Партнерская программа: самописные решения или готовые сервисы — что выбрать?
Партнерский маркетинг — это мощнейший инструмент для масштабирования бизнеса. С помощью партнеров можно кратно увеличить продажи и дотянуться до клиентов там, куда не доходят ваши брендовые коммуникации.
Но на бумажке партнерство не сделаешь. Его нужно автоматизировать так же, как контекстную рекламу, CRM или бухгалтерию. И тут перед бизнесом встает классический вопрос — сделать самим или воспользоваться готовым решением?
В этой статье подробно разберем оба варианта и выбрать будет проще. Но сначала немного базы.
Запуск любой партнерской программы состоит из 6 основных шагов.
Цели программы
Решите, зачем конкретно вам нужна партнерская программа: увеличить охват и узнаваемость, повысить продажи, повысить конверсию в покупку, увеличить лояльность?Продвигаемые продукты
Выберите товары или услуги, которые собираетесь продвигать через партнеров.Партнеры
Выберите посредников с целевой для вашего продукта аудиторией и договоритесь о сотрудничестве. Подготовьте оффер: пропишите комиссию и условия выплат за клиентов, пришедших от партнера, или за целевые действия, совершенные этими клиентами.Система уникальных ссылок
Создайте персональные реферальные ссылки для каждого партнера, чтобы отслеживать их активность и результаты. С помощью этих ссылок можно будет понять, от какого партнера пришел клиент, и на основании этих данных выплачивать вознаграждения.Маркетинговые материалы
Подготовьте для партнеров материалы, которые помогут им продавать ваш продукт клиентам и лучше доносить ваши ценности. Это могут быть рекламные баннеры, описания товаров и услуг, прайс-листы и даже тестовые образцы.Управление
Разработайте собственную панель или дашборд для работы с партнерами. Или воспользуйтесь готовым сервисом и настройте его под свой бизнес.
Самое сложное — это реализация. Сравним плюсы и минусы собственной разработки и готового решения.
Собственная разработка
Разработка платформы для партнерских программ состоит из 5 основных этапов.
1. Техническое задание (ТЗ)
ТЗ описывает все, что нужно программистам, дизайнерами и интеграторам для воплощения вашей задумки. Необходимые вам функции, интерфейсы, требования безопасности (для защиты данных), технические требования, необходимые интеграции (например, с CRM-системами, сервисом аналитики или системой оплаты).
2. Выбор технологического стэка
Под технологические стэком подразумеваются:
технология (Java, Python, Node.js, Ruby on Rails),
база данных (PostgreSQL, MySQL, MongoDB),
инструменты для разработки (React, Angular, Vue.js),
облачные сервисы (AWS, Google Cloud, Azure),
инструменты для интеграции (Jenkins, GitLab CI или CircleCI).
Не трудно догадаться, что понадобится штат из разработчиков и программистов (или команда на аутсорсе).
3. Интеграция
На этом этапе ваша платформа интегрируется с другими частими вашей IT-инфраструктуры, здесь будут:
API для обмена данными между партнерской программой и основной платформой, сюда же входит интеграция с платежной системой и CRM;
система отслеживания действий пользователей;
интеграция с сервисами веб-аналитики (Roistat, Яндекс.Метрика).
чтобы отслеживать эффективность работы партнеров и анализировать данные по всем взаимодействиям.
4. Тестирование
Самый болезненный этап, показывающий ошибки всех предыдущих этапов. Увы, не бывает такого, что составили техническое задание, выполнили его и все работает. Нужно закладывать время на исправление ошибок и несостыковок.
5. Обучение/запуск
Когда (если) все заработает, нужно будет разработать документацию. Сделать подробные инструкции для всех, кто будет работать с партнерской программой, то есть для ваших сотрудников (администраторов) и ваших партнеров. Это могут быть обучающие видео, вебинары, презентации, скрипты. Чем больше и понятнее, тем лучше.
Теперь посмотрим на сильные и слабые стороны самописного решения.
Плюсы
Если у вас специфичный бизнес и вам не хватает функций в готовых сервисах, то поможет собственная разработка.
Если у вас самописная CRM-система, инструмент для аналитики или другие части вашей IT-системы, то и платформу проще интегрировать собственную, которая отвечает всем техническим требованиям.
Минусы
Собственная разработка — это крайне дорогостоящий процесс. Ведь по сути ваша компания оплачивает создание с нуля полноценного IT-продукта и не самого простого.
Разработка такой платформы может занять год. И не всегда результат стоит ожидания.
Еще одна из наболевших проблем — зависимость от специалистов. Если разработчик, который занимался платформой, решил больше с вами не сотрудничать, то любой встречный не подойдет, придется искать того, что работает с таким же технологическим стэком (см. пункт 2).
Сервис для партнерских программ
Запуск партнерских программ через готовый сервис состоит из 5 простых шагов:
регистрация,
интеграция с вашим сайтом или магазином через API или плагины,
готовые интеграции с популярными сервисами,
загрузка маркетинговых материалов,
начало работы.
Плюсы
Легко начать работу.
Можно быстро и без лишних вложений протестировать новый инструмент продвижения.
Несравнимо дешевле собственной разработки.
Тех.поддержка сервиса сама решает все вопросы по работе с платформой, вам не нужно никого нанимать для этого.
Минусы
Если у вас специфичный бизнес, вам может не хватать функций сервиса.
Если у вас сложная, по большей части самописная IT-инфраструктура, то, скорее всего, будет трудно интегрировать ее с сервисом.
В абсолютном большинстве случаев, чтобы запустить у себя партнерскую программу, вам с лихвой хватит функционала готовых сервисов. Функционала сервиса PRM Online вам хватит с лихвой. Мы разработали первый в России сервис для управления всеми видами партнерств и им пользуются компании из очень разных ниш: медицины, маркетинга, строительства, IT, retail, fashion, производства и других.
Покажем дальше, как выглядит работа с партнерами в PRM Online. Вот несколько примеров из функционала.
Аналитика по клиентам, пришедшим от партнеров, и по совершенным ими целевым действиям.
Аналитика по партнерам: насколько каждый из них активен и насколько эффективно продвигает ваш бизнес.
- Раздел для работы с вознаграждениями с индивидуальной настройкой под разных партнеров.
Раздел с обучающими материалами: централизованная загрузка и актуализация данных, чтобы не отправлять вручную отдельно каждому партнеру.
Раздел с выплатами и уведомлениями по транзакциям, чтобы все финансы были под контролем и чтобы не нарушать предусмотренные договором сроки.
Готовая интеграция с CRM-системами, например, amoCRM и Bitrix24: лиды от партнеров автоматически попадают в вашу CRM-систему и идут к продажникам в работу.
Статус, сумма сделки и другие данные по каждому пришедшему клиенту с указанием оффера и источника, по которым пришел клиент.
Все возможности сервиса можно посмотреть по записи у нас на демо.
А больше полезной информации по партнерскому маркетингу можно почитать в нашем блоге.