Диджитал-панацея: как изменился рынок маркетинга фарминдустрии
Растет и российский коммерческий рынок лекарственных препаратов (ЛП): он вырос на 11% в 2020 году, составив 1127,8 млрд руб, по данным аналитиков DSM Group.
При этом рост рынка продолжится и в ближайшие несколько лет.
Сейчас фарма входит в топ крупнейших рекламодателей и находится на втором месте по объемам медиаинвестиций в традиционные медиа после категории «Еда и напитки». Рост рекламных затрат в фарме на традиционные медиа в 2020 году составил 9% в сравнении с 2019 годом. Радио показало рост в 15%, а ТВ — в 9%, по данным Mediascope.
В 2020 году на российском рынке фармы произошли изменения, которых бизнес ждал последние несколько лет: в мае правительство разрешило (и регламентировало) правила продажи лекарств в интернете. В октябре 2021 года фармкомпания Stada выпустила исследование, согласно которому 40% опрошенных россиян признались, что за последний год стали заказывать больше безрецептурных препаратов через интернет. Этот результат выводит Россию в лидеры по количеству лекарств, заказанных через интернет, среди всех стран — участниц опроса (среди которых Австрия, Бельгия, Чехия, Германия и т.д.).
В 2020 году объем препаратов, реализованных онлайн, составил 72 млрд рублей (рост 6,3%), но только 14 млрд из них — продажи по классической ecom-модели с доставкой препарата на дом.
При этом можно проследить рост интереса потребителей к покупкам лекарств онлайн. Например, в четвертом квартале 2020 года, по данным DSM Group, рост онлайн-продаж был значительно выше, чем в офлайне: так, в октябре онлайн-продажи выросли на 21%, хотя прирост продаж по всему рынку составил лишь 3%. В Москве онлайн-продажи растут быстрее и в конце прошлого года составили уже 17,6%, в то время как в регионах этот объем составил всего 6,2%.
В последующие несколько лет СберМаркетинг прогнозирует дальнейший рост онлайн-продаж в фарме, и основной источник роста e-pharma сегмента — это аудитория офлайн-аптек.
Раз продажи постепенно уходят в digital, то и маркетинговые бюджеты переходят вслед за ними. Усложняет положение демографическая ситуация, ведь потребители лекарств в России стареют. По данным Mediascope, общий объем аудитории потребителей лекарственных препаратов колеблется в районе 55 млн. Группа людей старше 60 лет составляет 27% от общего числа. При этом численность аудитории в возрасте до 60 лет с 2018 по 2020 год сократилась на 200 тыс. человек.
Все это приводит к тому, что маркетологи вынуждены по-другому смотреть на формирование медиамикса и разбавлять традиционные охватные коммуникации персонализированными креативами в интернете. До пандемии многие фармацевтические бренды как в России, так и в мире обычно запускали один продуктовый креатив на все сегменты, теперь же так делать не получится. Важно не только отражать УТП под каждую группу пользователей, но и показывать им релевантное сообщение.
Еще один важный тренд на рынке фармрекламы — контент-маркетинг. Прежде чем купить то или иное лекарство, люди ищут информацию о нем в интернете, а там зачастую много непроверенных и сбивающих с толку данных. Здесь есть шанс стать поставщиком верифицированного контента, что не только потенциально подстегнет продажи, но и увеличит доверие к бренду.
В продвижении рецептурных препаратов большое внимание следует уделять управлению репутацией в интернете (ORM). По данным сервиса Hootsuite, который специализируется на управлении социальными сетями, 42% пользователей ищут информацию о продукте в соцсетях прежде чем купить его. В исследовании Deloitte & Touche Agenсy говорится, что 99% интернет-пользователей в России изучают отзывы перед покупкой товара или услуги. При этом 63% пользователей ищут отзывы через поисковые системы, 37% — сразу идут на специализированные сайты-отзовики. И 47% пользователей не станут покупать товар с рейтингом ниже четырех звезд.
В ORM важен комплексный подход: работа с агентами влияния, мониторинг соцмедиа, управление поисковой выдачей, работа с отзывами на маркетплейсах и отзовиках.
Еще один инструмент ORM — посевы с нативной интеграцией препаратов без пометки «Реклама». Это могут быть посты, отвечающие на боли вашей целевой аудитории. Например, «Пять правил, чтобы высыпаться каждый день» или «Как пережить жару в городе», в которые интегрируется информация о препарате. Охваты таких рекламных кампаний могут достигать миллионов человек и не вызывать негатив у пользователей.
Ключевые темы на фармрынке
PharmEasy: ироничный взгляд на пандемийные трудности
Amazon Pharmacy: аптека из будущего уже здесь
На фармацевтический рынок вышел IT-гигант Amazon: в своих креативах компания делает акцент на удобство и экономию (денег и времени). Освободите время для общения с близкими, а лекарства доставит Amazon. За три недели с момента запуска ролик набрал 6,6 млн просмотров на YouTube.
Компания доставляет рецептурные препараты, упакованные для приема в определенное время. Рекламная кампания This is PillPack разбита на несколько роликов: в каждом из них клиент сервиса рассказывает о причине, по которой начал пользоваться PillPack, тем самым подсвечивая преимущества продукта. Ролики транслировались по ТВ и в интернете, за все время компания привлекла 50 тыс. постоянных клиентов.
1. Попробуйте новые форматы. Реклама рецептурных препаратов строго регламентирована, но можно подойти к решению задачи нестандартно. Например, сделать спецпроект, посвященный заболеванию, и залинковать в нем ссылку на страницу лекарства.
3. Agile-подход: ситуация на рынке может измениться в любой момент, а значит, первоначальная стратегия по медиамиксу и сами креативы будут требовать пересмотра прямо в поле. Надо быть готовыми переобуться на ходу, иначе бизнес понесет убытки.
4. Работа с контентом: чем больше в интернете непроверенной информации, тем больше спрос на верифицированный контент. Блоги, спецпроекты, лонгриды — все это поможет завладеть вниманием и доверием пользователей.
«В период пандемии для любого бренда фарминдустрии крайне важно взаимодействовать с целевой аудиторией постоянно, в течение всего года, выстраивая с ней доверительную коммуникацию. В этом смысле диджитал – один из главных каналов в медиамиксе. Продуктовые и пользовательские данные – вот два типа данных, которыми можно грамотно распоряжаться в этом канале. Выстроив работу с данными, можно существенно повысить отдачу от инвестиций в диджитал. Это позволяет сделать коммуникацию релевантной и персонализированной. И важный момент: рекламное сообщение должно быть полезным, а его тон — позитивным и легким», - рассказывает Ольга Конькова, руководитель направления Healthcare, СберМаркетинг.