Неочевидные тренды в мобильном маркетинге 2024
Последнее время СМИ много писали о том, какие тренды определяют специфику направления мобильного маркетинга в 2024 году. Некоторые из них довольно очевидны: чат-боты, чистый трафик, альтернативные сторы и т.д. Но есть тренды, которые можно заметить, только пристально изучая отрасль. Именно о таких неочевидных трендах рассказывает Алла Рауд, руководитель направления ASO в IT-Agency.
Но есть тренды, которые можно заметить, только пристально изучая отрасль. Именно о таких неочевидных трендах рассказывает Алла Рауд, руководитель направления ASO в IT-Agency.
Эксперты сейчас активно обсуждают ключевые тренды на 2024 год. В том числе — высокую потребность в специалистах, обладающих экспертизой в удержании, удорожание аналитики из-за изменений в политиках безопасности и конфиденциальности, стремление бизнеса перевести трафик из веба в мобайл.
Кроме того, продолжается повсеместная борьба с фродом и развиваются альтернативные рекламные каналы. Остаются популярными чат-боты как механизм побуждения пользователя к целевому действию. Очевидно, что российский рынок мобильных приложений постепенно восстанавливается, растёт спрос на тех специалистов в ASO, которые не просто поднимают приложения в сторах за счёт органики, но и берут на себя всё общение с магазинами приложений.
В этой статье я хочу поговорить ещё о некоторых значимых тенденциях, которые важно учитывать, планируя работу на 2024 год.
Объединение приложений в экосистемы
Несколько лет назад мы много говорили об экосистемах и объединении разных приложений в супераппы, закрывающие единовременно много различных потребностей. К примеру, это такси, доставка еды, покупка товаров и многое другое в экосистеме Яндекса. Банкинг, доставка продуктов, лекарств, страхование, ТВ и так далее у Сбера.
Тогда казалось, что эта тенденция касается только очень крупных игроков. Но сейчас похоже, что она становится всеобщей. И даже стартапы, выводящие на рынок с MVP, стремятся расширить его и предложить дополнительные опции. К примеру, карта диетического питания теперь легко может включать и шагомер, и схемы тренировок, а приложение для страхования квартир — дополнительно замер уровня шума.
Интерес к метавселенным
Пользователи всё больше времени проводят в мобильном телефоне и хотят чувствовать себя там максимально комфортно, как дома. В ответ на этот запрос появляются метавселенные — цифровые площадки для виртуального общения с друзьями и коллегами. К примеру, в начале прошлого года в Азии ненадолго стала популярной метавселенная Bondee, которая позволяла цифровым аватарам общаться, вместе играть или работать.
К метавселенным, как их описывают писатели-фантасты, мы пока ни технологически, ни психологически не готовы. Но наблюдается тяга к тому, чтобы, открывая смартфон, не переключаться между многочисленными отдельными приложениями с разными интерфейсами и особенностями, а попадать в некое единое пространство.
Коллаборации и эксперименты
Коллаборации брендов — это не только способ вместе предложить новый продукт, но ещё и значимый инфоповод. Рынок в последнее время находится в некоторой неуверенности, и любое громкое событие может его всколыхнуть. Поэтому, несомненно, нас ждут яркие нестандартные проекты объединения брендов. Если посмотреть именно мобайл, то легко вспомнить Roblox, очень популярный у детей. Уже порядка 30 крупных e-comm в России создали и выложили на этой платформе свои игры.
В целом, можно ожидать и более громких проектов, может, это будет выход в оффлайн с QR-кодами, виртуальная реальность, какие-то другие забытые или новые форматы, но чувствуется потребность в свежих впечатлениях.
Кстати, эксперименты как таковые, не только в рамках коллабораций, также будут набирать популярность. Мы уже видели в прошлом году значительно более гибкое управление кабинетами для запуска A/B-тестов, разные подходы к пользователям — картинки, видео, мини-игры. По статистике, каждый такой эксперимент повышает конверсию до 5%. Вроде бы показатель невысокий, но за 5 или 10 попыток можно вполовину увеличить приток клиентов.
Единый образ бренда
София Антонова, маркетолог IMSHOP.IO, отмечает: «Современные потребители ожидают одинаково комфортного опыта взаимодействия с брендом, независимо от того, пользуются ли они мобильным приложением, посещают веб-сайт или физический магазин. Поэтому важно обеспечить единство онлайн и оффлайн каналов, настроить синхронизацию между мобильным приложением и сайтом, а также согласовать систему лояльности во всех каналах».
Это то, что называется омниканальностью — созданием общей структуры, с которой сталкивается потребитель. И в мобильном маркетинге поддерживать тот уровень сервиса, который заявлен в стандартах бренда, это уже даже не тренд, а жизненная необходимость.
Продолжается борьба за чистоту трафика
Фрод влияет и на прибыль, и на репутацию компании, при этом мошеннических схем становится всё больше, и нужно учиться их отсекать.
Мария Климова, Head of PR&Marketing Admon.ai: «Важный тренд 2023, который мы забрали в 2024 год — тема фрода постепенно перестаёт быть табуированной. Что это значит: различные игроки рекламного рынка начали открыто признавать существование проблемы и необходимость борьбы с ней, причём совместными усилиями. Логичным шагом на пути к популяризации вопроса стала инициатива создания комитета по борьбе с фродом на базе АРИР. К рабочей группе может присоединиться любой заинтересованный и неравнодушный, достаточно заполнить анкету. В 2024 году комитет планирует выпустить много важных исследовательских и образовательных продуктов, которые, надеемся, помогут сделать рынок более прозрачным, а также спасти и грамотно оптимизировать бюджеты рекламодателей».
Личный контакт с пользователем
«Современные потребители больше не реагируют на массовую рекламу, — делится мнением София Антонова, маркетолог IMSHOP.IO, — и предпочитают персонализированные предложения, соответствующие их индивидуальным потребностям. Для этого маркетологам важно использовать данные о предпочтениях клиентов, истории их покупок, поведении в интернете и другую аналитику, чтобы лучше понять аудиторию. Персонализация контента включает в себя создание пуш-уведомлений, адаптированных к потребностям аудитории. Этот подход помогает установить глубокую связь с клиентами, улучшить их опыт взаимодействия с брендом и повысить вероятность конверсии».
Запрос на осознанность и экологичность
В том году с опаской говорили, что общая неопределённость надолго выключит из поля зрения российского бизнеса всю ESG-повестку. Однако на деле оказалось, что стремление к осознанному потреблению, экологичности, здоровью, вниманию к миру и психологическому комфорту очень велико. Поэтому бренды делают акцент на этих вопросах.
Заметно, что приложения проходят редизайн, появляются переключатели на ночной режим ради комфорта для глаз, пуш-уведомления стали менее навязчивыми. Многие сервисы предлагают клиентам поддержать отказ от пластика, сохранить деревья, выбирать электронные чеки вместо бумажных, поощряя бонусами и внутренними наградами за экологичный подход.
Акцент на CPI при работе с блогерами
Каналов рекламы не так много, поэтому интеграции с блогерами остаются очень популярным и удобным инструментом продвижения. Но я вижу, что в последнее время меняется подход к работе с ними. Раньше мы размещали рекламу приложений или каких-то продуктов через широкие охватные выходы — мы отдавали блогерам промокод и фиксировали результат.
А с этого года всё чаще компании выбирают более эффективные способы расхода бюджета, внимательнее считают CPI (cost per install, стоимость установки). И, заключая контракты с блогерами, они ориентируются на показатели retention — сколько пришедших от блогера установок останется в приложении. Уже появились площадки, которые позволяют платить блогерам за установки. Мы продолжим наблюдать за каналами и оценивать их на чистоту трафика..
Повсеместное использование нейросетей
Ещё ни слова не сказала про нейросети, но только потому что это, пожалуй, самый громкий тренд 2023 года практически во всех сферах. Нейросети применяются всё активнее. В то же время продолжается сбор данных и обучение, а значит, мощности ИИ будут возрастать. Также увеличивается само количество нейросетей и способы их применения.
Будут появляться всё новые продукты на основе технологии нейросетей. Уже наблюдаем, как в экосистему Яндекса встраивается нейросеть «Шедеврум», а Сбер развивает Kandinsky, который также доступен в мобильном приложении. Вероятно, в какой-то момент место чат-ботов займут системы коммуникации на основе ИИ, у нас появятся пользовательские вкусовые подборки и ещё более персонализированные рекомендации.
Общие выводы
После недавних встрясок, и учитывая, как сильно изменился мир, большинство компаний оказались в одинаковых условиях. Мы как будто все превратились в стартапы — высокий уровень неопределённости, много рисков, но и много возможностей. Чтобы продолжать динамично расти, бизнесу требуется ещё больше чем раньше уделять внимание цифрам и метрикам, проводить ещё больше экспериментов, быть готовыми к переменам, пробам и ошибкам.
Нейросети обеспечат совершенно иной уровень взаимодействия клиента с брендом, недостижимый ещё совсем недавно. Кроме этого, из-за стремления мобайла к расширению, будут появляться платформы, решающие ещё больше задач пользователя. При этом сохранится тренд на экологичность и бережность в коммуникациях и продуктах.
Крупный бизнес продолжит использовать стратегию growth hacking путём внедрения улучшений и инноваций, используя низкорисковый подход, который при этом не допускает стагнации, а позволяет пробовать что-то новое. Какие-то шаги будут удачными, какие-то нет. Но для всего рынка это очень хорошая тенденция — потому что в итоге выиграет клиент.