«Remote. Офис не обязателен»
В моей команде работает девять человек из трёх разных стран, поэтому мы постоянно обсуждаем и решаем задачи на расстоянии. Когда я только начинал работать удалённо, мне помогли правила выживания в агентстве и книга «Remote. Офис не обязателен».
Вот тезисы, которые я выписывал, когда впервые читал книгу. Для удобства я разбил свой конспект на шесть блоков. Один блок — одна глава из книги.
Пришло время удалённой работы
- На работе не работают: совещания, общение с коллегами и масса отвлекающих факторов мешают сосредоточиться и выполнить поставленные задачи качественно.
- Дорога на работу отнимает драгоценные часы нашей жизни.
- Благодаря развитию технологий работать удалённо стало проще.
- Удалённая работа позволяет избавится от режима с 9:00 до 17:00 и выстроить удобный график.
- Удалённая работа позволяет вам быть независимым от географии передвижений.
- Удалённая работа позволяет не откладывать жизнь на потом.
- Удалённая работа позволяет немного сэкономить и владельцу бизнеса, и сотруднику.
- Удалённая работа не подразумевает отсутствие офиса: он просто не обязателен.
- Удалённая работа — это масса плюсов, но она требует дисциплины и влечет за собой издержки.
Роман Игошин рассказывает,
как собрать удалённую команду, управлять ею и добиваться результатов.
Как бороться с отговорками
Гениальные идеи рождаются, когда все общаются за одним столом.
Успешный продукт — это не только гениальная идея. Прежде всего это эффективная реализация идеи и её постоянная доработка.
На «удалёнке» сложно контролировать людей.
Для эффективной работы надо доверять друг другу. Если вы не можете доверять своим сотрудникам, значит пришло время искать новых.
Работая дома, мы постоянно отвлекаемся.
У вас есть работа, которую нужно выполнить, и вы взрослый, ответственный человек. Кроме того, большинство людей хочет работать и достигать крутых результатов, потому что это приносит удовольствие.
Только в офисе можно обеспечить необходимую информационную безопасность.
Это миф — «информационная контрацепция» уже обычное явление. Используйте надёжные пароли, храните их в надёжных местах, пользуйтесь двухэтапной авторизацией в почте и защищённым соединением.
Сложно организовать удалённую клиентскую поддержку.
Можно выделить для этого определённых сотрудников и изменить ожидания клиентов.
Крупные компании этого не делают.
Так работает IBM, S.C. Johnson & Son, Accenture, eBay, Virgin — разве это недостаточно крупные компании?
Другие сотрудники будут завидовать вашему «особому» графику.
Каждая должность отличается набором обязанностей, значит может отличаться и условиями работы.
На «удалёнке» нет корпоративной культуры.
Корпоративная культура — это не совместные пьянки, это набор ценностей, которые разделяют все члены команды.
Нельзя получить ответ немедленно.
80 % внезапных вопросов могут подождать. Половина из них отпадёт по мере ожидания (вы решите их самостоятельно), другую половину можно задать по эл. почте, ещё 15 % решаются путём коротких сообщений в чате, оставшиеся 5 % — по телефону.
Роман Игошин про методы обучения, грейды специалистов и ответ на важный вопрос, есть ли отличия от управления обычной командой в офисе.
Как организовать удалённую работу над совместными проектами
- Для эффективной совместной удалённой работы необходимо, чтобы все члены команды были одновременно в онлайне в течение 3–4 часов.
- Для большей наглядности «расшаривайте» экран при обсуждениях. Если нет возможности, запишите скринкаст.
- Используйте хранилища файлов, совместные календари и таскменеджеры, чтобы любой член команды знал, что делать дальше и где взять всё необходимое.
- Используйте приём «виртуальный кулер»: иногда полезно обсудить новость или новый фильм перед задачей.
- Поступательно двигайтесь вперёд: полезно проводить еженедельные собрания, чтобы рассказать о результатах за прошлую неделю и поделиться планами на следующую.
- Значение имеет лишь работа, поэтому на удалёнке сотрудников оценивают по результатам работы.
- Работа руководителя на удалённой работе становится более эффективной: меньше совещаний и вмешательства в работу сотрудников — больше времени для непосредственной работы руководителя.
Роман Игошин про бизнесы цели, как их достигать и поддерживать командный дух в направлении, где работают только удалённые сотрудники.
Осторожно, драконы!
- Страх изоляции: человеческое общение не ограничивается общением с коллегами, иногда гораздо больше удовольствия приносит общение с близкими людьми.
- Приучите себя к работе и отдыху. Не стоит прибегать к круглосуточному формату работы.
- Научитесь оценивать свой день: чувствовать себя продуктивным приятно.
- Помните об основах эргономики: удобные стол, стул, хороший монитор.
- Занимайтесь спортом. Постоянная работа дома сокращает движения до минимума.
- Тестировать удалёнку в компании необходимо не менее трёх месяцев.
- Сразу скажите клиенту, что работаете удалённо.
- Предоставляйте отзывы о своей работе до того, как их попросят.
- Чаще рассказывайте клиенту о ситуации на проекте.
- Всегда будьте доступны для общения, подключайте клиента к работе, ставьте ему задачи.
- Изучайте юридические аспекты удалённой работы.
Как найти и удержать лучших
- Сотрудников можно и нужно искать по всему миру. При этом важно учитывать:
- языковой барьер: сотрудник должен отлично писать на рабочем языке,
- пересечение по времени: разница между часовыми поясами должна быть не более 4–5 часов,
- юридические и налоговые особенности.
- Не разбрасывайтесь ветеранами и звёздными сотрудниками, их желание переехать не повод отказываться от их знаний и опыта.
- Придерживайтесь позитивного настроя: на удалённой работе нет места придуркам, агрессивному и нездоровому поведению, пессимизму.
- Крутые результаты получаются не у роботов-ниндзя, а у сотрудников с насыщенной личной жизнью. Компаниям стоит поощрять хобби и увлечения сотрудников.
- Собеседуя сотрудника на удалёнку, не заморачивайтесь с тестами и головоломками, потому что значение имеют лишь личное впечатление и результаты работы.
- Платите своим сотрудникам рыночные зарплаты. Не стоит думать, что вы можете платить кому-то меньше, потому что он живет в провинции. Дайте своему сотруднику возможность почувствовать себя важным и ценным.
- Удалённая работа ускоряет процесс «высадки» неправильных людей и появления «на борту» людей правильных, потому что на удалёнке хорошо видно кто, что и за сколько времени сделал.
- Удалённый сотрудник должен хорошо писать. потому что общение и аргументация своей позиции проходит в основном в электронной почте и чатах.
- Если сотрудник подходит вам по компетенциям, обязательно познакомьтесь лично или на крайний случай пообщайтесь в Google Hangouts или скайпе. При этом на звонке обязательно должны быть его будущие коллеги, чтобы руководитель и сотрудники понимали, насколько комфортно им будет работать вместе.
- Для лучшей «акклиматизации» можно пригласить сотрудника поработать в офисе на пару недель, чтобы он понял компанию и процессы. После этого можно приступать к удалённой работе.
Как управлять удалёнными сотрудниками
- Переходить на удалёнку можно в любое время, однако у молодых компаний процесс внедрения удалённой работы проходит менее болезненно.
- Не надо «руководить креслами», то есть проверять, когда сотрудники пришли или ушли. Руководитель должен заниматься организацией работы и контролем результатов.
- Полезно проводить регулярные офлайновые встречи, так как они помогают сплотить коллектив. Иногда полезно работать по спринтам, чтобы завершить задачу или проект в срок.
- Учитесь у open source разработчиков: большое количество людей создают сложный продукт и всё получается благодаря внутренней мотивации, открытой информации и эпизодическим встречам.
- Предоставляйте равные условия удалёнщикам и сотрудникам, работающим в офисе.
- Регулярно проводите встречи один на один с коллегами, чтобы узнать, как у них дела.
- Дайте возможность сотрудникам самостоятельно принимать решения, откройте доступ к информации, пусть они сами планируют свой отпуск.
- Следите за переработкой, потому что это самый быстрый путь к выгоранию. Работа не должна быть самым главным увлечением.
- Используйте дефицит живого общения в свою пользу: проводите живые встречи по особым случаям.
Роман Игошин, ведущий джедай
Благодаря этой книге я понял, что в удалённой работе в первую очередь важен твой результат работы, а не поход в бар с коллегами. Из-за этого я начал по-другому относиться к себе. Например, я осознал, что за мои результаты ответственен только я, поэтому только я могу сделать так, чтобы они становились всё лучше и лучше.
Чтобы быть эффективнее, я организовал максимально комфортное рабочее место у себя дома, начал по-другому работать над совместными проектами. Здесь мне очень помогла книга, потому что я использовал её как учебник: читал главу о том, как организовать работу над общим проектом и делал так же, только уже на своём.
Когда я начал работать удалённо, то обнаружил, что я очень недисциплинированный человек. Это мешало мне показывать хорошие результаты. К сожалению, в книге не рассказывают, как бороться с этой проблемой.
У нас в агентстве все по-разному тренируют организованность: одни работают по таймеру, другие в таск-менеджерах, а я веду дневник времени. Что это и как этим пользоваться, я рассказал в своём блоге.
Впервые статья была опубликована в Академии IT-Agency, где можно изучить другие материалы об интернет-маркетинге, SEO, CRM, а также управлении, аналитике и устройстве агентства.