Охота за креативом: как и где «поймать» идеи?
Креативить может каждый, но не каждый может делать это круто. Как не остаться в рамках кампаний “Новинка! 2 покупаете, один в подарок!”? Какое чудо заставит подходить к каждому брифу с горящими глазами? Что поможет достучаться до ума и сердца своей аудитории? Ответ прост — смотреть вокруг, смотреть туда, куда еще не заглядывал, да и вообще почаще и побольше смотреть на мир, и что в нем происходит.
Как стоит смотреть, чем точно стоит наполнить свой визуальный и культурный багаж, а также как это поможет бедному художнику стать во всех смыслах богаче, рассказали мои коллеги в J. Walter Thompson, эксперты креативного рынка — София Вайнштейн, руководитель креативной группы, и Сергей Симов, Head of Digital агентства J. Walter Thompson.
Принцип #1: Голодный
Самое базовое, что нужно воспитать в себе — голод. Желание насытить себя чем-то новым должно стать базовой потребностью для человека из мира креатива. Возьмите пример с современных подростков. Они пропускают через себя терабайты моды, музыки, искусства. В культурном плане они пробуют и миксуют все со всем, не привязываясь к чему-то одному. Они голодные. Будьте как они.Принцип #2: Подслушанный, подсмотренный
Все время затыкаете уши любимой музыкой или интересным подкастом? Время снять наушники. Как заметил один внимательный слушатель, жизнь интереснее кино и рекламных роликов. Иногда стоя в очереди в “Пятерочке”, можно услышать инсайтов больше, чем на брифинге. Услышать то, что потом ляжет в основу большой идеи или слогана. Услышать свою любимую аудиторию 18-55.«Последним открытием для меня стали “Legion”, “American Gods”, “The Marvelous Mrs. Maisel”, “Strange things” и “This is us”. Первые 2 — абсолютные шедевры арт-дирекшена, остальные — пример того, как банальные сетапы можно развернуть так, чтобы человек не мог оторваться от экрана несколько сезонов и нетерпеливо вилял всем телом в ожидании новых. Так что, просмотр качественных сериалов — обязательное «упражнение» для всех креативщиков», — София Вайнштейн, руководитель креативной группы агентства J. Walter Thompson.
Совет для тех, кто работает с видео или мечтает создавать рекламу: регистрируйтесь на Vimeo, подписывайтесь на топовых операторов и режиссеров, изучайте их кейсы и обязательно следить за тем, что лайкают и смотрят — те, кто задают тенденции и создают лучшее на рынке.Принцип #3: Социальный
Рекомендации для тех, кто прирожденный Федор Михайлович, мы выделили отдельным блоком. А сейчас совет для тех, кто заставляет себя писать, вымучивая каждое слово, кому сложно написать лайкособирающий пост даже в собственный Инстаграм, не говоря уже о емких и несущих смысл презентациях. Вот вам совет из рубрики “невероятное, но очевидное”: пишите много и интересно, пишите мало, но круто, просто пишите.Принцип #4: Запоминающийся
Идею судят по обложке. Какой бы крутой ни была ваша концепция, если вы не сможете зажечь ей других, она не уйдет дальше слайда презентации. Такова рекламная жизнь, реалии рынка и особенно тендеров.Принцип #5: Технологичный
«Креатив и технологии сегодня неразделимы друг от друга. Несмотря на то, что существуют специально обученные специалисты вроде стратегов или digital-менеджеров, креаторы также должны разбираться в этом вопросе, чтобы понимать, какими возможностями они обладают, и предлагать актуальные решения», — Сергей Симов, Head of Digital агентства J. Walter Thompson.
С чего начинается добротный креатив? С исследования и сбора информации. Одно из жизненно важных умений креативщика — легко находить нужные референсы, материал для контента, картиночки для презы и тому подобное, не затратив уйму времени. Для облегчения креативных исканий ежегодно создаются сервисные обеспечения, платные и бесплатные приложения и программы, оптимизирующие весь контент и рекламные кабинеты воедино.Принцип #6: Интересный
В крутом креативе больше пота и слез, чем творчества. Поэтому всегда приятно иметь творческую отдушину на стороне. Совсем не важно, в чем она будет выражаться: уличная фотография, музыка на модульных синтезаторах или валяние марвеловских героев из войлока. Важно, чтобы вы могли творить все, что считаете нужным без рамок брифа и шквала комментариев. Так у вас будет меньше шансов выгореть и возненавидеть некогда любимую профессию, а также прибавиться источник вдохновения и нестандартных идей.Принцип #7: Огненный
Первое, на что обращают внимание креативные директора — огонь в глазах. И его стоит поддерживать, если хотите задержаться в креативном мире. Не спасет даже блестящее портфолио, когда взгляд говорит только о безразличии и желании получить побольше денег.Принцип #8: Совместный
Сейчас самое время для коллабораций в индустрии. Российский рынок накопил уже опыт, которым можно поделиться. Умные агентства так и делают: специалисты обмениваются опытом, вместе реализуют проекты, «штурмят».
«Пусть и банально, но такие возможности помогают тебе вырваться из привычной обстановки и зоны комфорта к новым задачам, стимулируют сменить ориентиры и фокус внимания. Когда ты оказываешься среди незнакомых тебе людей, то смотришь на многие привычные вещи иначе, а чужой опыт часто становится тем самым недостающим кусочком пазла, который ты искал, чтобы перейти на новый профессиональный уровень», — Сергей Симов, Head of Digital агентства J. Walter Thompson.
«Полина Забродская как-то написала пост о конкуренции агентств внутри одной страны и том, как это нелепо. Потому что конкурировать нам надо с внешним рынком, а внутри страны развивать сотрудничество и создавать синергию. Сегодня рынок сильно меняется и я рада, что развивающееся партнерство не только усиливает общую экспертизу наших специалистов, но и укрепляет позиции российской рекламы и креатива на мировом рынке», — София Вайнштейн, руководитель креативной группы агентства J. Walter Thompson.
Вместо заключения делимся списком полезных ресурсов, которые стоит читать рекламщикам и креаторам, а также напоминаем, что расширение кругозора, навык презентации, знание технологий и ориентация на «цифры» позволит вам долго и эффективно работать в рекламной индустрии с огнем в глазах.Adweek.com — один из самых полезных платных ресурсов. Любимая рубрика Ad of the Day: ребята делают достойную подборку актуальных и ярких креативов со всего света. Также, полезная рубрика Digital, в которой собрано много уникальных материалов о последних разработках. Совет — предлагая их клиентам, проверьте доступны ли эти технологии в России.
Behance.net — удобный инструмент для поиска референсов, мониторинга архивных фестивальных кейсов в области печати и digital, платформа для поиска фрилансеров на проекты, а также подсказка, что зарубежные агентства уже сделали для ваших клиентов.
Nowness.com — незаменимый источник вдохновения с точки зрения арт-дирекшена, режиссуры, операторского искусства и фешн-съемок.
Лайфстайл издания, в которых полезно смотреть с точки зрения «продуктовых» съемок и мониторить на предмет трендов, острых тем и актуальных социальных веяний:
- Blueprint.ru
- Buro247.ru
- Be-in.ru
- Dezeen.com
- Hype beast.com
- Ignant.com
- I-d.vice.com
- Vice.com
- Trendland.com
- Anothermag.com
Полина Забродская — пожалуй, самый интересный человек в русскоязычной индустрии. Глубокое осмысление как происходящего внутри рекламной индустрии, так и выводы человека, который вырвался из постсоветского пространства и научился заново собирать свою жизнь и быт зарубежом.
Примеры того, как нужно писать в социальных сетях. Да и в принципе писать: Ира Зверева, Андрей Подшибякин, Владимир Гуриев, Лена Ванина, Рома Супер, София Багдасарова.
Отраслевые издания — гигиенический фактор:
- Sostav.ru — последние новости о кейсах, конкурентах и персоналиях, о которых нужно знать, чтобы поддержать small talk в лифте;
- Vc.ru — оперативно, содержательно, удобно;
- Cossa.ru — очень нравится их формат локализованных дайджестов — хорошо структурированные выжимки из актуальных англоязычных текстов для тех, у кого мало времени или проблемы с английским.
А также:
- Ad Age;
- AdIndex;
- HotDigital;
- Digital Trends;
- HubSpot;
- Mashable;
- Techcrunch;
- The Next Web;
- Warc News;
- Inc.com;
- TED;
- Google Trends.
YouTube-канал Kurzgesagt — In a Nutshell — редкий союз образовательной содержательности и потрясающей наглядной визуализации. Подписывайтесь и ставьте «колокольчик», не задумываясь!
Telegram-каналы:
@Маствотч и @Мастриды — два канала с говорящими названиями от одного и того же автора, с которым мы, очевидно, на одной контентной волне — нам «заходят» абсолютное большинство его рекомендаций;
@Интернет-аналитика — цифры, исследования, доклады, презентации — терабайты полезной информации;
@addmeto — авторский канал одного из топов “Яндекса” Григория Бакунова, который бережно фильтрует и интересно преподносит важные IT-новости;
@TechSparks — канал директора по стратегическому маркетингу “Яндекса” Андрея Себранта.