Событийный туризм и нишевые направления — Traveltech выделил главные туристические тренды
Рынок туризма продолжает восстанавливаться от последствий пандемии и санкций. Объёмы выезжающих на популярные направления уверенно обгоняют показатели 2022 года. Где предпочитают отдыхать россияне, что такое «соседский туризм» и какие тенденции определят развитие индустрии в ближайшие годы, обсудили представители турагентств и сервисов бронирования в студии первого видеоподкаста о рекламе и маркетинге MEDIA MIX.
Тенденции в туризме — 2023:
Нишевые направления становятся мейнстримом. В текущем году россияне стали присматриваться к регионам и ближнему зарубежью. Нишевые в прошлом направления набирают обороты:наиболее популярны Узбекистан и Дагестан. Также пользуются спросом поездки в Беларусь, Абхазию, Армению и Казахстан. При этом наиболее популярной страной для отдыха по-прежнему остается Турция — на неё пришлось более четверти всех летних поездок в этом году.
«Соседский туризм». На фоне перераспределения туристических потоков внутри страны выросло количество путешествий в соседние регионы на выходные. До трети всех поездок на Дальнем Востоке (в отдельных районах — до 50%) приходится на такой “соседский туризм”. Подобная ситуация прослеживается и на Кавказе: жители Ставропольского края и Ростовской выбирают поездки в горы. Для регионов это перспективный сегмент для развития, ведь привезти к себе соседей гораздо легче, чем сделать масштабную рекламу региона на всю страну.
Рост событийного туризма. Турагентства и сервисы онлайн-бронирования отмечают приток интереса к Мурманску, Камчатке и Алтаю — местам, где можно совместить активный отдых и знакомство с достопримечательностями. Индустрия предлагает путешественникам непривычные направления и драйвит внутренний туризм: поток путешествий внутри страны стабильно растёт на 7–10% год к году.
Женщины принимают конечное решение по бронированию. Согласно big data, именно женщины определяют, как будет выглядеть отдых для всей семьи: эта аудитория изучает регион, смотрит предложения, разбирается в услугах и принимает финальное решение о бронировании. С точки зрения финансового положения типичный путешественник обладает доходом среднего уровня (60 тыс. рублей) и выше.
Привлечение аудитории в 2023 году
Помимо актуальных тенденций в видеоподкасте MEDIA MIX представители traveltech обсудили наиболее актуальные медиаканалы в 2023 году. Дарья Кочеткова, управляющий директор сервиса онлайн-бронирования отелей и апартаментов Ostrovok.ru, рассказала, как изменился медиасплит компании за последнее время: «Будучи в первую очередь технологичным цифровым сервисом, раньше мы уделяли больше внимания digital-каналам и перформанс-маркетингу, в которых удобно следить за рентабельностью кампаний и возвратом инвестиций. Однако в 2022 году всё изменилось: часть рекламных площадок ушла из Рунета, в то же время на рынке появились новые сервисы, готовые тратить большие маркетинговые бюджеты, чтобы быстро привлекать аудиторию. В результате мы пересмотрели подход к медиапланированию и сейчас активно работаем со всеми доступными каналами, в том числе охватными – ТВ и наружной рекламой». Спикер отметила, что компания не только выступает активным рекламодателем, но и является востребованной рекламной площадкой для других брендов.
PR-директор сервиса бронирования отелей «МТС Travel» Анастасия Самойлова объяснила, почему компания делает ставку на широкий медиамикс: «Наша компания — новый игрок на рынке, который ещё не так хорошо знаком потребителю. Поэтому для нас важно присутствие в широком пуле каналов, позволяющих быстро достигнуть максимального охвата целевой аудитории, в особенности на ТВ, в спецпроектах и перформансе». Ещё одним каналом коммуникации с аудиторией стали спецпроекты и розыгрыши — например, с телеведущей и блогером Настей Ивлеевой. Кроме того, для привлечения органического трафика «МТС Travel» приобрёл портал «Тонкости туризма», где сосредоточена аудитория путешественников.
Как изменится рынок за следующие 5 лет?
По словам Григория Новикова, директора по развитию «Национальных приоритетов», амбиция — двукратный рост внутреннего туризма. Сейчас на человека приходится в среднем 0,4 поездки в год, а 45% россиян в целом не выезжали за пределы своего региона. По восприятию россиян-туристов, у нас много красивых мест, но нет инфраструктуры. Россия — страна для путешественников, а не туристов, и именно на них нужно ориентироваться. Наши люди не знают, куда, как путешествовать, даже если это соседний город, а именно это и есть ключевой источник роста на внутреннем рынке: «Российский потребитель плохо представляет, где и как можно путешествовать внутри страны. Агрегатор, который сможет взять на себя роль лидера категории, а не поисковой строки, будет доминировать», — подчеркнул Григорий.
Артур Мурадян, генеральный директор Space Travel и вице-президент АТОР по выездному туризму, рассказал, что в ближайшие пять лет государство планирует активно развивать круглогодичные курорты. В пятёрку ключевых мест входит Дагестан, Каспийское море, Краснодарский край, Байкал и Алтай. Не останется без внимания и въездной туризм. «Внутренний сегмент будет развиваться; главное, не стоит забывать о въездном туризме, который в разы важнее для страны с точки зрения репутации, политики и экономики, чем перераспределение внутренних потоков», — отметил Мурадян. Также спикер призвал обратить больше внимания на кадры, чья нехватка остро ощущается в регионах.
Подробности — в новом выпуске подкаста MEDIA MIX на YouTube, RuTube и в HiFi-стриминге Звук.