Lifelong learning: зачем учиться, если уже нашёл работу?
Индустрии коммуникаций в России уже более 20 лет, при этом в самых восстребованных направлениях 0 (действительно 0!) дипломированных специалистов. Поразительно, но факт. Большинство экспертов, которые сейчас задают тренд всей индустрии – люди с не профильным образованием, которые шли к своему успеху долгим и тернистым путем собственных проб и ошибок, по крупице собирая знания в открытых источниках, международный опыт и оттачивали мастерство «в полях». Долгая и сложная история становления профессионалом, которая уже просто не может существовать в условиях современной моментально изменяющейся цифровой эпохи.
Наша индустрия полностью обновляется каждые два года.
Набор навыков, которые необходимы успешному коммуникатору, очень широкий — формирование контента, работа с целевыми аудиториями, управление обратной связью, формирование стратегии, создание интегрированных кампаний. Любая смена места работы или позиционирования своего бизнеса предполагает почти полное обновление компетенций и инструментария.
Чтобы оставаться востребованным и актуальным есть только одно решение. Необходимо постоянно учиться, обновлять инструменты и прокачивать новые компетенции, которые возникают перманентно. Опережать на шаг не только конкурентов, но и всю индустрию. Учиться необходимо. Непрерывно. В коммуникациях не может работать подход, при котором пять лет обучения в университете позволяют всю жизнь применять полученные компетенции. Чем монотоннее и определеннее работа, тем лучше с ней справляются роботы. От того все более возрастает привлекательность индустрии коммуникаций. Здесь ключевой ценностью всегда будет человек — с его интеллектуальными способностями, эмпатией, способностью к осознанной коммуникации, командной работе, творчеству. Lifelong learning — принцип, которому обязан следовать каждый успешный коммуникатор.
Можно читать книги успешных людей, проходить онлайн-курсы, посещать мастер-классы экспертов, получать дополнительное образование. Стратегий прокачки — множество. У каждой есть свои сильные и слабые стороны. Книги не требуют больших вложений, но дают лишь фрагментарное знание. Онлайн-обучение не предоставляет обратной связи и делает невозможным создание сообщества единомышленников, что является важнейшей функцией любой образовательной среды. Мастер-классы могут быть эффективными для решения одной конкретной задачи, но в текущем засилии псевдоэкспертов и множестве предложений по экспресс-курсам для генеральных директоров и другим массажам мозга, очень сложно выявить дейтсвительно качественный и полезный контент.
Во всем мире оптимальным способом обучения является дополнительное профессиональное образование. Но и здесь важно соблюдение трёх условий. Во-первых, студенты учатся не на абстрактных задачах и кейсах многолетней давности, а на живых проектах и актуальных брифах от реальных компаний. Во-вторых, преподаватели должны быть успешными практиками, которые обучают актуальным навыкам и инструментам работы. В-третьих, программы должны быть узконаправленными и максимально соответствовать текущему запросу, постоянно актуализироваться и обновляться. Опять же, чтобы не просто догонять, но опережать развитие индустрии. Востребованными сегодня являются компетенции в сфере цифровой трансформации, развития бренда работодателя, digital коммуникаций, корпоративных коммуникаций, event-маркетинга. Создавая школу MACS, мы ставили себе цель выполнить эти условия и достигли её.
Главным преимуществом дополнительного образования является погружение в индустрию. Только в этом варианте обучения студенты становятся частью профессиональной творческой среды. Не просто получают практические навыки, но и обмениваются опытом, существенно увеличивают свой социальный капитал, создают коллаборации. Взаимодействие с сообществом — важнейшая составляющая lifelong education для коммуникатора и самый первый способ оставаться up to date. В MACS мы учли этот аспект и создали профессиональное комьюнити студентов, преподавателей и партнеров школы — #продвинутые.
Все вышесказанное не отменяет остальных инструментов самообразования. Будьте в курсе происходящего вокруг, взаимодействуйте с окружающим миром, слушайте лекции по истории, литературе и искусству, изучайте языки, посещайте фестивали, следите за модой, повышайте личную эффективность. Все это поможет не только стать всесторонне развитой личностью с широким взглядом на мир, но и оставаться в тренде. Образовательном тренде.