Конец близко. Что делать, когда профессии «умрут»?
Профессия в дипломе — больше не гарант трудоустройства. Сегодня определяет вектор развития набор личных и профессиональных навыков. Что это значит?
В августе этого года крупнейшие мировые компании, включая Apple, Google, Bank of America, Starbucks, IBM разместили вакансии без требования о наличие диплома. На ряд позиций решающим фактором трудоустройства в мировые гиганты стала не профессия, которой документально владеет человек, а набор личных и профессиональных навыков.
Надежда Макова, директор Московской школы коммуникаций MACS рассказала, что это значит для нас глобально и локально?
1. Это не больно, но неизбежно.
Технологический прогресс человек всегда встречал с опаской. Любые кардинальные изменения настораживают и вызывают отрицание. Паровой двигатель и электрическая лампочка в своё время тоже казались «началом конца», однако стали неотъемлемой частью жизни. В начале XXвека 75% населения России были заняты в сельском хозяйстве. Спустя столетие,эта доля сократилась до 10%. 100 лет назад технологии помогли человеку механизировать труд, 50 лет назад началась автоматизация управления процессами, сегодня — человек стремится улучшать качество продуктов, работать с большими данными и минимизировать воздействие на окружающую среду. Именно социальные вызовы подталкивают мир к изменениям, а вовсе не иначе. Любые технологические изменения появляются с одной целью — упростить нашу жизнь и сделать ее комфортнее. Примером может служить израильский стартап EdgyBees, чьё приложение First Response с помощью технологий дополненной реальности (AR) позволяет существенно повысить осведомленность при первой помощи в чрезвычайных ситуациях, накладывая 3D картографирование и другие аналитические данные на потоковое видео, получаемое с дронов, самолетов и автомобилей, а также камер и датчиков, установленных на костюмах и шлемах спасательных команд.
2. Креативный = человеческий.
Согласно исследованию McKinsey, 60% сегодняшних профессий уже автоматизированы на 30%, прогноз по глобальной автоматизации рабочих мест составляет 50%. Что же будет делать эта половина человечества, оставшаяся «не у дел»? Спасение очевидно — креативная экономика — 11 индустрий (по определению ООН), одна из которых кстати software development & interactive content (те самые ai и машинное обучение). Эти 11 индустрий креативное экономики оказывают влияние практически на все бизнес- и технологические процессы в современном мире, а также, все отрасли промышленности — от обороны до сельского хозяйства, от космических исследований до высокой моды. По оценке E&Y глобальный доход креативных индустрий в 2017 году уже превысил 3% от мирового ВВП, и этот показатель прогнозируемо будет расти. Задача технологий — автоматизировать рутину, освободить время и энергию человека от механической работы, чтобы направить её на создание и творчество. Развитие экономики не просто отбирает рутинную работу, но создаёт новые места и целые отрасли. Прогрессивная технология — тот же инструмент, на котором человеку просто необходимо научиться «играть». Сотрудники, чьи рабочие места займут роботы, будут проходить профессиональную переподготовку, а креативный сектор станет основной точкой приложения человеческого потенциала. Вскоре, термин «креативность» и вовсе станет прямой ассоциацией с понятием «человечный», «созданный человеком». И тем, кто хочет быть востребованным и воспользоваться необъятными возможностями цифровой реальности, следует быть готовыми к трансформациям: технологичным, профессиональным и, конечно же, личным.
3. Профессий больше нет.
Посмотрите на любом рекрутинговом портале описание 10 вакансий, например, «директор по маркетингу» или «PR-менеджер» 10 разных компаний. Вы удивитесь, насколько будут разниться требования и список компетенций. Хотя название должности везде одинаковое. О чём это говорит? Прошло то время, когда можно отсидеться пять лет в ВУЗе, получить «корочку» и всю жизнь почивать на лаврах у одного и того же работодателя. Забудьте. На первое место в гонке востребованности выходит личный набор навыков и компетенций — skill set, который навсегда сменит понятие «профессия». Уже завтра мы не будем спрашивать детей «кем ты хочешь стать, когда вырастешь?». Нам будет важно, чем им нравится заниматься, и что они хотят создавать, каким человеком они хотят стать. Актуальные личные и профессиональные навыки, soft- и hard-skillsсоответственно, уже сегодня определяют фактуру эксперта и являются фундаментом его профессиональной жизни. Определяющими компетенциями станут те, которые невозможно автоматизировать или синтезировать искусственно: адаптивность к изменениям, обучаемость, креативность и гибкость мышления, способность договариваться, командная работа. Мы этого пока не замечаем, но уже сейчас профессиональное развитие человека напрямую зависит от того, какие краски есть в его палитре и как часто он её обновляет. Карьерная траектория = учебная траектория. Помимо hard- и soft-, существуют ещё heart skills, о которых пока довольно мало говорят. Но именно они являются основополагающими для новых отраслей и специальностей ближайшего будущего: принятие различий, эмпатия, коммуникативные навыки, работа с кризисом, индивидуальный подход, управление эмоциональным интеллектом. Эти heart skills могут кардинально трансформировать, например, отрасли HR или employer branding. Появятся целые новые направления в HR секторе — защита от стресса, перегруженности большим количеством данных, социализация человека в цифровой эпохе. Секрет профессиональной востребованности ближайшего будущего довольно прост — постоянное обновление и актуализация индивидуального набора навыков и компетенций через обучение.
4. Где меня научат?
Несмотря на действительный бум на образовательные проекты в последнее время, единицы уделяют должное внимание разработке эффективного образовательного процесса, академическому качеству программ и развитию не только профессиональных компетенций, но и жизненно важных soft skills. Система обучения должна меняться параллельно эмпирическим изменениям в экономике: она должна быть гибкой, персонифицированной и синтезированной. Традиционное понимание системы «учитель-ученик», понятия «лекция», «оценка», экзамен» — всё это уже неактуально, потому что неэффективно. В подтверждение приведу успешную образовательную практику School 42 в которой нет преподавателей, расписания, дедлайнов, студенты учатся друг у друга, оценивают проекты друг друга, создают совершенно новое, без рамок и ограничений. Еще одна иллюстрация — Minerva Project в Сан-Франциско, уникальная образовательная инициатива, которую уже окрестили «Гарвардом нового времени», одним своим существованием подрывающая все столетние устои «Лиги плюща». Студентов здесь обучают профессиям, которых еще нет, обучение ведётся онлайн, но все студенты живут вместе в одном кампусе, который каждый триместр переезжает в столицу новой страны. Ключевой акцент на формирование у студентов «привычек ума» — критического и творческого мышления, эффективного общения и взаимодействия человека с любой внешней аудиторией, включая машинную. Этим базовым наукам, которым у нас традиционно не учат вообще, здесь посвящен весь первый год обучения. Перед образовательными проектами стоит важная задача — адаптировать процесс и содержание обучения под эмпирические изменения. Необходимо постоянно анализировать рынки труда, социологические изменения, культурные и технологические тренды, разрабатывать не просто «хайповые», а опережающие прогресс учебные программы, ориентированные на взрослых студентов. Важно делать акцент на партнерских отношениях между университетом и бизнесом. Погружать студента в индустрию с первого дня обучения. Именно такая система лежит в основе школы MACSи всех школ университета креативных индустрий Universal University.
Мир меняется. Тысячные штаты сотрудников будут заменятся «виртуальными» — профессионалами на фирилансе, разбросанными по всему миру. Работа станет в большей степени проектной в глобальных командах. Люди будут работать не с тем, что уже есть, а с тем, что могло бы быть. Только постоянное развитие и прокачка навыков позволит остаться на плаву в этом новом мире неограниченных возможностей. Конкурентоспособными останутся те, кто будет развивать свои человеческие качества, расширять индивидуальный skillsetи приспосабливаться к непрерывному процессу обучения, не просто шагая в ногу со временем, но и опережая его как минимум на 2 шага.