Маркетологи, практикуйте готовность к будущему
Прошло время, когда сайт можно было разрабатывать год или полгода курить стратегию развития, прежде чем приступать к действиям. Сегодня нужно делать все быстро, меняться часто и следить за потенциальной способностью инструментов к изменению. Надо только изменить подход к работе с принципа «повторения прошлого» на принцип «готовности к будущему».
- Сайт компании разрабатывается уже год, на бесконечных совещаниях блок на главной странице с обращением генерального директора компании передвигается на несколько пикселей влево и перекрашивается в красный;
- Контента для сайта как не было, так и нет;
- Когда стартует баннерная кампания, отчёты от агентства приходят раз в месяц и кладутся в стол;
- ROI не измеряется вообще;
- Новые инструменты запускаются по принципу «ой, все пробуют — значит, и нам надо».
Знакомая ситуация?
Сегодняшний бизнес безумно медлителен по отношению к тем возможностям, которые даёт цифровая среда. Это происходит, потому что маркетологи живут в стиле «шлифовки прошлого». Они думают:
Эффективная и выгодная реклама с сервисом от МегаФона
Широкий выбор рекламных каналов, более 100 параметров по интересам, подробная аналитика и другие возможности уже ждут в Личном кабинете. А еще кешбэк 100% за запуск рекламы в первый месяц и еще 10% — каждый месяц.
- Моё знание ограничено;
- Я не могу контролировать будущее;
- Я не знаю, какой инструмент сработает;
- Я делаю то, что раньше работало у меня или у многих других.
Пора осознать, что старый «водопадный» подход к рекламным кампаниям и, тем более, интернет-маркетингу, давно не работает. Сегодня скорость изменений такова, что нужно делать не то, чему тебя учили позавчера в университете, и не то, что ты вчера прочитал на Cossa.ru, а то, что будет удовлетворительно работать завтра.
***
Если вы хотите оставить далеко ваших конкурентов, достаточно всего лишь перестроить парадигму на «готовность к будущему»:
- Я изучаю принципы и ищу всё более глубокие;
- Я прогнозирую;
- Я постоянно пробую новое и анализирую результаты;
- Я делаю то, что можно быстро изменить (но «быстро» не значит «драматически»).
Чтобы вовремя попасть из точки А в точку В, необходимо три условия:
- Точно знать, где мы сейчас;
- Хорошо знать, куда мы движемся;
- Двигаться с достаточной скоростью.
Нельзя получить ничего нового, совершая одни и те же действия. Только постоянно двигаясь, ошибаясь и учась на ошибках, можно добиться мастерства.
Практика «готовности к будущему»
| Шлифовка прошлого | Готовность к будущему |
|
---|---|---|---|
Цели интернет-продвижения не сформулированы, а движение к цели не измеряется. | Руководство понимает, куда движется, все инструменты непрерывно измеряются, анализируются и корректируются. | ||
Cайт разрабатывается по «водопадной» модели длиной в год, с согласованием каждой правки дизайна с большой рабочей группой. | Цели фиксируются рабочей группой, разработка осуществляется итерационно, с постоянным выпуском версий (спринтами от недели до двух месяцев). | ||
Сайт разрабатывается под десктопы. Через год проваливается показатель конверсии с мобильных и делается мобильная версия. Через год, когда все носят Google Glass, делается версия для них. | Сайт разрабатывается по адаптивному подходу, базируясь на контенте и пользовательских сценариях, с возможностью просмотра на утюге. Визуальные и технологические решения подчиняются этому подходу. | ||
Результаты отслеживаются по изменению конечных показателей (в лучшем случае обращений, в худшем — продаж). | Результаты отслеживаются в нескольких ключевых точках на всей протяжённости «путешествия потребителя». | ||
SEO-подрядчик закупает ссылки и присылает ежемесячные отчёты, демонстрирующие рост (или спад) посещаемости сайта. | От SEO-подрядчика требуются постоянные предложения (и внедрения) изменений и измерение того, как они в итоге влияют на указанные выше показатели эффективности. | ||
Баннеры для рекламной кампании обновляются в лучшем случае раз в месяц, отчёты анализируются так же часто. | Баннеры генерируются в реальном времени, ставки на размещение также определяются в реальном времени по аукционной модели. Кампания непрерывно оптимизируется. | ||
Группы в социальных сетях созданы, «чтобы было», раз в неделю приходит отчёт по количеству лайков и шеров для постов со ржакой или котиками. | Происходит постоянный поиск инсайтов о потребностях потребителей. Обратная связь непрерывно анализируется, пробуются и отсеиваются новые темы, форматы, периодичность и время общения. | ||
Выбор новых инструментов происходит после посещения очередной модной конференции или после того как особенно настойчивый контрагент пробился на личную встречу и убедил в эффективности инструмента. | Из разных технологий, площадок или механик выбираются те, которые наиболее готовы к быстрым изменениям. |
Памятка маркетолога до 2020 года
1. Плохо сформулированные цели лучше, чем их отсутствие.
2. Быстрые и достаточно хорошие действия лучше, чем идеальные и долгие.
3. Измерение и аналитика — отец и мать онлайн-коммуникаций.
4. Из двух инструментов для решения одной задачи предпочтительней тот, в который можно быстрее вносить изменения.
5. За пределами зоны комфорта не страшно. И там есть печеньки.