Email-маркетинг в b2b и b2c — работающие сценарии
Управляющий партнер в Inbox Marketing Даниил Силантьев выступил на конференции Mango Office «Жадность», где рассказал, чем email-маркетинг полезен бизнесу в b2c и b2b сегментах и как его применять на практике.
Если вы не попали, вот видео. Если неудобно смотреть, мы сделали конспект.
Вся суть
О email- и Inbox Marketing
Заблуждение считать, что email-маркетинг — это только для розницы. В B2B он тоже дает хорошие результаты. Вот примеры из нашего опыта: химические удобрения, инженерная компания, бухгалтерское ПО. Во всех этих компаниях email-маркетинг отлично работает.
Email — для общения «человек — бренд»
Но вы спокойно можете подписаться на их рассылки, и ваша почта от этого не деградирует. Сейчас email — это склад предложений от тех брендов, с которыми мы взаимодействуем.
Цели email-маркетинга
Поэтому email-маркетинг близок к маркетингу лояльности, и правильные цели связаны с изменением поведения пользователя, а не заработать Х рублей. Это тоже хорошая цель, но она вторична по отношению к воспитанию лояльности человека.
Если с помощью email-маркетинга мы достигли того, что человек любит нас больше и знает нас лучше, то это определенным образом должно конвертироваться в деньги. Иначе зачем там такая лояльность?
RFM-анализ
Мы видим, что 48,57% клиентов взаимодействовали с нами один раз и давненько — и больше мы их не видели. При этом идеальная ситуация — это верхний правый угол, когда пользователи что-то покупают и взаимодействует с нами.
Если я вижу в CRM клиента подобную картину, то понимаю, что инструмента для перетаскивания клиентов из нижнего красного угла в верхний активный, у бизнеса нет.
И email-маркетинг — один из лучших инструментов для этого. И вот тут встает вопрос о том, как мы будем считать эффективность email-маркетинга.
Как считать эффективность email-маркетинга
И там очень легко строится финансовая модель писем.
Когда мы говорим про «сложный» бизнес — это не только B2B, но и сферы, где длинная сделка, многофакторный выбор, отложенный спрос. Например, сюда относятся сфера недвижимости или покупка машины.
Экономика сделок
В целом, если мы говорим об атрибуции сделок с каналом email-маркетинга, то они бывают трех типов:
- Прямые сделки. Например, пицца. Показали скидку — народ побежал.
- Сделки, инициированные письмом. Если вы продаете диваны, человеку показали диван, человек исчез, ходил-бродил — бац! — диван продан. Очевидно, что email в этой цепочке поучаствовал.
- Информационное влияние рассылки. Например, если бизнес продает экскаваторы. Никто, увидев картинку экскаватора, не побежит его покупать, потому что это сложный процесс. В этом случае мы говорим, что деньги посчитать невозможно, но можно посчитать информационное влияние рассылки, какое количество клиентов мы окучиваем.
Кому не нужен email-маркетинг
Email-маркетинг — это, конечно, канал автоматического взаимодействия с пользователем, ручной режим и адресное послание всегда будет лучше.
Но если ваш размер отдела продаж или накопленная клиентская база не позволяет до каждого клиента дотягиваться лично, значит это нужно автоматизировать.
Причем в современном мире за счет того, что любое действие клиента на сайте и в рассылке прозрачно и предсказуемо, мы можем выстраивать сложные сценарии взаимодействия с пользователем: покупает он или не покупает, какая у него ролевая модель, как реагирует на письма с разными офферами. Таким образом мы с помощью email допинываем подписчиков по воронке продаж до сделки.
База клиентов и какие проблемы с ней бывают
Изучаем аудиторию
Вот идеальный портрет обычного подписчика. Давайте посмотрим, какие у него есть характерные черты:
- Письмо открывают на мобильных устройствах. Это значит, что наши письма должны быть адаптированы под эти устройства, иначе потеряем аудиторию.
- Когда человек читает ваше письмо, вокруг куча информационных раздражителей. Очень высокая конкуренция за внимание пользователей. А можем ли мы сделать такое письмо, чтобы оно было важнее того, что человеку стучится в скайп или телеграм?
- И вообще у него сейчас за спиной рванет ядерный реактор.
Контент
Если не изучать аудиторию, есть риск попасть в неловкую ситуацию.
Когда мы изучаем аудиторию, важно смотреть не только в нашу тематику. Вот, например, мы делали email-маркетинг для компании «ЛАД» и изучали их аудиторию.
Кажется, почта бухгалтера забита тематическими рассылками, и выделиться с еще одной крайне тяжело. Сложно переплюнуть «Главбух».
Но если мы начинаем общаться с ними не по-бухгалтерски, а по-человечески, и говорим с аудиторией на важные для нее темы правильным языком, то оказывается, что люди готовы платить нам своим вниманием.
Принесут ли такие письма прямые деньги? Скорее всего, нет. Но бухгалтер, которому мы зайдем как бы в голову, будет помнить про нас и ждать следующего письма — где уже будет легче продать наши услуги.
Еще один пример — письма для компании, которая производит системы укрепления грунтов. Бизнес серьезней некуда.
Здесь целевая аудитория делятся на две части: директора и инженеры. Они получают разные письма. Директорам пишем про кейсы, как мы помогаем экономить время и деньги, потому что они принимают решения.
Инженеры — тоже важная часть аудитории. Именно они вносят наши системы в проект. В коммуникации с инженерами нет задачи продажи, тут мы обучаем аудиторию. В этих письмах показываем схемы и расчеты.
Если мы начнем эти аудитории внутри нашей базы смешивать, мы не попадем в их сферу интересов: директору не интересен обучающий контент, инженеру бесполезно продавать услугу.
Дизайн писем имеет значение
Геймификация
Скачайте 6 готовых сценариев для геймификации в email.
Email-маркетинг способен работать на привлечение
Вопросы из зала
— Что делать, если базы нет?
Речь не о массовой рассылке по всей базе, а о заранее спланированной серии писем, которая стартует конкретному пользователю в тот момент, когда он оставил email:
- во время звонка,
- визита на стенде,
- визита на сайт.
— Насколько надо частить с рассылкой, чтобы не было негатива и чтобы это воспринималось как полезный контент, а не как очередной рекламный мусор?
Бывают ситуации, когда база выжигается целенаправленно. Например, микрозаймы. Окно потребности у человека закроется очень быстро, поэтому агрессивные методы оправданы.
А если мы продаем экскаваторы, где цикл сделки три года, частить нельзя. С точки зрения цифр это всё прозрачно и наблюдаемо.
— Возможно ли внедрение email-рассылок без CRM? Будут ли они именными?
Без CRM можно заниматься email-маркетингом, но количество сценариев будет ограничено. CRM знает, чем отличаются люди: этот покупал, этот не покупал, этот покупает товары категории 2 и 3… Это дает возможность проектировать сложные сценарии. Если CRM нет, сценарии будут проще.
— Если человек отписался, мы можем это отследить?
Благодаря аналитике, мы не просто знаем, кто отписался или нажал на спам. Если вам приходит нормальное письмо из цепочки email-маркетинга, то мы знаем, с какой конкретно ссылки человек перешел на сайт.
Например, вы сделали рассылку по клиентам, там есть ссылка на прайс. Очевидно, что люди скачивают прайс уже «теплыми», они ближе по воронке находятся, у них уже есть предмет интереса.
Что нужно сделать в таком случае? Взять список всех, кто скачал прайс, но не сделал заявку, и отдать продажнику, чтобы он позвонил или отправил смс-ку.
— Нужно ли контролировать подписки и отписки? Есть ли какой-то уровень нормы?
Если этот уровень достигает несколько десятых процента от числа отправленных, то появляется риск блокировки всего аккаунта. Зеленый показатель — 0,7% от числа отправленных, 0,5% — желтый сигнал.