оставаться одна необходимость — необходимость в правильном завтраке. У полезного завтрака и современным пониманием digital стратегии есть кое-что общее:
- Осознанность (понимание того, что вы «едите» и зачем);
- Баланс (соблюдения баланса «полезных веществ»);
- Назначение (обеспечение энергией — вас или бизнеса).
Итак, кому же нужна такая digital стратегия, которая включает в себя вышеперечисленные параметры?
Для этого рассмотрим несколько ситуаций взаимоотношений между клиентом и агентством:
| «Хочу» | «Надо» |
| |
---|---|---|---|---|
Клиент | Что хочет клиент | Что клиенту действительно нужно | ||
Агентство | Что предлагает агентство | Что агентство должно предлагать |
1. Идеальный мир — вкусный и полезный завтрак
К этой ситуации, конечно же, нужно стремиться. Помните, что говорят врачи о полезном начале дня? Да, это залог его успешного продолжения. Так и с digital стратегией: если во взаимоотношениях с самого начала «надо» клиента совпадает с пониманием «надо» агентства, то разработанная digital стратегия имеет все шансы на ее успешную реализацию и эффективность результатов. Такая стратегия нужна в первую очередь, а еще она нужна вот этим игрокам бизнеса:
- Бренд — менеджеру, так как именно он в курсе всех активностей бренда и утверждает единую картину продвижения;
- Digital менеджеру, так как именно он является связующим звеном между production и недостаточной digital экспертизой;
- Всем тем, кто принимал участие в проекте со стороны агентства, т. е. присутствует интерес не только денежный, но и смысловой (почувствуйте разницу между «все работают над единой задачей/целью» и «все работают над единым заданием/целью», где первый вариант правильный).
Такой мир не является утопией, он становится реальностью, когда одна сторона мотивирует другую.
2. Когда желания не совпадают со здравым смыслом — ситуация № 2
Очень стандартная ситуация, к сожалению, когда «хочу» клиента превосходит все здравые смыслы. Такой подход приводит к:
- Неправильному распределению бюджета (например, печать брошюр с QR кодами и использование их там, где ЦА не знает, как ими пользоваться или, в принципе, не пользуется смартфонами);
- Несоответствию единой стратегии бренда (например, создание непринужденного общения в группе в vk.com, тогда как бренд в целом должен следовать эксклюзивному позиционированию);
- Искажению приоритетов: агентство имеет больший интерес предлагать дорогостоящую идею, которая по факту может быть не самой эффективной для бренда в долгосрочной перспективе.
Digital стратегия здесь не поможет и никому не нужна. Необходимо первично разобраться с проблемами внутри компании (зачастую третьей стороне виднее).
3. Когда вы хотите фаст-фуд и вам его рекламируют — ситуация № 3
Эта ситуация из серии тех, когда клиент недоволен работой агентства. Можете сказать, что это обычная ситуация, но это не совсем так. В данном случае нет правых — все следуют неправильным приоритетам, думая о своих «хочу», а не о здравом смысле (как клиент, так и агентство). Похоже на рекламу вредного фастфуда — она вездесуща и вы «ведетесь», не думая о последствиях.
Что происходит?
- Бюджетные рамки клиента и идеи агентства не находят друг друга;
- Между агентством и клиентом нет доверия, ведь каждый следует своим желаниям;
- Практически нет возможности прийти к единому мнению, засчет чего бренд стоит на месте. Можно провести аналогию с известной фразой, которая ни к чему обычно не приводит — «мы вам перезвоним».
И здесь digital стратегия не поможет и никому не нужна. Необходимо устранить недоверие, а лучший способ этого достичь — повысить компетенцию как клиента, так и агентства.
4. Когда фастфуда слишком много и вы не знаете, что выбрать — ситуация № 4
Это digital рынок России. Да простят мне агентства, но есть куда стремиться. Здесь возникает ситуация выбора лучшего из того, что не очень подходит в целом, по мнению клиента.
- В таких ситуациях главную роль играет случай, а не стратегическое развитие. Не правда ли так знакомы бесчисленные digital кейсы без конкретных положительных эффектов на бизнес? Хотя они сами по себе интересны и привлекательны;
- Мало экспертизы;
- Существует, тем не менее, высокая вероятность, что клиент и агентство придут к общему мнению, но слишком маловероятно то, что решение будет эффективным.
Как и с вредным фастфудом, просто не выбирайте его. Digital стратегия не нужна до тех пор, пока клиент не начнет работать с партнерами с высокой экспертизой (или достаточной).
5. Когда вы пытаетесь найти что-то полезное, но вам предлагают только фастфуд — ситуация № 5
Практически идеальная ситуация. Клиент знает, что действительно нужно для эффективного развития бренда, но просто не получает качественных предложений со стороны.
В данном случае digital стратегия возможна и может быть реализована при определенном контроле. Digital менеджер разрабатывает стратегию и обладает соответствующей экспертизой, сам выбирает, с кем работать, сам принимает решения и несет ответственность за результат.
6. Когда вы продолжаете есть фастфуд, хотя вам предлагают более полезный вариант — ситуация № 6
Ситуация, когда клиент не обладает digital экспертизой и не принимает ее со стороны. Не думайте, что в данном случае digital стратегия кому-либо нужна. Даже если и нужна, то работать эффективно она не будет.
На тему могут быть два критикующих мнения: «это все теория» и «где здесь digital». Но зная теорию, мы можем принимать правильные решения на практике. К сожалению, до сих пор распространен стереотип, что digital — это отдельная индустрия. Digital — это бизнес, а бизнес делают люди. Возможно ли игнорировать вопрос взаимоотношений?
Источник картинки на тизере: Memeburn