«Подружить» дизайнеров, или за что отвечает дизрел в Газпромбанке
На рынке ИТ есть профессия деврел — это специалист, который выстраивает взаимоотношения с разработчиками. Компании обычно нанимают таких специалистов для того, чтобы они помогали создавать комфортное взаимодействия внутри IT-команд (например, создавать и продвигать сообщества, организовывать митапы), а также продвигать бренд работодателя. Со временем в таких специалистах стали нуждаться и другие отделы компаний. У нас в Газпромбанке стали формироваться разные диджитал-сообщества, включая дизайнерское. Именно поэтому и появился свой дизрел. По аналогии с деврелом, он выстраивает отношения внутри дизайн-команд банка и помогает продвигать HR-бренд. Дизрел в Газпромбанке Эмилия Евреинова рассказала, что входит в ее обязанности, и какими качествами нужно обладать, чтобы стать таким специалистом.
Кто такой дизрел и когда эта профессия появилась в Газпромбанке
Термин дизрел образован от designer relations, «отношения с дизайнерами». Идея заниматься этим направлением возникла в банке около года назад.
Все задумывалось для того, чтобы объединить 80+ дизайнеров из 8 команд, которые работают в разных департаментах банка и практически не пересекаются, в большое дизайн-сообщество. Такое профессиональное комьюнити имело несколько стратегически важных целей, направленных на развитие условий работы дизайнеров внутри банка:
- Обмен знаниями, опытом, развитие скиллов. Мы понимали, что повышая компетентность дизайнеров, повышается и качество дизайна в целом, и личный профессиональный рост имеет критически важное значение.
- Поддержка консистентности бренда – идентичности в дизайне во всех направлениях, формирование общих дизайн-стандартов и понимание стратегии каждым сотрудником дизайн-команд.
- Снижение изоляции и улучшение коммуникации. Когда есть комьюнити, каждый сотрудник понимает, куда можно обратиться за советом и помощью.
Также комьюнити помогает продвигать HR-бренд Газпромбанка среди других дизайнеров и привлекать в команду крутых специалистов. Например, совместно с HR-специалистами мы собрали аналитику: для многих дизайнеров, которые недавно устроились к нам, наличие комьюнити сыграло важную роль при выборе работодателя. Потенциальные сотрудники понимают, что сообщество – это не только безопасная среда для общения и самовыражения, это возможность для роста, возможность продемонстрировать свою экспертизу.
Эмилия Евреинова, дизрел в Газпромбанке:
Если говорить глобально, дизрел помогает дизайнерам не только получать знания, но и делиться своими компетенциями, опытом и эмоциями. Я помогаю дизайнерам выстраивать коммуникации как внутри команды, так и между подразделениями. А также стараюсь следить за психологическим фоном внутри команды.
Опыт и роль дизрела в команде
Эмилия Евреинова, дизрел в Газпромбанке:
Я — первый и пока единственный дизрел в банке, работаю в департаменте маркетинга. Однажды мы поняли, что для повышения эффективности работы важно создать и поддерживать дизайнерское сообщество. Многие работают удаленно, поэтому даже дизайнеры одной команды не всегда были знакомы вживую. Они не знали, чем занимаются коллеги в других направлениях из своего же подразделения, не говоря уже о дизайнерах из других департаментов.
Изоляция в период пандемии мешала выработать общий стиль работы — у дизайнеров был разный уровень скиллов и понимания задач. Как оказалось, опытные дизайнеры были готовы помогать начинающим коллегам, надо было лишь наладить коммуникацию.
- Начни с себя. Сближение внутри одной команды
Работу над выстраиванием комьюнити начали с бизнес-игры, для которой собрали офлайн одну из самых многочисленных дизайн-команд — из департамента маркетинга. Им предстояло разделиться на группы, чтобы вместе решить нетривиальную рабочую задачу, а в процессе — познакомиться. Это особенно важно, учитывая, что многие видели друг друга впервые.
Эмилия Евреинова, дизрел в Газпромбанке:
Игра была направлена на сплочение коллектива: в процессе ребята вместе добивались целей, выдвигали лидеров, учились договариваться. Нам хотелось, чтобы коллеги смогли сблизиться, осознать важность взаимной поддержки и помощи в нужный момент, а также почувствовать ответственность за итоговый результат. После игры дизайнеры начали чаще обращаться за помощью и советом к коллегам, больше вникать в работу друг друга.
- Заинтересуй. Общее обучение, на которое пригласили всех дизайнеров банка.
Позже состоялся первый митап с внешним спикером, преподавателем Высшей школы экономики Данилой Шорохом. Тема — «Дизайн новой реальности. Как адаптироваться?». На событие пригласили всех дизайнеров банка.
- Вовлекай. Знакомство всех команд.
Первое глобальное мероприятие прошло 30 мая 2023 года — «Дизайн завтрак. Знакомство всех команд банка», на котором каждая дизайн-команда банка могла рассказать о своих специалистах и задачах, с которыми работает.
Эмилия Евреинова, дизрел в Газпромбанке:
Дизайнеры знакомились, делились примерами своих работ, рассказывали о функционале. Здесь каждый увидел и узнал, как много у него в банке талантливых коллег-дизайнеров.
Формат больших встреч всем понравился, и они стали регулярными. Например, на одном из общих митапов выступал директор по стратегии маркетинга, где рассказывал о роли бренда в позиционировании: что увеличивает ценность бренда и почему важна его консистентность.
Помимо крупных мероприятий, примерно раз в месяц мы проводим воркшопы, на которых эксперты из числа самих дизайнеров делятся знаниями со всеми желающими. Например, прошли воркшопы по анимации, типографике, инфографике. На мастер-классах они демонстрировали примеры из реальной работы.
Благодаря регулярным мероприятиям появился интерес к общению, дизайнеры объединились в чат-коммьюнити, где теперь открыто обсуждают рабочие моменты, делятся кейсами и сами инициируют проведение мероприятий. Только благодаря участникам дизайн-сообщества мы провели уже 21 событие и 9 воркшопов. И это всего за год!
Были и трудности. Далеко не все команды сразу поддержали эту нашу идею. Поначалу численность комьюнити росла очень медленно: на первых митапах было не так много слушателей, но это только мотивировало придумывать разные форматы и искать то, что заинтересует команды. Помимо этого, мы встречались лично, рассказывали о преимуществах сообщества, продолжали приглашать коллег на мероприятия и делились своим видением.
Что получают от сообщества сами дизайнеры
Прежде всего, коммьюнити поддерживает дизайнеров — помогает не выгорать и больше развиваться в профессиональном плане. Работа – это не только выполнение поставленных задач, иногда необходимо переключиться, научиться чему-то, просто обсудить что-то важное. Отлично работают мастер-классы и вебинары с приглашенными экспертами – сотрудники по желанию учатся чему-то новому, при этом меняя деятельность на пару часов.
Также сообщество — это про work-life balance: наши дизайнеры ходят вместе в музеи, организуют выездные рабочие дни и встречаются в неформальной обстановке. Так формируются новые отношения в командах. Личные связи очень помогают в работе – обратиться за советом или за помощью всегда проще в дружественной среде. Кроме того, это помогает быстро решать разные конфликты и разногласия, которые неизбежно возникают в любом коллективе.
Дизайнеры — творческая профессия. Мы понимаем, что для таких специалистов комфортная атмосфера, способствующая креативности, хорошие взаимоотношения и поддержка руководства, интересные задачи не менее важны, чем высокая заработная плата и возможность карьерного роста. Мы стараемся им всё это дать.
Главные качества дизрел-специалиста
- Открытость и эмпатичность
Профессия дизрела подходит людям, открытым к общению, обладающим высоким уровнем эмпатии и умеющим проявлять уважение к собеседнику при любых обстоятельствах.
- Многозадачность и организованность
Дизрел должен быть многозадачным, уметь найти контакт со всеми, а также обладать настойчивостью и терпением, желанием развиваться, организаторскими способностями и умением мотивировать.
- Навыки публичных выступлений
Чтобы стать дизрелом, желательно получить опыт работы пиарщика или ивент-менеджера и развить ораторские навыки. Пригодится не только умение выступать самому, но и научиться замечать хороших спикеров, вовлекать их в подготовку воркшопов. Необходимы также базовые скиллы копирайтера, чтобы доносить свои мысли и вовлекать новых участников в комьюнити через текст. Конечно, у дизрела должна быть грамотная устная речь. Но, пожалуй, самое важное — быть крутым мотиватором.
- Понимание дизайна
Стоит также получить базовые знания и повысить общую эрудицию в области дизайна, чтобы разговаривать с участниками комьюнити на одном языке.
Как будет развиваться комьюнити и профессия
Эмилия Евреинова, дизрел в Газпромбанке:
Мы хотим проводить больше неформальных мероприятий, включая встречи между дизайнерами разных команд банка. Сейчас мы все еще говорим, что у нас работает 8 команд, но хотим прийти к тому, чтобы заявлять о себе как об одной большой дизайн-команде.
В 2024 году этим и займемся: будем наращивать активность офлайн и в чате, повышать уровень сплоченности и внедрять геймификацию, которая поможет вовлечь дизайнеров в активную жизнь сообщества: чтобы его участники предлагали идеи, выступали с лекциями, писали статьи.
Мы находимся на начальном этапе развития designer relations, но первые результаты работы вдохновляют двигаться дальше. Стало понятно, что развитие дизайнеров в профессиональном плане и развитие дизайнерского комьюнити сильно взаимосвязаны. Коллеги хотят повышать скиллы, когда видят уровень профессионалов вокруг. Им интересно проводить друг для друга мероприятия и развиваться самим.