Задизайнено без дизайнера
Но бывают такие ситуации, когда дизайнера еще нет, уже нет или случайно нет поблизости. Тогда приходится создавать креативы своими силами, благо, сейчас для этого есть много приложений, которые львиную долю работы берут на себя. В принципе, считает Иваныч, какое-то время существование агентства без дизайнера возможно, но крайне непродолжительное.
В этой статье видный маркетолог Борис Иваныч расскажет, зачем нужен дизайнер, если есть приложения, когда нанимать специалиста на фриланс, а когда в штат, и нужно ли дизайнеру учиться в ВУЗе.
Высшее образование: за или против
Если говорить про работу в агентстве, которое хочет создавать для клиентов креативы высокого уровня, а также постоянно расти в количестве и качестве заказчиков, то и рисовка клиентам понадобится соответствующая. Конечно, делать stories для соцсетей может и контент-менеджер, благо сейчас для этого приложений с шаблонами хоть отбавляй. Но сделать что-то оригинальное, креативное, анимированное или 3D и на принципиально другом уровне, — все это грамотный дизайнер создаст намного качественнее. Если он этому учился.
Галина Ускова (дизайнер в digital-агентстве Freud): «Я вообще за то, чтобы на дизайнера учиться. То есть все 5-7 лет, а не краткосрочные курсы иллюстратора закончить. Я говорю это, как человек, отучившийся по специальности 6,5 лет и работающий дизайнером 9 лет».
Высшее образование в сфере дизайна учит не только базовым вещам, типа истории искусства и культуры, колористики, композиции и проч., но и общению с будущими клиентами. Что зачастую даже важнее теоретических знаний. Поскольку многие дизайнеры по натуре своей интроверты, им бывает нелегко коммуницировать с большим количеством людей, продавать себя, выслушивать критику или жестко отстаивать свою точку зрения. А университет как раз адаптирует будущих дизайнеров к миру будущих экстравертов-заказчиков. Потому что в ВУЗе тебя и так поправляют, критикуют, заставляют переделывать макеты, а иногда и разбивают на группы для совместной работы.
Конечно, можно быть дизайнером и после курсов, поскольку опыт многое поправит, нужно только его получить. Но все же глубину образования никто не отменял.
Часто дизайнеры-интроверты только и делают, что сидят у своего ноутбука, проходят какие-то курсы и давай фрилансить. Потом приходят в офис и в обморок падают от того, что им макет при клиенте надо делать. А такое бывает. Это напрягает, конечно, но все мы живем в социуме и дизайн делаем для людей. Поэтому из-за компьютера нужно иногда вылезать, общаться с заказчиком или менеджером, который контактирует с клиентом. А для начала лучше в институте научиться общаться с людьми.
Фрилансер и штатный специалист
После начала пандемии и тотальной работы из дома маятник качнулся в другую сторону и отношение к фрилансу сильно поменялось. Уже почти никто не считает, что фрилансер — это бездельник, который прокрастинирует дома и получает деньги за лежание на диване. Многие дизайнеры действительно работают на фрилансе: так меньше контактов с людьми, деньги на дорогу тратить не нужно, общаться можно в рабочих чатах, никто не дергает ежечасно, как в офисе. Но, разумеется, нельзя ставить знак равно между фрилансером и дизайнером, который работает в штате агентства.
Галина Ускова (дизайнер в digital-агентстве Freud): «Дизайнер в штате многократно вовлеченнее в процесс работы агентства. А еще он может сделать что-то супер-срочно прямо сейчас (или еще вчера). К тому же задачу, которую коллеги только что обсуждали в офисе, ему проще понять и быстрее сделать.
В общем, можно обойтись и фрилансерами, это дело вкуса. Но, на мой взгляд, для digital-агентства эффективнее иметь своего дизайнера в офисе, а не на удаленке».
Также многие владельцы бизнеса считают, что дешевле нанять дизайнера в штат, платить ему ставку и быть спокойным, что он определенный пул задач закроет. На фриланс зачастую есть смысл брать специалиста, если необходимо разово разработать какой-то тестовый креатив или логотип, чтобы проверить гипотезу, «зайдет» ли в принципе такой дизайн аудитории или нет.
Да и для клиентов чаще дешевле обратиться в агентство, где уже есть штатный дизайнер, а не отдельно заказывать у специалиста-фрилансера по 12 макетов постов в месяц. Как минимум, это будет значительно дороже. Потому что один макет может стоить порядка 2 000 - 5 000 руб. А если заказчику нужны креативы на постоянной основе, то обратившись в агентство, он не только сильно сэкономит, но и получит определенные гарантии.
Дизайнер vs приложения
Дизайнер нужен в то же агентство хотя бы потому, что макеты используют не только в соцсетях. В них, в зависимости от целей и задач клиента, действительно можно создать визуал для поста или stories без специалиста, используя приложения типа Canva, PicsArt, VSCO, Unfold, Instories и проч. Но для рекламных макетов для таргета или баннеров на сайты без дизайнера не обойтись. Иначе на выходе рискуете получить совсем не то качество, которое ожидает клиент.
Галина Ускова (дизайнер в digital-агентстве Freud): «У меня вот на одной из прошлых работ решили не привлекать дизайнера. Хватило их на 2 недели. Для ведения аккаунта какого-нибудь условного мастера ноготочков можно обойтись без дизайнера, а агентству — точно нет. У этого специалиста слишком широкий пул задач для этого, он может и дизайн сайта сделать, и баннеры для клиента отрисовать, и креативы для таргета, и красивую презентацию с коммерческим предложением для клиента».
Благодаря приложениям профессия дизайнера действительно стала доступнее и немного проще. В приложениях есть много качественных макетов, шрифтов и цветов, и кто-то может хорошо сделать все с помощью них. Дело скорее в уровне дизайна, который нужен клиенту. Всегда будут заказчики, которым хватит уровня шаблонного дизайна из Canva или другого приложения, и это нормально. Но никто не отменяет крупные бренды, для которых дизайн будет играть едва ли не главную роль. В таких случаях ни о каких шаблонах не может идти и речи. Только профессиональный дизайн, только хардкор.
Делай только то, что тебе нравится. Иди в дизайн по любви.